Урок русского языка в 6 классе на тему Имя прилагательное

  Урок русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное" разработан в  соответствии с новым стандартом .  Вид урока: повторительно-обобщающий.Планируемые результаты:Предметный: знать определение имени прилагательного, распознавать прилагательные разных разрядов, уметь образовывать степени сравнения прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы, овладеть умением правильно применять прилагательные в речи. Метапредметный: уметь слушать, рассуждать, комментировать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное». 6 класс.

Цели:

Знать:

  • определение имени прилагательного;

  • разряды прилагательного;

  • степени сравнения;

  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;

  • правильно употреблять прилагательные в речи;

  • указывать морфологические признаки прилагательных;

  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Вид урока: повторительно-обобщающий.

Планируемые результаты:

Предметный: знать определение имени прилагательного, распознавать прилагательные разных разрядов, уметь образовывать степени сравнения прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы, овладеть умением правильно применять прилагательные в речи.

Метапредметный: уметь слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, работать с текстом, находить в нем нужную информацию, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

1. Организационный момент. Определение темы, целей и задач урока.

Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1.)

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (ответы детей)

-Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой части речи.

-Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

-Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?


(Слайд 2) Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

-Что мы должны знать и уметь по данной теме? (ответы детей)

( Слайд 3)

Знать:

  • определение имени прилагательного;

  • разряды прилагательного;

  • степени сравнения;

  • признаки прилагательного.


Уметь:

  • определять разряды прилагательных;

  • правильно употреблять прилагательные в речи;

  • указывать морфологические признаки прилагательных;

  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

УУД : регулятивные ( постановка учебной задачи)

2.Проверка домашнего задания.

Вокруг нас мир, который нельзя представить без имён прилагательных. Без них мы не могли бы общаться, речь наша была бы скучной и однообразной.
Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной и более точной.
Каждой группе было дано задание провести небольшую исследовательскую работу. Теперь мы посмотрим, что же вы нашли.

1 группа искала цветные моря, реки и озера и др. географические названия;

2 группа исследовала, какие бывают дожди;

3 группа исследовала, какие бывают облака;

4 группа была отправлена в магазин (искали вкусные прилагательные)

( Ответы детей по группам)

- К какому выводу вы пришли в результате выполнения домашнего задания?

УУД : познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме); коммуникативные ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

3.Подготовка к обобщению понятий и правил.

( Слайд 4)

-Ребята, посмотрите внимательно на экран, используя знания, полученные на предыдущих уроках, дополните формулировку, поясняя свое мнение:

Имя прилагательное - это часть речи, которая:

- отвечает на вопросы … (какой? чей?);

- обозначает … (признак предмета, принадлежность);

- в предложении чаще всего бывает… (определением, сказуемым);

- в предложении зависит от… (существительного);

- изменяется по… (числам, родам, падежам);

- может иметь… (краткую и полную форму, степень сравнения);

- относится к … (одному из 3 разрядов).

УУД : познавательные (умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание)


4. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

-Ребята, а сейчас поработаем в группах . Вспомните орфограммы прилагательных и заполните таблицы. Перед вами карточки с прилагательными, выберите из них те слова, которые вам понадобятся для заполнения таблиц.

Слова для справок.

Бежевая материя, замшевый чехол, перцовые стручья, парчовый кафтан, образцовый порядок, ястребиный нос, соболиные брови, коронный номер, песенное искусство, численный перевес, стеклянная посуда, некрасивый цветок (ужасный), ненастная ночь, невысокое здание (низкое), нелепая история, работа не легкая, а тяжелая, совсем не высокий юноша, богатырский размах, рыбацкая лодка, матросская служба, сибирские просторы, ткацкий станок, городской житель.



1 группа.

Не с прилагательными.

Слитно

Раздельно

1.Не употребляются без НЕ:

Примеры:

2.При образовании слова противоположного значения:

Примеры:

  1. При наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:

  2. Примеры:

1.

Примеры:

Не большой, а маленький.
Не плохой, а хороший.
Река мелкая? Река не мелкая.

2.

Примеры:

отнюдь не верное решение
нисколько не радостное событие

2 группа.

-н- в суффиксах прилагательных.

Правило

Пример


  1. В суффиксе -ин-



  1. В суффиксе -ан- , -ян-

Исключения: оловянный,

деревянный,

стеклянный.

3 группа.

-НН- в суффиксах прилагательных.

Правило

Пример

1) В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н.

2) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов

-онн, -енн.

Исключение: ветреный.



4 группа.

Суффиксы -к- , -ск-.

-к-

-ск-

1)

2)

( Отвечают по одному человеку от группы, озвучивают правило, на экране слайды с правильно заполненными таблицами )

( Слайд 6, 7, 8, 9)

УУД : познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов) , коммуникативные: умение слушать партнера, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении)


5.Самостоятельная работа.

1) Работа с текстом. ( Слайд 10)

(Текст читает учитель)

1)Дорога была суха, песчана и оттого тепла.2)Но иногда спускалась в низинки, становилась влажно-мягкой и потому холодила ногу.3) Она незаметно вошла в лес. 4)Думается, так же вот входит по вечерам в свой дом женщина-хозяйка, называемая у нас большухой.

5)Июльский сумеречно-темный лес неспешно готовился отойти ко сну.6) Смолкали одна по-за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой елки. 7)Затвердевала смола. 8)И ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы.

