- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы
Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Далдекеева А.Б. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фразеологизмы
Цели урока:
Образовательные: дать понятие учащимся о фразеологизмах; отработать умения правильного употребления их в речи;
Развивающие: тренировать умение в сопоставлении фразеологических единиц, нахождение к ним синонимов и антонимов, развитие связной речи учащихся, практические навыки в употреблении фразеологизмов;
Воспитательные: прививать интерес к языку, оборотам речи и стремлении познать неизвестное.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Наглядность: интерактивная доска, фразеологический словарь.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение целей урока.
II.Этап проверки знаний
Блиц-турнир «Что я знаю?»
1.Что такое лексика? Все слова того или иного языка образуют его словарный состав, или лексику.
2.Что такое лексическое значение слова? Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.
3.Что такое омонимы? Омонимы - это слова, одиниковые по написанию по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например: мышка от компьютера - полевая мышка.
4.Что такое антонимы? Антонимы - это слова с противоположным значением. Например: грязно-чисто.
5.Что такое синонимы? Синонимы - это слова, близкие по значению. Наример: друг-приятель-товарищ.
6.Что такое синонимический ряд? Синонимы составляют ряд слов одной и той же части речи, которые называются синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным.
III.Объяснение новой темы
Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Привет ребята! Меня зовут Сакен. Еще совсем недавно были мы дружны с Аскаром, да так, что водой не разольешь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа по вопросам
Кто написал письмо?
Что мы узнали о мальчиках?
Все ли вам понятно из письма?
Водой не разольешь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить, как кошка с собакой - быть постоянной ссоре, вражде.
Как без рук - совершенно беспомощен.
Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Давайте поможем ребятам помириться!
Для этого нужно пройти несколько туров.
IV.Закрепление
1 ТУР. Разминка
Командам даются листочки со словосочетаниями. Их задача найти фразеологизмы и подчеркнуть их.
1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу.
2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки.
2 ТУР. Найди свою пару
Синонимы-фразеологизмы расположены в левом и правом столбиках вразброс. Надо правильно найти пары и соединить их линиями.
-
Неохотно
-
Кое-как
-
Очень быстро
-
Давно
-
Далеко
-
Знать хорошо
-
Обманывать
А.Спустя рукава
Б.Скрепя сердце
В.Как свои пять пальцев
С.Со всех ног
Д.С давних пор
Е.На краю света
Ж.Водить за нос
3 ТУР. Фразеологическое лото
Участникам предлагается подобрать антонимы к фразеологизмам
-
Рукой подать - за тридевять земель
-
Одержать победу - потерпеть поражение
-
Водой не разольеш - как кошка с собакой
-
Рта не закрывает - слово не вытянешь
-
Засучив рукава - спустя рукава
-
С легким сердцем - с тяжелым сердцем
-
От горшка два вершка - коломенская верста
-
Во весь дух - черепашьим шагом.
4 ТУР. Фразеологический зверинец
С помощью опорных иллюстраций дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.
Голоден, как ----волк
Хитер, как ...лиса
Труслив, как...заяц
Здоров, как... бык
Изворотлив, как...уж
Надут, как... индюк
Грязен, как ... свинья
Нем, как... рыба
Болтлив, как... сорока
Колюч, как... еж.
Упрям, как.. осел.
5 ТУР. Самостоятельная работа
Прочитайте предложения на доске, заменяя выделенные слова и словосочетания фразеологизмами из правого столбика. Запишите в тетради.
Работа выполнена небрежно - ... с грехом пополам.
Он сделал это наспех - ... на скорую руку.
Она долго разговаривает по телефону - ... висеть на телефоне.
Он целиком посвятил себя работе - ... окунуться с головой.
Она делает это очень медленно - .... в час по чайной ложке.
V.Подведение итогов урока и выставление оценок
Какие сочетания слов называются фразеологизмами? Привести примеры.
Зачем в нашей речи нужны фразеологические обороты? Фразеологические обороты украшают нашу речь, делает ее выразительной, образной и интересной.
VI. Домашнее задание
Записать 5 фразеологизмов и объяснить их значение.