Викторина по русскому языку Корень ученья горек, а плод сладок

Викторина может быть проведена в 8-х классах в конце первой четверти как во внеурочное время, так и на заключительных, итоговых уроках. Материал игры подобран таким образом, чтобы учитель смог в игровой форме проверить знания учащихся по темам: «Словосочетание», «Главные члены предложения». Участниками викторины могут быть все ученики класса. Перед ребятами ставится задача – выполняя упражнения и задания, набрать как можно больше очков/баллов. Победителем считается тот, кто справится со всеми з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Корень ученья горек, а плод сладок»


Викторина может быть проведена в 8-х классах в конце первой четверти как во внеурочное время, так и на заключительных, итоговых уроках. Материал игры подобран таким образом, чтобы учитель смог в игровой форме проверить знания учащихся по темам: «Словосочетание», «Главные члены предложения».

Участниками викторины могут быть все ученики класса. Перед ребятами ставится задача - выполняя упражнения и задания, набрать как можно больше очков/баллов. Победителем считается тот, кто справится со всеми заданиями.

Для проведения викторины класс может быть разделен на команды, тогда задания будут выполняться коллективно.

Победившая команда или победители в конце игры награждаются грамотами или оценками «отлично».

ЭТАП 1

Все участники игры на начало игры получают 5 баллов. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому участнику, называет помещенное ниже существительное. Игрок должен быстро подобрать к каждому слову подходящее по смыслу прилагательное или слово другой части речи, согласовав в роде, числе падеже. Тот, кто не смог справиться с заданием, лишается 1 балла. В этом конкурсе побеждает то, у кого останется большее количество баллов.

АТЕЛЬЕ, БАНДЕРОЛЬ, БИВЕНЬ, БЮЛЛЕТЕНЬ, ВИХРЬ, ВУАЛЬ, ГРОЗДЬ, ДЕТИ, ЖЕЛЕ, ЖЕРДЬ, КАПЕЛЬ, КЕНГУРУ, КИТЕЛЬ, КОЛЬРАБИ, КОНЬКИ, КОФЕ, ЛАЗУРЬ, МИНДАЛЬ, НЕДОРОСЛЬ, ОПОЛЗЕНЬ, ПАНЦИРЬ, ПАРОЛЬ, ПЛЕСЕНЬ, ПОДМАСТЕРЬЕ, ПОЛЫНЬ, ПОНИ, ПОСТУПЬ, ПРИМЕСЬ, РАГУ, РОСПИСЬ, РОЯЛЬ, САНКИ, СИРЕНЬ, ТАКСИ, ТУННЕЛЬ, ТЮЛЬ, УТВАРЬ, ФЛАНЕЛЬ, ФОЙЕ, ХРУСТАЛЬ, ШАМПУНЬ, ШОССЕ, ЭМАЛЬ.

ЭТАП 2

1. По указанным ниже моделям составить словосочетания и определить способы связи слов (согласование, управление, примыкание). Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

х х Дат .п..

Местоимение + существительное; числительное + по + существительное;

х Род.п. х Пр. п.

глагол + существительное; причастие + в + существительное;

х Род.п. х

Прилагательное + от + существительное; Наречие + глагол;

х Вин.п. х

Глагол + в + существительное; глагол + для + местоимение;

х Твор.п. х инф.

Существительное + над + существительное; глагол + глагол;

2. Подберите к существительным подходящие по смыслу и указанные ниже прилагательные и глаголы, согласуя их в роде (глаголы ставьте в прошедшее время, а прилагательные, если необходимо,- в краткую форму). Впишите эти слова в соответствующие клетки. В вертикальном выделенном столбце вы прочтете название способа связи слов. Время выполнения задание ограничено.

Какие из образовавшихся соединений не относятся к словосочетаниям? Почему?

ПОДРАСТИ, КРАСИВЫЙ, ПРОРАСТИ, ГОРЯЧИЙ, СТРОГИЙ, ПОМОЧЬ, ВЗОЙТИ, МОРСКОЙ, ЦВЕТНОЙ, БОЛЬНОЙ, СТРОЙНЫЙ, КРЕПКИЙ.

