Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества

  В настоящее время дети в основном подвержены влиянию окружающей действительности. Именно поэтому учителя должны как можно больше внимания уделять культурному развитию школьников, их нравственному воспитанию.       Одним из способов решения данной проблемы может послужить обращение к народной педагогике.       В.А.Сухомлинский был уверен в том, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Нар...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.


Целью учителя всегда было не только обучение, но и воспитание детей. Воспитательные процессы должны присутствовать на любом уроке, будь то урок истории или математики, физики или литературы. В настоящее время необходимо как можно больше уделять внимание нравственному, этическому воспитанию школьников. Это связано, по мнению А.Новикова, академика Российской академии образования, прежде всего с современным упадком не только молодёжи, но и общества в целом. В настоящее время дети в основном подвержены влиянию окружающей действительности. Именно поэтому учителя должны как можно больше внимания уделять культурному развитию школьников, их нравственному воспитанию.

Одним из способов решения данной проблемы может послужить обращение к народной педагогике.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он,- имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности.

В.А.Сухомлинский был уверен в том, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа.

Народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени. Особое место в народном творчестве занимает фольклор - действенное средство народной педагогики. В сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желания и воля народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Долгими вечерами слушали сказки, участвовали в исполнении песен, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок. Пели народные песни, загадывали детям загадки, развивающие ум, сообразительность, воображение. В загадках (аллегорически-метафорических, описательно-повествовательных, числовых) обобщены познания, наблюдения людей над окружающей жизнью. Они являются средством развития находчивости, наблюдательности, остроумия. Через них дети познают реальную действительность в художественно образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме.

Человек, любя свою культуру, понимает, что и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое. Без доброго и уважительного отношения к «чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.

Из поколения в поколение передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями. Умело используя россыпи народной мудрости: пословицы, поговорки, благопожелания, сказки, притчи, былины, приобщали детей к моральным нормам и учили гуманному отношению к людям, к миру.

В Российской Федерации воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный беспредел, царящий в средствах массовой информации, ведет к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей.

Данные обстоятельства обуславливают постановку и решение ряда задач духовного возрождения нации, России. В создавшейся ситуации чрезвычайно важно оживить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.

Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.

Народное декоративно-прикладное искусство, как одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприятия мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.

В программе по литературе важное место занимает изучение устного народного творчества, как памятника народной педагогики. Обратимся к сказкам, загадкам, пословицам и поговоркам, как средствам воздействия на личность ребёнка.

Мы знаем, что сказка - это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом. Она даёт почувствовать, что всё вокруг живое и о нём нужно бережно заботиться. Сказка учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт помощь как награда за внимание и заботу.

Так как в сказках заключена мудрость народная, на уроках литературы мало прочитать сказку, важно её понять и прочувствовать, прожить жизнь героев. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем мире ребёнка.

На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы и поговорки стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки, потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов пословицы и поговорки выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник.

Лаконичность пословиц особенно важна для запоминания нравственных норм и правил. На уроках литературы учащиеся с удовольствием изучают пословицы и поговорки, стремятся использовать их в своей речи, а многие поговорки и пословицы стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. (О труде. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Где труд, там и счастье. Слаще всех плодов _ плод труда. От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется. Без хорошего труда нет плода. О Родине. Умереть можно, а изменить Родине нельзя. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.). Очень важно, чтобы учитель чаще стремился в общении использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей на уроках литературы, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях. Всё это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло своё выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека.

В истории словесности нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, стала объектом рассмотрения в процессе их обучения, но точно известно, то уже в XIX веке она параллельно бытовала в общении и взрослых, и детей, была введена в учебную литературу, что свидетельствовало о признании ее педагогической ценности и целесообразности.

Педагогическая ценность загадок в том, что они знакомят ребенка " с радостью мышления", расширяют представление о мире, направляя внимание на отдельные предметы и явления и их " выдающиеся " признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений признаков тех или иных предметов и явлений, повышают способность к образному мышлению, развивают воображение. По-моему, решающую роль в поддержании интереса к данному жанру играют, с одной стороны, их занимательность, которая выражается в конкретности, доступности и красочности образов, звучности рифм, с другой, - стремление детей вступить в интересное общение, испытать других в мудрости.

