Обобщающий урок чтения по рассказу Ю. Нагибина

Этот урок подготовлен для обучающихся коррекционной школы VIII вида, поэтому я старалась излагать материал доступным им языком. Возможно, кому-то он может показаться слишком простым и примитивным. Данный рассказ мы проходим в 5 классе. На этом уроке мне хотелось научить учащихся анализировать прозаическое произведение, чтобы они поняли главную мысль рассказа, а также научились видеть красоту окружающего мира и старались ее сохранить. Поэтому в ходе урока используется наглядный материал, классиче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1» Минобразования Чувашии





ШМО учителей гуманитарного цикла












Открытый урок в 5 классе



Зимний дуб. Ю. Нагибин









Подготовила и провела

учитель русского языка и чтения Петрова Светлана Юрьевна




Чебоксары 2015

Тема: Обобщающий урок по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

Тип урока: комбинированный.

Цель: довести до обучающихся смысл рассказа Ю. Нагибина.

Задачи:

1)образовательные: научить обучающихся анализировать произведения и выделять главную мысль;

2) коррекционно - развивающие: совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы;

3) воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, научить видеть красоту природы.

Оборудование: учебные пособия, рисунок (изображение дуба), аудиозапись классической музыки (Вивальди или Чайковский).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, сообщение темы и целей занятия. Написание даты и темы урока в тетрадях.

II. Проверка домашнего задания.

- Скажите мне пожалуйста, что увидели за кустом боярышника Анна Васильевна и Савушкин?

- Найдите описание дуба. Какие слова говорят о том, что это дерево было самым большим в лесу? С чем сравнивается дуб?

- Что обнаружил Савушкин под дубом? Почему он обращался с дубом «как со своим старым знакомцем»?

- Как вы думаете, почему короткий путь оказался не самым верным? Что посоветовала Анна Васильевна Савушкину? Почему?

- Что поняла Анна Васильевна? Какие выводы она сделала? Вы согласны с ней?

III. Повторение и обобщение пройденного.

- Давайте теперь вспомним все части рассказа.

- О чем говорится в первой части? Что вы узнали об Анне Васильевне? Почему она пригласила Савушкина в учительскую?

- Что мы узнали о Савушкине из второй части? Как он объяснил свое опоздание и почему Анна Васильевна не поверила ему? Какое решение приняла учительница? Кем чувствовала себя в лесу Анна Васильевна? А каким ей показался Савушкин?

- О чем говорится в третьей части?

- Теперь давайте озаглавим каждую часть текста.(Учащиеся предлагают названия каждой части и записывают в тетради). Например:

1. Опоздание Савушкина.

2. Беседа в учительской и дорога к Савушкину.

3. Зимний дуб.

IV. Физкультминутка.

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

V. Анализ рассказа.

- Прочитайте описание зимнего дуба. Как вы понимаете выражение «в белых, сверкающих одеждах стоял дуб»? Как вы думаете, почему автор выбрал именно это выражение? Что он хотел этим сказать? Разве у дуба может быть одежда? (Автор хотел показать дуб живым существом, он как бы оживляет, олицетворяет его, такой прием обычно используют в стихотворных произведениях для придания большей красочности).

- А еще какие примеры описания дуба как живого существа вы можете привести? (глубокие морщины коры). Каким он показался Анне Васильевне? Найдите ответ в тексте. (Он казался ей в своем зимнем сне сказочным существом, живущим какой-то своей особенной, сказочной жизнью).

- Какие примеры еще нам говорят о том, что зимний дуб здесь показан как живой? Для кого он является не просто деревом, а жильем? Еще каких «постояльцев» приютило подножие дуба? Какими словами выражает данную мысль автор? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье и крошечные, невесомые насекомые не могли сыскать лучшего жилья на зиму).

- Как вы думаете, почему Анна Васильевна соглашается с Савушкиным, что «зимний дуб - это настоящее существительное»? Что это значит?

- Посмотрите на рисунке изображение зимнего дуба. Вам нравится? Опишите его своими словами.

- Какова главная мысль этого текста?

- Посмотрите в окно. Что вы там видите? Как выглядят деревья? Опишите их.

- А теперь посмотрите на изображение зимнего леса (предлагается картина с изображением зимнего пейзажа) под музыку Вивальди (или Чайковского). Какие чувства вы испытываете? Вам нравится?

VI. Подведение итогов урока.

- Природа - это место проживания человека. Именно в природе мы находим источники всех благ, необходимых для жизни и отдыха. Всё живое на нашей планете является частью природы. Нам, людям, нужно научиться видеть красоту окружающего нас мира, ценить ее и сберечь то, что у нас есть. Поэтому проводите больше времени на свежем воздухе, наслаждайтесь красотой природы, но старайтесь это делать так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной!

VII. Задание на дом, выставление оценок. (Подготовить пересказ всего текста по плану).


© 2010-2022