- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку в 11 классе
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мясникова (.С. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 в редакции от 31.01.2012);
-
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку;
-
Авторской программы «Русский язык» 10-11 классы под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. - Просвещение, 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Актуальность программы определяется приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания русского языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободное пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы для изучения учебного предмета «Русский язык» в 11 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели). При этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Плановых контрольных мероприятий - (количество):
- контрольная работа - 3
- сочинение - 3
- изложение - 1
В рабочей программе по сравнению с авторской было уменьшено количество часов на изучение некоторых тем: «Глагол» (-1 час), «Наречие» (-1 час), «Предлог» (-1 час), «Основные принципы русской пунктуации» (-1 час), «Предложения с уточняющими членами» (-2 часа), «Сложное предложение» (- 1 час), «Бессоюзное предложение» (-1 час), «Цитаты» (- 1 час). Это обусловлено тем, что несколько тем, предложенных авторской программой для самостоятельного изучения, необходимо повторить, так как были обнаружены пробелы в знаниях учащихся. Так, часы были добавлены на изучение «Правописания суффиксов причастий», «Простого предложения», «Способов передачи чужой речи», а также на контрольные работы и уроки развития речи, которые необходимы при подготовке выпускника средней школы.
Содержание разделов и тем учебного предмета (66 часов)
Морфология и орфография (20+2 ч.)
Глагол. Спряжение глаголов. Особенности употребления форм глагола в речи (тексте). Правописание глаголов. Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Употребление причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Деепричастие. Значение, употребление и образование деепричастий. Наречие. Образование наречий. Правописание и употребление наречий. Служебные части речи. Предлог. Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов. Союз. Употребление и правописание союзов. Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ.
Сочинение-рассуждение по тексту И.А. Ильина.
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
Синтаксис и пунктуация (33+6 ч.)
Простое предложение. Типы простых предложений по функции (цели высказывания) и эмоциональной окраске. Предложения двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений. Неполные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого и подлежащего. Особенности употребления второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с уточняющими членами. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения и междометия. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Синонимия сложноподчиненных предложений и других синтаксических конструкций. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными. Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Монолог и диалог. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.
Доклад на лингвистическую тему «Основные принципы русской орфографии».
Составление плана, тезисов, аннотации.
Сочинение-рассуждение по тексту В.М. Пескова.
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
Подробное изложение с разными видами цитат по тексту Д.С. Лихачева.
Обобщающее повторение (2+2 ч.)
Обобщающее повторение.
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
Сочинение-рассуждение по тексту Л.А. Жуховицкого.
Резерв (1 час)
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Морфология и орфография (20+2 ч.)
1
Глагол. Спряжение глаголов.
1
Сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, работа с текстом, тест, самопроверка, работа со словарем, аргументация мнения, выбор ответа, использование полученных знаний, создание текста на основе данного, подробный и сжатый пересказы, работа с таблицей, составление алгоритма работы, осложненное списывание, самопроверка, запись под диктовку, группировка, классификация, тест.
2
Особенности употребления форм глагола в речи (тексте).
1
3
Правописание глаголов.
1
4
Причастие. Образование причастий.
1
5
Правописание суффиксов причастий. Употребление причастий.
1
6-7
Правописание суффиксов причастий. Употребление причастий.
2
8
Деепричастие. Значение, употребление и образование деепричастий.
1
9
Наречие. Образование наречий.
1
10-11
Правописание и употребление наречий.
2
12-13
Сочинение-рассуждение по тексту И.А. Ильина.
2
14
Служебные части речи. Предлог. Особенности употребления предлогов.
1
15
Правописание предлогов.
1
16-17
Союз. Употребление и правописание союзов.
2
18
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
1
19-20
Правописание НЕ со словами разных частей речи.
2
21
Правописание частицы НИ.
1
22
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
1
Раздел 2. Синтаксис и пунктуация (33+6 ч.)
23
Доклад на лингвистическую тему «Основные принципы русской орфографии».
