Мини-исследование по творчеству Л. Улицкой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мини-исследование

«Языковые особенности произведений

российской писательницы Л.Е.Улицкой».

Мы находимся в поиске своего любимого писателя. Нам важно то, как он в своём творчестве отражает идеалы, которым мы стараемся следовать. Интересен тот писатель, который показывает жизнь наших современников, их идеалы, проблемы, поиски смысла бытия…

Произведения Людмилы Евгеньевны Улицкой вскрывают драматические последствия бездуховности, несовпадение нравственного идеала с жестокой действительностью. Творчество писательницы характеризуют жёсткая правдивость, чуткость в восприятии времени. Автор описывает жизнь своих героев в обыденных ситуациях, в повседневной реальности.

Интересны верные, точные наблюдения Людмилы Евгеньевны об эпохе, о стране, где протекает жизнь её героев, о человеке, который изменяет самому себе, приспосабливается, лжёт ради мнимых, своекорыстных целей, но писательница не дает однозначных оценок поступкам своих героев, позволяя читателям самостоятельно сделать выводы.

Художественный мир Улицкой отчётливо отражается в языке её произведений. Обнаруживая свою глубокую естественность, он звучит в наши дни очень современно. Используется особый склад речи, где показана неумолимая жёсткость социальных условий, которые могут нравственно раздавить человека. Его житейский опыт, насмешливый нрав, стремление к независимости помогают отстаивать личностную позицию.

Для того чтобы изобразить своего героя в непростых жизненных ситуациях, в поиске смысла существования, решения насущных проблем, Людмила Евгеньевна Улицкая использует различные языковые средства: просторечную и общеупотребительную лексику,

эпитеты, относящиеся к высокому и низкому стилям (с лицом старинным и суровым, сильные синие глаза, неописуемая тоска, стоячим звериным взглядом, васильковые глаза, игольчатые ресницы, адское чувство, неземная музыка, серая темнота, расцветающий синяк, долговязая невеста, кудлатая голова, глупая тишина…),

профессиональные слова, показывающие высокий уровень образованности героев

(циннова связка, шлеммов канал, десятислойная сетчатка, мерцательная аритмия, правовращающиеся кристаллы, спектрофотометр, геронтология, кристаллография …),

фразеологизмы и поговорки

(Два сапога- пара, к черту на рога, никто и бровью не повел, кошки скребли на душе, в глаза не видел, как из-под земли, валять дурака, бьёт - значит любит…),

различные виды сравнений:

1.Сравнительные обороты с союзами как, точно, словно…

(Замирала, как пловец перед прыжком в воду; как дура набитая, ручки и ножки висели, как у тряпичной куклы, кривой и мятый ,как плохо надутый воздушный шар, вскакивала, как неваляшка, от фотографии как будто исходил жар…).

2.Существительные в форме Д.п. с предлогом подобно

3.Существительные в форме творительного падежа

(она кинулась с яростью смертника, спала воробьиным сном, спускалась клубами…). Эти группы сравнений используются в основном в речи героев, показывая их психологическое состояние.

Вывод: сравнений в произведениях много, они не кажутся надуманными, выглядят естественными, благодаря разным способам выражения.

Улицкая, выражая своеобразие собственного стиля, всё же следует и традициям русской классической литературы. Это подтверждает частое использование такого приёма, как реминисценция - отдельные черты в художественном произведении, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего). Как сознательный приём рассчитан на память и ассоциативное восприятие читателя.

(«Пиковая дама»; большая дама с маленькой собачкой; «Финист Ясный Сокол»; имя им было легион; будто он только что старушку топором зарубил…).

Так же используются ирония и сарказм в изображении поведения героев, их поступков.

В рассказе «Певчая Маша» главные герои именуются Иван да Марья, хотя при внимательном прочтении обнаруживается скрытая ирония, так как впоследствии этот союз распадается в отличие от сказочных героев. Главный герой рассказа «Финист Ясный Сокол» Филипп также номинируется сказочными именами: то он Андрей-стрелок, то Иван-царевич, то Финист Ясный Сокол. Хотя и здесь используется приём иронии: полное несоответствие главного героя сказочным персонажам, именами которых он называется.

Вывод: ирония и сарказм помогают охарактеризовать героев произведений.

В синтаксисе часто используются ряды однородных членов предложения,

антитеза,

простые и сложные предложения,

парцелляция,

многоточие,

инверсии.

(Они выслушали, переглянулись и поблагодарили.

Деревянной лопатой прочищает дорожку к воротам…Отвозит мальчиков в школу…Ольга с дочкой…Совершенно непонятно, как…Тащит Верку в детский сад… ).

Вывод: разные синтаксические конструкции помогают описывать события и душевное состояние героев подробно, всесторонне.