9)Везде был отрадный, дремотный лес. 10) Он засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души, он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем, как веет от старой и мудрой матери…

11)Ах, тишина, как отрадна и не тревожна бывает она порой, как хорошо тогда жить. И это была как раз та счастливая тишина.12)Хотя где-то неопределенные и по происхождению явно человеческие звуки выявляли окрестные деревни.13) Но это еще больше оттеняло главную мелодию нашего состояния. 14)Мелодия же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас самих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина…

(В.И. Белов. Рассказ "Бобришный угор")

Отрадный

- приятный, доставляющий радость.

Пейзаж

- рисунок, картина, изображающая природу, вид. А также описание природы в литературном произведении. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986 г.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Поделитесь впечатлением, вам понравился текст?

  2. Докажите, что это текст.

  3. Укажите номер предложения, в котором выражено отношение автора к изображаемому.

  4. Выпишите словосочетания прилагательное + существительное, позволяющие нам представить картину природы.

  5. Обратите внимание на прилагательные отрадный, дремотный, когда речь идет о лесе. Подберите к ним синонимы. Что сказали бы о них с точки зрения употребления, значения, для чего, по-вашему, Василий Иванович использует именно эти слова?

  6. В предложенном отрывке есть краткие прилагательные .Выпишите их, определите синтаксическую роль, как вы думаете, почему именно эту форму берет автор, а не традиционное полное прилагательное?

  7. "Счастливая тишина",- говорит автор. Поясните значение определения.

  8. Как описывается состояние человека или людей? В чем заключалась "мелодия нашего состояния"?

  9. В чем, по-вашему, заключается основная мысль? Воспользуйтесь словами текста.

  10. К каким художественным средствам прибегает автор?

  11. Обратимся к отдельным словам из текста:

- чем объяснить дефисное написание 2 прилагательных, найдите их;
- июльская - выделите суффикс в прилагательном, определите разряд, докажите свою точку зрения ;
- неназойлив - почему слитно пишем с частицей не, как понимаете значение слова;
- в каком словосочетании употреблено прилагательное сухой, сделайте морфологический разбор прилагательного.

УУД : познавательные ( умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлечение необходимой информации из текста) , коммуникативные (умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, участвовать в обсуждении, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

2) Работа с тестом .

(выдан каждому ученику, необходимо заполнить табличку ответов, выбрав свой вариант).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











1) -нн- пишем во всех словах в строке:

а. травя…ой, подветре…ая, утре…ий;

б. клюкве…ый, соломе…ый, чугу…ый;

в. экстре…ый, труд…ый, завтраш…ий.

2) -н- пишем во всех словах в строке:

а. стра…ый, гуси…ый, невзрач…ый;

б. выгод…ый, серебря…ый, кожа…ый;

в. звезд…ый, лимо…ый, деревя…ый.

3) суффикс -ск- во всех словах в строчке:

а. англий…ий, казац…ий, совет…ий;

б. матрос…ий, словац…ий, татар…ий;

в. белорус…ий, турец…ий, кавказ..ий.

4) через дефис все слова в строчке:

а. (юго)восточный, (древне)русский, (бело)голубой;

б.(старо)славянский, (глино)битный, (железно)дорожный;

в. (чугуно)литейный, (темно)лиловый, (кисло)молочный.

5) без мягкого знака все слова в строке:

а. хорош…, ноч…, нарисуеш…;

б. дремуч…, отреж…, задач…;

в. камыш…, скрипуч…, дач…

6) только относительные прилагательные в строке:

а. лисья шапка, перекидной календарь, пришкольный участок;

б. медвежья берлога, гусиные лапки, песчаная отмель;

в. холодная роса, вчерашняя встреча, серый асфальт.

7) формы только сравнительной степени в строке:

а. выше, самый громкий, более сильный;

б. строжайший, более веселый, ярче;

в. солонее, более правильный, старше.

8) краткие прилагательные изменяются

а. по числам и падежам;

б. по родам и числам;

в. не изменяются.

9) только краткие прилагательные в строке:

а. печален, школьный, напрасен;

б. красив, страшен, велик;

в. веселый, труден, весенний.

10) качественные прилагательные

а. имеют степень сравнения, полную и краткую форму, могут быть определением и сказуемым в предложении;

б. имеют степень сравнения, только полную форму, изменяются по родам, числам, падежам;

в. не имеют степени сравнения, краткой формы, в предложении могут быть только оп

ределением.

( Слайд 11 - ключ к тесту)

-Ребята, а сейчас проверьте свою работу.( Самопроверка по ключу)

-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите зеленую карточку. Те, кто допустил 1-3 ошибки, поднимите желтую карточку. Те ребята, которые допустили больше трех ошибок, поднимите красную карточку. Хотелось бы, чтобы зеленого цвета было больше, но , я думаю, у вас еще есть время исправить положение.

УУД : регулятивные (умение оценивать свою деятельность, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) , познавательные (


6. Подведение итогов урока. Рефлексия,

-Надеюсь, наш урок сегодня дал вам не только возможность оценить свои знания, но и заставил о многом подумать, поразмышлять. О чем именно?

- Какой вывод можно сделать ?

-Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
-На чём необходимо заострить внимание при подготовке к контрольной работе?

УУД : регулятивные ( контроль и коррекция своей деятельности)
7.Домашнее задание. (Слайд 7)

Подготовиться к контрольной работе, выполнив тест, в котором вы еще раз встретитесь с орфограммами, изученными в данной теме.



УУД :


© 2010-2022