Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеологизмы

Цели урока:

Образовательные: дать понятие учащимся о фразеологизмах; отработать умения правильного употребления их в речи;

Развивающие: тренировать умение в сопоставлении фразеологических единиц, нахождение к ним синонимов и антонимов, развитие связной речи учащихся, практические навыки в употреблении фразеологизмов;

Воспитательные: прививать интерес к языку, оборотам речи и стремлении познать неизвестное.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Наглядность: интерактивная доска, фразеологический словарь.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение целей урока.

II.Этап проверки знаний

Блиц-турнир «Что я знаю?»

1.Что такое лексика? Все слова того или иного языка образуют его словарный состав, или лексику.

2.Что такое лексическое значение слова? Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.

3.Что такое омонимы? Омонимы - это слова, одиниковые по написанию по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например: мышка от компьютера - полевая мышка.

4.Что такое антонимы? Антонимы - это слова с противоположным значением. Например: грязно-чисто.

5.Что такое синонимы? Синонимы - это слова, близкие по значению. Наример: друг-приятель-товарищ.

6.Что такое синонимический ряд? Синонимы составляют ряд слов одной и той же части речи, которые называются синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным.

III.Объяснение новой темы

Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Привет ребята! Меня зовут Сакен. Еще совсем недавно были мы дружны с Аскаром, да так, что водой не разольешь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Беседа по вопросам

Кто написал письмо?

Что мы узнали о мальчиках?

Все ли вам понятно из письма?

Водой не разольешь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить, как кошка с собакой - быть постоянной ссоре, вражде.

Как без рук - совершенно беспомощен.

Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Давайте поможем ребятам помириться!

Для этого нужно пройти несколько туров.

IV.Закрепление

1 ТУР. Разминка

Командам даются листочки со словосочетаниями. Их задача найти фразеологизмы и подчеркнуть их.

1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу.

2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки.

2 ТУР. Найди свою пару

Синонимы-фразеологизмы расположены в левом и правом столбиках вразброс. Надо правильно найти пары и соединить их линиями.


  1. Неохотно

  2. Кое-как

  3. Очень быстро

  4. Давно

  5. Далеко

  6. Знать хорошо

  7. Обманывать

А.Спустя рукава

Б.Скрепя сердце

В.Как свои пять пальцев

С.Со всех ног

Д.С давних пор

Е.На краю света

Ж.Водить за нос

3 ТУР. Фразеологическое лото

Участникам предлагается подобрать антонимы к фразеологизмам


  1. Рукой подать - за тридевять земель

  2. Одержать победу - потерпеть поражение

  3. Водой не разольеш - как кошка с собакой

  4. Рта не закрывает - слово не вытянешь

  5. Засучив рукава - спустя рукава

  6. С легким сердцем - с тяжелым сердцем

  7. От горшка два вершка - коломенская верста

  8. Во весь дух - черепашьим шагом.

4 ТУР. Фразеологический зверинец

С помощью опорных иллюстраций дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.

Голоден, как ----волк

Хитер, как ...лиса

Труслив, как...заяц

Здоров, как... бык

Изворотлив, как...уж

Надут, как... индюк

Грязен, как ... свинья

Нем, как... рыба

Болтлив, как... сорока

Колюч, как... еж.

Упрям, как.. осел.

5 ТУР. Самостоятельная работа

Прочитайте предложения на доске, заменяя выделенные слова и словосочетания фразеологизмами из правого столбика. Запишите в тетради.

Работа выполнена небрежно - ... с грехом пополам.

Он сделал это наспех - ... на скорую руку.

Она долго разговаривает по телефону - ... висеть на телефоне.

Он целиком посвятил себя работе - ... окунуться с головой.

Она делает это очень медленно - .... в час по чайной ложке.

V.Подведение итогов урока и выставление оценок

Какие сочетания слов называются фразеологизмами? Привести примеры.

Зачем в нашей речи нужны фразеологические обороты? Фразеологические обороты украшают нашу речь, делает ее выразительной, образной и интересной.

VI. Домашнее задание

Записать 5 фразеологизмов и объяснить их значение.

© 2010-2022