1
Сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, работа с текстом, тест, самопроверка, работа со словарем, аргументация мнения, выбор ответа, использование полученных знаний, создание текста на основе данного, различные виды пересказа, работа с таблицей, составление алгоритма работы, осложненное списывание, самопроверка, запись под диктовку, группировка, классификация, тест, поиск информации в разных источниках, восприятие текста на слух, использование цитат, полученных знаний о цитировании.
24
Составление плана, тезисов, аннотации.
Простое предложение. Типы простых предложений.
1
25
Предложения двусоставные и односоставные.
1
26-27
Типы односоставных предложений.
2
28
Неполные предложения.
1
29
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
30
Согласование сказуемого и подлежащего.
1
31
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
1
32-33
Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами.
2
34
Однородные и неоднородные определения.
1
35
Согласование в предложениях с однородными членами.
1
36-37
Сочинение-рассуждение по тексту В.М. Пескова.
2
38-40
Предложения с обособленными членами.
3
41
Предложения с уточняющими членами.
1
42-43
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.
2
44
Обращения и междометия.
1
45
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
1
46
Сложное предложение.
1
47
Сложносочиненное предложение.
1
48-50
Сложноподчиненное предложение.
3
51
Синонимия сложноподчиненных предложений и других синтаксических конструкций.
1
52-53
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными.
2
54-55
Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
2
56-57
Сложные предложения с разными видами связи.
2
58
Монолог и диалог. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Замена прямой речи косвенной.
1
59
Цитаты и знаки препинания при них.
1
60-61
Подробное изложение с разными видами цитат по тексту Д.С. Лихачева.
2
Раздел 3. Обобщающее повторение (2+4 ч.)
62
Обобщающее повторение.
1
Сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, работа с текстом, тест, самопроверка, работа со словарем, аргументация мнения, выбор ответа, использование полученных знаний, создание текста на основе данного, подробный и сжатый пересказы.
63
Комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ.
1
64-65
Сочинение-рассуждение по тексту Л.А. Жуховицкого.
2
Резерв (1 час)
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения: в 11 классе 450-500 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для оценки «4»на , а для оценки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки: нарушение последовательности в высказывании; отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; неоправданное повторение высказанной ранее мысли; раздробление одной микротемы другой микротемой; несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: употребление слова в несвойственном ему значении; смешение паронимов или синонимов; нарушение лексической сочетаемости; употребление лишних слов; пропуск, недостаток нужного слова; стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи; смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; стилистически неоправданное повторение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи; неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Разновидности грамматических ошибок:
-
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
-
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (ихний)
-
Синтаксические:
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым; нарушение границы предложения; разрушение ряда однородных членов; ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего; пропуски необходимых слов.
в) ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи; отрыв придаточного от определяемого слова;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
Учебно-методическое обеспечение
-
Учебник «Русский язык 10 - 11 класс» по ред. В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.
Дополнительная литература
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
-
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.- М.: Просвещение, 1994.
-
Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1999.
-
Единый государственный экзамен-2015. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-Центр, 2015.
-
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций. - М.: «Проспект», 2007.
-
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие.- Волгоград: «Перемена», 2006.
-
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.- М.: Аквариум, 2001.
-
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2003.
-
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.- М.: ОО ТИД «Русское слово», 2005.
-
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие.- Волгоград: «Перемена», 2006.
-
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации.- М: Дрофа, 2006.
-
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
-
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи.- СПб: «Тускарора», 1997.
-
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов.- М.: ТИД «Русское слово», 2003.
Электронные образовательные ресурсы:
ege.edu.ru - Портал информационной поддержки ЕГЭ
9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
navigator.gramota.ru/ - Навигатор. Грамота.ру
rubricon.ru/nsr_1.asp - Новый словарь русского язык
yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
philology.ru/default.htm - Русский филологический портал
sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 - Русский язык и культура речи
altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm - Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")
urok.hut.ru/ - Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
slovar.boom.ru - Словарь-справочник русского языка.
13