- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по РЯ. СПО
Рабочая программа по РЯ. СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саралиева З.П. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
министерство образования и науки рсо-алания
гоу спо «Эльхотовский аграрный техникум»
рассмотрено
на зседании мо
гоу спо эат
проткол №1 от «30» августа 2011
председатель
______________ з.п. саралиева
утверждаю
директор Гоу спо эат
_______________ г.г.кайтуков
«______»__________ 2011г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
2011.г.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) по всем профессиям начального профессионального образования (далее-НПО) и специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО).
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Эльхотовский аграрный техникум» РСО -Алания
Разработчик:
Саралиева З.П, преподаватель русского языка и литературы, зам.директора по НМР ГОУ СПО ЭАТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
24
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
Реферат: «Русский язык в современном мире»
Реферат: «Язык и культура»
Подготовка публичного выступления по теме «Язык и его функции»
Реферат: «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».
Реферат «Русское письмо и его эволюция».
Реферат: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».
Реферат «Принципы распределения слов по частям речи».
Реферат «Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка».
Реферат «Роль словосочетания в построении предложения».
Реферат: «Синонимия сложных предложений».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторение §§ по темам
Итоговая аттестация в форме экзамена
2 Примерный тематический план дисциплины «Русский язык».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
Содержание учебного материала
1
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
1
репродуктивный
Практическая работа
1
1
Проверочная работа
Раздел 1.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
11
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
8
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности
1
продуктивный
2
Функциональные стили речи и их особенности.
1
продуктивный
3
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования
1
продуктивный
4
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
1
продуктивный
5
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
1
продуктивный
6
Публицистический стиль речи, его назначение.
Особенности построения публичного выступления
1
продуктивный
7
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
1
продуктивный
8
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Средства и виды связи предложений в тексте
1
продуктивный
Практические занятия
3
1
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
2
Лингвостилистический анализ текста
3
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект)
Самостоятельная работа обучающихся
3
Реферат: «Русский язык в современном мире»
Реферат: «Язык и культура»
Подготовка публичного выступления по теме «Язык и его функции»
Раздел 2.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
8
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
4
1
Слово в лексической системе языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова
1
продуктивный
2
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
1
продуктивный
3
Фразеологизмы. Лексические и фразеологические словари
1
продуктивный
4
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
1
продуктивный
Практические занятия
4
1
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
2
Правописание приставок на З-/С-.
3
Правописание И-Ы после приставок
4
Лексико-фразеологический разбор.
Самостоятельная работа обучающегося
4
Реферат: «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».
Повторить §§2 - 10 Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Раздел 3
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
5
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
2
1
Фонетические единицы. Фонетическая фраза.
1
продуктивный
2
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения
1
продуктивный
Практические занятия
3
1
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
2
Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.
3
Фонетический разбор слова.
Самостоятельная работа
2
Повторить §§ 11, 18, 22-24. Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат «Русское письмо и его эволюция».
Раздел 4.
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
7
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
3
1
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.
1
продуктивный
2
Способы словообразования
1
продуктивный
3
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
1
продуктивный
Практические занятия
2
1
Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ.
2
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Контрольная работа №1 по типу ЕГЭ, часть А
2
Самостоятельная работа
2
Повторить §§ 17, 19,251Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».
Раздел 5.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
21
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
1
1
Введение. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста
продуктивный
Тема 5.2.
Имя существительное
4
Содержание учебного материала
2
1
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
1
продуктивный
2
Правописание окончаний имен существительных.
1
продуктивный
3
Правописание сложных существительных.
1
продуктивный
Практическая работа
1
1
Употребление форм имен существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного.
Самостоятельная работа
2
Повторить §29- 34, Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат «Части речи в русском языке».
Тема 5.3.
Имя прилагательное
3
Содержание учебного материала
2
1
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
1
продуктивный
2
Правописание сложных прилагательных. суффиксов и окончаний имен прилагательных.
1
продуктивный
Практическая работа
1
1
Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного
Самостоятельная работа
2
Повторить § 35-39, Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения».
Тема 5.4.
Имя числительное
3
Содержание учебного материала
2
1
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных
1
продуктивный
2
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
1
продуктивный
Практическая работа
1
1
Морфологический разбор имени числительного.
Самостоятельная работа
1
Повторить §§40-41., 66 Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Тема 5.5.
Местоимение.
2
Содержание учебного материала
2
1
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
1
продуктивный
2
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат «Принципы распределения слов по частям речи».
Тема 5.6.
Глагол
8
Содержание учебного материала
5
1
Грамматические признаки глагола.
1
продуктивный
2
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами.
1
продуктивный
3
Образование действительных и страдательных причастий
1
продуктивный
4
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
1
продуктивный
5
Грамматические признаки наречия. Правописание наречий
1
продуктивный
Лабораторно-практические работы.
3
1
Правописание НЕ с разными частями речи.
2
Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
3
Группы слов категории состояния. Их функции в речи
Самостоятельная работа
4
Реферат «Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка».
2
Повторение §§44, 45; 46-49;51-52. Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
2
Раздел 6.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
4
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
2
1
Предлог как часть речи. Правописание предлогов.
1
продуктивный
2
Союзы как средство связи предложений в тексте.
1
продуктивный
Практическая работа
2
1
Отличие производных предлогов от слов омонимов.
2
Правописание междометий и звукоподражаний. Употребление междометий в речи.
Самостоятельная работа
2
Повторить § 78, 79. Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат «Синонимия простых предложений».
Раздел 7.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
18
Тема 7.1
Словосочетание
1
Содержание учебного материала
1
1
Значение словосочетания в построении предложения.
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат «Роль словосочетания в построении предложения».
Тема 7.2.
Простое предложение
4
Содержание учебного материала
3
1
Виды предложений по цели высказывания. Тире между подлежащим и сказуемым.
1
продуктивный
2
Синонимия согласованных и несогласованных определений
1
продуктивный
3
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи.
1
продуктивный
Практическая работа
1
1
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста
Самостоятельная работа
2
Реферат «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».
Повторить §§ 60, 63, 68, 73. Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Тема 7.3.
Осложненное простое предложение
6
Содержание учебного материала
4
1
Однородные и неоднородные определения.
1
продуктивный
2
Предложения с обособленными и уточняющими членами
1
продуктивный
3
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
1
продуктивный
4
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
1
продуктивный
Практическая работа
2
1
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
2
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Самостоятельная работа
2
Повторить §§70, 75, 78,Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
Тема 7.4.
Сложное предложение
5
Содержание учебного материала
4
1
Сложносочиненное предложение.
1
продуктивный
2
Сложноподчиненное предложение
1
продуктивный
3
Бессоюзное сложное предложение
1
продуктивный
4
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ
1
продуктивный
Практическая работа
1
1
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Контрольная работа№2 по типу ЕГЭ, часть В
2
Самостоятельная работа
2
Повторить §§80 -86 Учебное пособие по русскому языку. В.Ф.Греков
Реферат: «Синонимия сложных предложений».
Всего
78
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся
Технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
-
В.Ф. Греков. С.Е. Крючков. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы».
-
А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 класс. М., «Просвещение», 2004г.
-
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2007
-
Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»
-
Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2010»
Интернет-ресурсов:
Дополнительной литературы
Основные источники:
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
Дополнительные источники:
Словари
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
реферат
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Взаимопроверка
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
6