На каких же уроках литературы можно применить знания о народном прикладном искусстве? Использовать знания фольклора? Например, изучая поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Некрасов приводит читателя к мысли о том, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Только тогда тебя уважать будут, и сам себя уважать сможешь, станешь счастливой, успешной личностью.

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки, без сомнения, заслуживают большего внимания: они - память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности», - писал Н.А. Некрасов в одной из своих рецензий в 1841 году.

Семь мужиков отправляются на поиски счастливых людей. На своём пути встречают птичку-пеночку. Птица - символ счастья, символ свободы. Среди Славянских богов - птица Гамаюн -птица вещая; птица Счастья - Небесная Птица Феникс; богиня Зари рассветной - Алконост, изображена в образе сказочной птицы.

Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.

Птицы счастья Птица подвесная. Авторы: А. и А. Гурины. 21 в.

Птиц начали изображать давно, известны палеолитические находки наскальной живописи. В мифологии народов разных стран встречается очень много различных птичьих образов. Причем эти образы могут быть прототипами реальных или фантастических птиц, или существ гибридной породы (Пегас, сирены, грифоны и т. д.). В славянской мифологии и русских сказках нам известны: Страх-Рах, Стратим-птица, Ноготь-птица, Ворон Воронович, Финист - ясный сокол, жар-птица, сирины, берущие происхождение от древнегреческих сирен, алконосты.

Образ птицы связан с образом мирового древа или древа жизни. Птица на мировом древе обозначает верх и противопоставляется низу - животным хтонического типа, прежде всего, змее; в других трактовках - противопоставляется - рыбам, у ряда сибирских народов - мамонтам.

Отражение такого противопоставления встречаем в сказочных мотивах: в награду за спасение птенцов на дереве (дубе) от змея Ворон Воронович, Ноготь-птица, Орел выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю. Распространены представления о птицах как тотемах, первопредках племени. Шаманы использовали когти, перья, крылья птиц, как свою атрибутику. В русском фольклоре встречаются превращения героев и героинь в птиц, и А. С. Пушкин перенес образ Царевны-лебеди из русских сказок. Известны русские обрядовые праздники встречи весны, связанные с прилетом первой весенней птицы; выпускание птиц на волю, печенье ритуальных птиц из теста «жаворонков». Из древних мифопоэтических представлений закрепились за многими птицами и различные характеристики. Сорока - воровка, распространение молвы, как и ворона; аист - плодородие, долголетие, предвещает рождение детей, как и цапля; голубь в ряде традиций выступает как символ души умершего, в христианстве - символизирует святой дух; индюк в ряде традиций выступает символом глупости, напыщенности; страус закрепился в русских традициях как сказочная птица, «мать всех птиц», Стратим-птица в древнерусской «Голубиной Книге» и т. д.

Изображение птиц в Древней Руси берет свое происхождение с языческого прошлого. Известна новгородская деревянная резная колонна 11 в. с изображением мифического грифона. Грифоны встречаются и в белокаменной резьбе русских соборов. Птицы-сирины встречаются довольно часто как в резьбе по дереву, так и в росписях. Изображения птиц усматриваются и в народных вышивках. В народном искусстве птицы часто изображались в переплетении растительного орнамента. Если исходить из более древней языческой трактовки - символа мирового древа и птицы на нем. Если брать более позднюю, христианскую символику - то это птицы в райских кущах. В любом случае изображение птиц в вышивке ли, резьбе по дереву или росписи символизировало доброе начало, плодородие, несло в себе обережную функцию. Распространены солярные знаки с вписанными в них изображениями птиц в северодвинских росписях.

Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества направлено на достижение следующих целей :

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

  • освоение знаний о классическом и современном искусстве;

  • ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Использование народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы занимает достаточно важное место. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования на уроках литературы.

Использованные интернет ресурсы:

1. ronl.ru/

2. stecenko-er.narod.ru/4.Narodnaja_pedagogika.doc

3. si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_5.htm

4. knowledge.allbest.ru/

5. yandex.ru/images


© 2010-2022