В своей работе я подробно остановилась на исследовании лексики и синтаксиса.

Язык произведений Улицкой в основном разговорный. Наблюдается городское просторечие. Автор употребляет лексику современного человека, её герои используют общеупотребительную лексику, но часто проскальзывают в их речи просторечные, грубые слова. В рассказе «Орловы-Соколовы» много таких слов: «малявка», «отвали», «влипла», «сматываемся», «фыркнула», «хмыкнув» и другие.

Употребляются автором фразеологизмы, в которых значительное место занимает отрицательная направленность, осуждается лицемерие, ложь, обман. Людмила Улицкая использует фразеологизмы («Два сапога- пара», «к черту на рога», «никто и бровью не повел», «валять дурака») как наиболее образные средства выразительности для характеристики своих героев.

В произведениях перемежаются эпитеты высокого и низкого, грубого стилей («дура недогадливая», «сильные синие глаза», «дистиллированный песок», «простоволосая родня», «благородные сосны», «пустынное настоящее»).

Используются также и различные виды сравнений(«сильнее яви», «воробьиного цвета волосы», «выглядела профессором», «бессмертна, как марксистко-ленинская теория», «ручки и ножки его висели, как у тряпичной куклы»).

Используются писателем и профессиональные слова («правовращающиеся кристаллы», «спектрофотометр», «геронтология», «кристаллография»). Они указывают на высокую степень образованности героев.

Лексический пласт в произведениях Улицкой делает ее персонажей еще более жизненными, узнаваемыми, близкими читателям.

По моим наблюдениям, в речи персонажей Людмилы Евгеньевны «приниженная лексика» используется чаще, чем общеупотребительная.

Можно сделать такой вывод: этика общения героев на низком(бытовом) уровне и их нравственный потенциал беден.

В текстах произведений Улицкой построение предложений различно: есть простые, короткие предложения(в них описываются действия героев: «Они выслушали, переглянулись и поблагодарили»).Сложные конструкции автор использует тогда, когда герой размышляет о своем душевном состоянии («Они выслушали, переглянулись и поблагодарили»).

Ряды однородных членов предложений усиливают нагнетание обстановки, а антитеза вскрывает в словах и поступках противоречия действующих лиц ( «Она должна была использовать сонливость, слабость. А тут агрессивность, острота реакции»).

Часто используется парцелляция, чтобы подчеркнуть напряжение момента, сомнения героев, их размышления(« Машина увязает в сугробах. Деревянной лопатой прочищает дорожку к воротам…Отвозит мальчиков в школу…Ольга с дочкой…Совершенно непонятно, как…Тащит Верку в детский сад…»). В этих же предложениях используется многоточие для выражения умолчания, недосказанности, волнения.

Диалоги в произведениях сдержанны, герои немногословны, и создается впечатление, будто они не слышат друг друга.

(-Спасибо, что позвонила, Тань.

Она немного помолчала в трубку и сдалась:

-Как экзамены?

-Нормально.

И опять она помолчала,потому что не ожидала от него такого хладнокровия:

-Ну, пока.

-Пока.)

Внутренних монологов практически нет, отсюда напрашивается вывод: персонажи вообще мало думают.

Ясно прослеживается использование сатирических приемов: иронии, сарказма. В авторском повествовании почти нет положительных героев, хоть они и образованные, современные люди, но в нравственном отношении ущербны. Тонкий психолог, аналитик человеческого поведения, Улицкая как бы подсматривает и показывает своим читателям те черты человека, которые побуждают его жить в иллюзорном, призрачном мире, раскрывает глаза на уродливые стороны поступков, продиктованных слепым стремлением к материальному комфорту, к душевному затишью.

Произведения писательницы можно использовать старшеклассникам при подготовке к экзамену по русскому языку: при анализе средств выразительности, характеристике героев, текстуальном комментарии, выборе примеров для аргументации своей позиции.


(1)Виктор Юльевич перечитал прорву книг. (2)Он все искал, не практиковался ли где-то и когда-то необходимый ему ритуал перехода от детства во взрослую жизнь.

(3)Всяких переходов такого рода описано было множество - связанных и с половым созреванием, и с переменой социального статуса, и с вступлением в избранное сообщество воинов, колдунов или шаманов, но он все искал такого, когда от дикости и хамства юноша одномоментно входил в культурное состояние, в нравственную взрослую жизнь. (4)Конечно, можно было бы считать таким обрядом выпуск из европейских университетов образованных господ, облаченных в мантии и дурацкие шапочки. (5)Но не они ли, образованные врачи, психологи и инженеры, потом налаживали наиболее рациональную систему истребления и утилизации людей в Третьем рейхе? (6)Объем переваренных знаний не обеспечивал нравственной зрелости. (7)Нет, это тоже не подходило.

