- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по роману Л. Н. Толстого Война и мир
Урок по роману Л. Н. Толстого Война и мир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайсарова М.Г. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
Учитель русского языка и литературы
МКОУ "СОШ № 9 г. Аши, Гайсарова М.Г.
Цель урока: создать адаптивно - преобразующие условия для углубленного осмысления художественного текста, применяя его в знакомой и новой ситуации средствами адаптивных технологий.
Тип занятия:
Модель интерактивного урока развития творческих способностей учащихся в системе контроля знаний за чтением и первичным восприятием - осмыслением художественного текста в режиме адаптивного обучения
Цели по содержанию урока:
Образовательная:
Выявить первичное впечатление при чтении романа, создать условия для обогащения субъектного опыта учащихся при прочтении «Война и мир» Толстого.
Создать условия для выявления ответов на волнующие ребят вопросы, появившиеся после прочтения произведения.
Коррекция системы работы по данной теме в условиях обучения в общеобразовательной школе.
Воспитательная:
Создание условий для вдумчивого прочтения художественного текста и формирования умений диалогового взаимодействия.
Освоение принципов воспитания толерантной личности, помощь в поисках смысла и цели жизни на данном этапе формирования личности.
Осознание роли в жизни человека таких вечных ценностей, как Родина, семья, любовь, красота природы, музыка.
Развивающая:
Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения анализировать, обобщать, сравнивать.
Освоить, учитывая возраст ребят, психологическую модель развития смыслового понимания художественного текста.
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь:
Создать условия для мотивации углублённого изучения творчества и личности, эпохи Льва Николаевича Толстого.
Выявить личностно значимые сюжеты художественной эпопеи для учащихся с целью отбора эпизодов романа для углублённого анализа на следующих уроках.
ХОД УРОКА.
1.Просмотр отдельных кадров мультимедийного фильма «Ясная Поляна» с целью создания эмоционального фона и расширения информации учащихся о биографии писателя.
2.Анализ любимых страниц романа (домашнее задание, индивидуальная работа, в группах, выбор ученика)
3.Сцена охоты - 2 ученика
4.Страницы, повествующие о детских балах - праздниках. И первый бал Наташи Ростовой - 1
5.Эпизоды приезда Николая Ростова домой, проигрыш - 1
6.Пьер и масоны 1
7.Наташа и Анатоль Курагин - 1
8.Ночь в Отрадном - 1
9.Соня в цветочной, на святках, в эпилоге - 1.
10.Наполеон и князь Андрей (на поле Аустерлица) -1
11.Эссе «Эпизод романа, который запомнился»:
Пьер и Долохов на дуэли (приложение № 1)
« Странный эпилог»
Вопросы, которые хочется задать герою или автору романа «Война и мир» и переадресовать их одноклассникам или группе ( «Эксперты», «Просто любители чтения», «Импровизаторы») - ролевая игра.
«Вопросы бедной Соне или поддержка всех, кто умеет быть преданным и смиренным» (включены в презентацию учителя)
«Всё Бонапарте всем голову вскружил…» (размышления о роли личности в истории вместе с автором произведения) - презентация учителя
«Умна ли Наташа Ростова?»
Другие предлагаемые варианты формы защиты домашнего задания:
Построение ассоциативного ряда (выбор ученика)
Копилка интересных мыслей (подбор цитат из романа)
Чтение фрагмента романа наизусть
Письмо герою произведения
Рефлексия.
Это первое учебное занятие ( 80 минут) явилось этапом погружения в самую ответственную и масштабную тему школьной программы по литературе, стартовой площадкой для следующих 17 уроков по творчеству Льва Толстого и началом подготовки к итоговому (зачётному за курс 10 класса) сочинению, выбора проектов и исследовательских рефератов.
- Почему сцены охоты оказываются любимыми у двух девушек? Только ли тут дело в высочайшей образности и остроте сюжета эпизода романа? Может быть, интересны и потому, что жажда жизни, желание быть первым, выстоять, не растеряться в бурном социуме, сейчас актуальны, как никогда. (Молитва Николая Ростова о «матёром волке»)
Подведение итогов урока
- вопросы: «Почему остались незаслуженно без внимания так любимая автором Мария Болконская и князь Андрей? Обворожительность Наташи понятна, однако неужели Соня интереснее мною так любимой княжны Болконской? Ну что ж, в «бой», учитель, за Болконских и Кутузова!
Анализ результатов урока является причиной для коррекции в системе планирования интерактивных занятий по данной теме в режиме технологии адаптированного обучения и проектно-исследовательской деятельности.
