Этапы подготовки к итоговому сочинению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы подготовки к итоговому сочинению

Сочинение в школьном образовании - наиболее универсальная форма проверки уровня обученности учащихся. Следует отметить, что умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов, но в первую очередь - дисциплин гуманитарного цикла. Хорошее сочинение - результат систематической планомерной работы на протяжении всех лет обучения в школе. С появлением ЕГЭ сочинение на многие годы было забыто. Проведённая в 2014 году апробация написания сочинения выпускниками определила для меня ряд проблем, которые необходимо решать, начиная с пятого класса:

1) на уроках развития речи по русскому языку и литературе больше уделять внимания систематической работе с текстовой информацией. Учащиеся не достаточно грамотно умеют интерпретировать текст, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской позиции.

2)Недостаточное внимание уделяется в работе с учащимися практике аргументированного пересказа..

3)Следует увеличить время на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

4)Необходимо проводить такие продуктивные виды чтения, как поисковые и исследовательские.

5) Чтобы подготовить ученика к сочинению, надо учить создавать связный текст на заданную тему через анализ готовых текстов с разных точек зрения и регулярной практики по выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Главная задача учителя - показать, ЧТО и КАК нужно уметь для успешного написания текста сочинения.

В методику по написанию сочинения я включаю следующее:

1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее пяти контрольных сочинений.

2. Неудачно выполненная работа обязательно переписывается.

3. Перед написанием сочинения отрабатывается аналогичного материала в классе под руководством учителя.

4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).

5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению.

6. В урок по подготовке к сочинению включаются отдельные практические задания:

 анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;

 осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме;

 отбор материала, для раскрытия темы

 формулировка тезисов сочинения;

 продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;

 речевое оформление текста;

 оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению считаю эффективными следующие приемы:

 создание устных сочинений на разные темы,

 написание отдельных частей сочинения;

 устный анализ сочинений по критериям с целью развития навыка рецензирования своей и чужой работы и редактирования текста.

На протяжении многих лет целью написания сочинения по литературе было показать умение анализировать содержание художественного произведения, способность выразить понимание авторской позиции. При этом ученик в своих суждениях шел «вслед за автором»: сначала анализ текста, затем выводы, то есть во главу угла ставился текст. Главной особенностью итогового сочинения сейчас является то, что в нем выпускник должен сформулировать свою точку зрения и аргументировать свою позицию по предложенной теме и в качестве доказательства привести примеры из текстов, причем не обязательно отечественной художественной литературы.

Для успешного написания итогового сочинения выпускникам на сегодняшний день предложено огромное количество рекомендаций, но ответственность остаются на учителе.

Практика доказывает, что 60-70% учащихся класса нуждаются в четком плане сочинения, из них 30% - готовых клише.

В этом году утверждено пять направлений тем. Учитывая «богатый» читательский опыт своих учеников, предлагаю им обратиться к толковому словарю по всем направлениям. Обсуждаем каждое направление и останавливаемся в качестве примера на одном. Затем предлагаю тему: тема- вопрос; тема - суждение; тема - понятие.

Приступая к совместной работе, внимательно читаем формулировку темы, определяем свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает определение опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем.

Затем выстраиваем свою работу в соответствии с особенностями формулировки темы.

В соответствии с формулировкой темы сочинение может включать следующие части:

тезис ( ответ на вопрос) - аргументы (примеры) - вывод ;

вступление - основная часть ( примеры) - заключение.

Проговариваем, что в сочинении должно быть не менее трёх абзацев; можно выделять отдельным абзацем каждый литературный пример; включать дополнительные абзацы в соответствии с замыслом работы.

Формулируем несколько речевых оборотов (клише), чтобы соединить фрагменты сочинения, сделать логические переходы между микротемами и оформить грамматически связь предложений. Записываем, что необходимо использовать в сочинении:

- рассуждения о смысле выбранной темы (понятия);

- диалог с воображаемым оппонентом;

- вводные конструкции; - ассоциации;

- синонимы и антонимы; - градацию;

- антитезу; - анафору;

- синтаксический параллелизм; - сравнение;

- ряд назывных предложений; - инверсию;

- риторический вопрос или ряд риторических вопросов;

- риторическое восклицание (не увлекаться);

- оценочную лексику (не увлекаться);

Подбираем цитаты, доступные к пониманию и запоминанию.

- правильно включай их в текст (оформление цитаты);

- предупреждаем фактические ошибки.

В работе над сочинением предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1.Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

2. Создание мультимедийной презентации по определённой теме.

3. Подбор тематических текстов.

4. Подготовка словарной работы.

6. Создание докладов и рефератов по теме.

7. Составление графического способа использования одного произведения во всех направлениях.

8. Подборка вступлений и заключений.

В свое время Л.Н. Толстой сказал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Поэтому, понимая и принимая суть высказывания великого писателя, педагог должен строить обучение написанию сочинений на уроках русского языка и литературы на протяжении всех школьных лет. Важно, чтобы творческие работы учеников были развивающими, носили исследовательский характер и ориентировались на отдалённую перспективу - на качественное выпускное сочинение.









На что человек способен ради любви?

Что такое любовь? У каждого человека есть своё определение этому красивому, загадочному слову. Например, апостол Павел проповедовал, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозноситься, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не желает зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; любовь все проходит, всему верит, всего надеяться, все переносит. Любовь - это великое чувство, ради которого человек способен на многое.
Это хорошо показал известный писатель Александр Иванович Куприн в повести "Олеся". Главная героиня - юная ведьма, которая жила в лесу вместе с бабушкой Мануйлихой. Она всегда держала внучку подле себя, чтобы не та не общалась с людьми, но недолго длилась её спокойная жизнь - в судьбе Олеси появился Иван Тимофеевич. После недолго общения, главные герои полюбили друг друга, а ещё через некоторое время Иван Тимофеевич сделал предложение руки и сердца. Олеся прекрасно понимала, что ей нельзя венчаться, поскольку она, по своей природе, является "нечистой силой", но ради любви она решилась попробовать войти в "дом Божий", вопреки страху смерти и упрекам жителей, но, в итоге, ей пришлось покинуть своего любимого.
Но любовь бывает не только между мужчиной и женщиной. Об этом писал известный лингвист Сергей Иванович Ожегов: "Любовь - чувство самоотверженной и искренней привязоннасти к чему-либо", то есть это может быть любовь к Родине. Ради неё человек тоже способен на благородные поступки, как, например, главный герой из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" - Андрей Болконский. В начале романа, в первом бою против Наполеона, когда русским войскам пришлось отступить, он не дрогнул перед многотысячнной армией императора Франции, а, наоборот, один пошёл в атаку, не боясь за свою жизнь, потому что для него важнее всего была защита Родины от посягательств врага.
В итоге я могу сказать о том, что для меня, пока, любовь остаётся красивой загадкой природы, которую я разгадаю в своё время, как это сделали известные писатели, поэты и "люди науки".



© 2010-2022