(8)Чтение, хотя и не давало прямых ответов на вопросы, не было бесплодным: теперь он угадывал древние обряды и ритуалы, искаженные до неузнаваемости, выхолощенные и доведенные до абсурда, в правилах и привычках современной советской жизни, и даже прием в пионеры, сопровождающийся клятвой и переменой одежды, представлялся пародией на какое-то древнее таинство. (9)Правда, это были не новые белые одежды древних христиан, не фартуки масонов, а всего лишь тупоугольник красной тряпки, повязанный на шею. (10)Но близко, близко…

(11)Гору книг прочитав, он вернулся к русской классике - источнику, которому доверял безоговорочно. (12)Он заново перечитал «Детство. Отрочество. Юность» Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. (13)К этому прибавились и «Записки революционера» Кропоткина, и трилогия Максима Горького, уже за пределами Золотого века: как мучительно детская душа принимает полный несправедливости и жестокости мир, как пробуждается к сочувствию, к состраданию.

(14)Он проводил своих мальчиков путем Николеньки Иртеньева, Пети Кропоткина, Саши Герцена, даже Алеши Пешкова - через сиротство, обиды, жестокость и одиночество к восприятию вещей, которые сам считал основополагающими, - к осознанию добра и зла, к пониманию любви как высшей ценности.

(15)Они отзывались на его призыв, научились сами находить эти важнейшие эпизоды - гаринские страницы о Теме, спускающемся, как в преисподнюю, в темноту склизкого колодца за упавшей туда собакой, о побежденном страхе, о кошке, убитой дворником на глазах юного Алеши Пешкова, и - дальше, дальше! - о казни декабристов, переживаемой Сашенькой Герценом. (16)Происходило какое-то изменение в их сознании. (17)Или нет?

(18)Сам Виктор Юльевич, вынужденный оставаться в рамках школьной программы, искал постоянно то, что называл «стратегией пробуждения».

(19)Давал все, что имел сам. (20)В сущности, простые вещи - честь, справедливость, презрение к подлости и алчности… (21)И подводил в конце концов к тому, что считал абсолютной вершиной русской классической литературы, - открывал дверь в комнату, где пятнадцатилетний недоросль, соблазненный шириной и добротой бумаги, из которой сделана была географическая карта, прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды, мосье Бопре спал пьяным сном, и батюшка выволакивал вон нерадивого «outchitel», к радости крепостного дядьки Савельича.

(22)И Петруша Гринев, преодолевая жестокие испытания, сберегал честь и достоинство, которые становились дороже жизни.

20. С какой целью герой текста обращается к русской классической литературе о детях?

1)Вспомнить то, что он читал, обучаясь в институте.

2)Найти ритуал перехода от детства во взрослую жизнь - «стратегию пробуждения».

3)Герой преподавал литературу в школе, а эти произведения изучались по школьной программе.

4)Литература о детях и для детей была очень увлекательной , поэтому ученики Виктора Юльевича охотно ее читали.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)В предложении 2 раскрывается причина того, о чем говорится в предложении 1.

2)В предложении 15 содержится повествование.

3)В предложениях 20-22 содержатся примеры, иллюстрирующие утверждение, высказанное в предложении 19.

4)В предложении 14 содержится один из выводов.

23. Укажите предложение, в котором содержатся антонимы.

1) 9 2)14 3)20 4)22

24. Людмила Улицкая, один из самых известных современных писателей, в небольшом тексте затрагивает вечную и актуальную во все времена проблему - проблему взросления и становления детской души. И не случайно она обращается к русской классике, которая пробуждает детскую душу к сочувствию, состраданию, к пониманию любви как высшей ценности. Сложный синтаксис стиля писательницы создается многочисленными ___ (особенно в предложениях 5, 9, 12, 14, 20). Часто это средство выразительности сопровождается и ___ (например, в предложениях 8, 15). Автор приоткрывает нам дверь во внутренний мир школьного учителя литературы, который в поисках и размышлениях ведет внутренний диалог, чему способствуют ___ (например, предложения 10, 17). В сложном по содержанию тексте автор использует соответственно и ___ («социальный статус», «сообщество», «утилизация», «абсурд», «алчность» и многие другие)».

Список терминов:

1)диалектизм

2)сарказм

3)метафора

4)обособленные члены

5)неполные предложения

6)книжные слова

7)диалог

8)восклицательное предложение

9)ряды однородных членов

Эстетический феномен произведений Людмилы Улицкой - развенчание «пошлости жизни». В своих произведениях писательница не дает рецепты, не навязывает решения. Её проза побуждает размышлять о человеческих отношениях, о тревожных и насущных вопросах сегодняшнего мира.

© 2010-2022