Результаты учебного занятия:
За урок поставлено 5 пятёрок и 4 четвёрки, два ответа оценены как удовлетворительные.
Две ученицы сразу же, после урока, выразили желание работать над рефератами по творчеству писателя, мы вместе сформулировали темы.
Занятие, вне сомнения, вызвало интерес к произведению у тех ребят, кто ещё не брал в руки роман.
Совершенствование качества устной монологической речи учащихся.
Приложение №1. Любимые страницы романа ученицы , изучающей литературу по индивидуальной траектории. (эссе).
Дуэль Долохова и Пьера
(эссе)
Роман «Война и мир» - первое художественное произведение, для прочтения которого потребовалось не только большое количество времени, но и интеллектуальных усилий: много непонятного, затрудняет чтение переход с русского языка на французский. Однако постепенное погружение в эту громаду стало открытием для меня совершенно нового мира мыслей и поступков людей, интересных и в чём - то даже близких, потока душевной жизни, постоянного изображения внутреннего мира героев, как в трилогии о Николеньке.
Без сомнения, самый лучший в романе - это Пьер, главный герой.
Его поиски смысла жизни, искренность и неискушённость: поведение в салоне Шерер, кутежи с Курагиным и Долоховым, странная женитьба на женщине, которую он не любит. Всё это показалось мне интересным и интригующим. А главное, поучительным: я ведь тоже могу порой подчиниться обстоятельствам или сделать что-либо под давлением, как это милый философ, потом сожалеть об этом и обвинить только не себя.
Но не таков Пьер, и в этом нас убеждает история ссоры и дуэли Пьера и Долохова. Все присутствующие на дуэли понимали, что сейчас совершится убийство…
Гражданский человек, ни разу не держащий в руках пистолета, и офицер - профессионал, недавние друзья, стреляют… друг в друга. Почему добряк Пьер не выстрелил в сторону? А умный Долохов не прекратил дуэль: ведь он не прав и позднее попросит прощения у Безухова. Однако Всевышний в лице автора не мог допустить несправедливого убийства. Наглое и насмешливое лицо Долохова на обеде в честь Багратиона и бледное, когда тот падает в снег… И Пьер, поняв, что чуть не убил человека (для него по большому нравственному счёту это убил и любовника жены, и себя), задает во время внутреннего монолога главный вопрос: «Как я дошёл до этого?» Нравственное смятение, ощущение катастрофы жизни, потребность разобраться в причинах зла, и неожиданный, внешне не очень убедительный ответ: я виноват…я солгал тогда
(«Я Вас люблю»), я виноват…
Осознание личной вины, лжи в его отношении к Элен - важный момент в переживаниях Пьера, потому что так рождается «ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ». А чувство, которое возбуждала Элен в Пьере, автор «награждает» дважды эпитетом «ГАДКОЕ»… Это ключевое слово, слово-характеристика отношений героев. Но сам Пьер обязательно найдёт смысл жизни и женится на любимой девушке, потому что он осуждает прежде всего себя. А Долохов? Он здесь открывается для меня с неожиданной стороны: плачет и боится расстроить обожаемую мать и горбатую сестру.
Читая роман, понимаешь: мир несправедлив, опасен и прекрасен. Как легко совершить ошибку - лишь бы не главную в жизни! А эпилог убеждает, что счастье надо выстрадать и уметь ждать. Как сложно и противоречиво устроен мир, и случай и обстоятельства играют в нём немалую роль.
Приложение №2. Рекомендации к выступлению:
Время выступления - 6-7 минут.
Выбранный эпизод должен быть не только значим, интересен для Вас, но и важен для понимания и углубления авторской позиции романа.
Ваш монолог углубите чтением любимых строк художественного текста.
Подберите иллюстрации или сделайте сами к Вашему выступлению.
Работайте над качеством Вашей устной речи.
Примерный алгоритм выступления:
1.Общее впечатление от прочтения романа.
2.Перечислите сцены, эпизоды, вызвавшие наибольший интерес. Мотивируйте выбор.
3.Выберите одну сцену, цельную и законченную по композиции и содержанию, и дайте ей свою интерпретацию, не пересказывая, свои размышления иллюстрируйте чтением текста, ключевых фраз, цитат.
4.Проверьте, все ли слова формулировки темы Вы раскрыли: мои - любимые - страницы. Какое слово Вы считаете главным?
5.Расскажите, что (содержание) и как (мастерство) углубляет или открывает лично для ВАС данный эпизод.
6.Сделайте вывод Вашего выступления.
5