  1. желудь


  1. жюри


  1. женьшень


  1. ячмень


  1. водоросль


  1. пудель


  1. конфетти


  1. какаду


  1. мозоль


  1. лань


  1. кофе


  1. какао























3

Сестра

Болезнь

Свидетели

Трус

Техника

Здоровье

Слова

Очередь

Пластилин

Помощь. К словам, вписанным в столбик, подберите из указанных существительных подходящие по смыслу, поставьте их в нужном падеже с необходимым предлогом. Предлоги впишите в клетки. В выделенном вертикальном столбце вы прочтете название способа связи.

  1. Спросить


  1. Отсутствовать


  1. Сказать


  1. Смеяться


  1. Разбираться


  1. Полезный


  1. Песня


  1. Принять


  1. Вылепить


  1. Обойтись









3. Сохраняя смысл сочетаний слов, измените их так, чтобы выделенное слово стало главным, а другое - зависимым, выразите его наречием, деепричастием или инфинитивом глагола. Зависимое слова впишите в клеточки. Если задание будет выполнено правильно, то в выделенном столбце вы прочтете способ связи.























1. зайти по пути

2. видеть в первый раз

3. переписывать в чистовик

4. показать для примера

5. рассказать и вздыхать

6. говорить со спокойствием

7. сделать без умысла

8. кофта изнанкой наверх

9. пальто, накинутое на плечи

10. стремление к победе

ЭТАП 3

Учащиеся должны ответить на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Можно ли глагол согласовать с именем существительным в роде?

  2. Какая часть речи в Им.п. и В.п. управляет именем существительным, а в остальных согласуется с ним?

  3. Может ли имя прилагательное управлять именем существительным, требуя Тв.п. без предлога?

  4. Вспомните и назовите несколько глаголов, которые управляют не менее чем двумя именами существительными в разных падежах.

  5. В распространенном словосочетании ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ В РАБОТЕ ИНСТРУМЕНТ есть все способы связи слов: согласование (нужный инструмент), управление (нужный в работе), примыкание (очень нужный). Подберите еще несколько подобных словосочетаний.

  6. Какие способы связи слов лежат в основе образования следующих сложных слов: СТАЛЕЛИТЕЙНЫЙ, УГЛЕДОБЫВАЮЩИЙ, ЧЕРНОМОРСКИЙ, БЫСТРОХОДНЫЙ, ТИХООКЕАНСКИЙ, ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ.

  7. Приведите пример вопросительного предложения с местоимением ЧТО в значении «почему», «зачем».

  8. Составьте или подберите из художественного произведения предложения, где подлежащее выражено:

- прилагательным (Сытый голодного не разумеет)

- притяжательным местоимением (Наши победили)

- отрицательным местоимением (Никто не спал в эту ночь)

- неопределенным местоимением (Со мной происходит что-то странное)

- инфинитивом глагола (Жить - Родине служить)

- причастием (Неправдой нажитое впрок не пойдет)

- числительным (Двенадцать - четное число)

- наречием (Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело)

- междометием (Далече грянуло ура)

- словосочетанием (Три девицы по окном пряли поздно вечерком)

  1. Где подлежащее в отрывке стихотворения В. Дыховичного и М. Слободского

А за стеной ревущее, звенящее, гремящее,

спешащее, бегущее несется настоящее

  1. В каком из трех предложений слово ЭТО является подлежащим?

Марки - это его хобби.

Это занятие было его страстью.

Это было его увлечением.

  1. Где сказуемое в следующих предложениях?

Мы пахать, а он руками махать.

Охотница была до цветов, как девчонка.

Варя была с заплаканными глазами.

Я не могу рассказывать.

Он желал казаться храбрым.

  1. При каких подлежащих глаголы - сказуемые обязательно должны иметь при себе отрицание?

  2. Чем интересно с точки зрения выражения сказуемого предложение:

Я стал на валежину и стал переобуваться.

  1. Нераспространенное предложение сделайте распространенным, включив в него как можно больше второстепенных членов.

Пришла зима.

Вставало солнце.

Замяукал котенок.

  1. Как изменится предложение «СКОРО В МАГАЗИН ПРИВЕЗУТ НОВЫЕ ТОВАРЫ», если глагол «привезут» заменить глаголом «поступят»?

ЭТАП 4

Подберите к рисунку все возможные словосочетания. Прочитайте их вслух. Побеждает тот, у кого осталось больше всего «своих» словосочетаний.

Дополнительное задание: составить со своими словосочетаниями юмористический рассказ.



© 2010-2022