Познавательная игра по русскому языку Язык и юмор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий познавательной игры для детей 5-6 кл.

«Язык и юмор»

Человек - животное, которое смеется

Аристотель


Когда же… смеюсь, веселюсь, играю, я - человек

Плиний Младший


Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, зрители, гости нашего мероприятия! В марте традиционно проходит декадник науки и творчества. И сегодня 26 марта - у нас в школе день русского языка и литературы. И я приглашаю вас окунуться в мир русского языка. Традиционно среди школьников бытует мнение, что русский язык - это сплошные правила, точки, запятые и, словом, тоска тоской. Перед нами стоит проблема: действительно ли изучать язык скучно, или это не так. Давайте попытаемся взглянуть на язык сквозь призму юмора, подойти к нему творчески. Итак, начинаем игру «Язык и юмор»!

Но для любой игры нужны участники. И они уже готовы выйти на эту сцену. Это наши пятиклассники! Встречаем 5а класс! (представление команды)

___________________________________________________________________

5б__________________________________________________________________

5в__________________________________________________________________

5г__________________________________________________________________

Никакое соревнование не обходится без жюри.

Разрешите вам представить

Неподкупное жюри:

Будет баллы строго ставить,

За ошибки вас журить.

Вот Валентина-свет-Михайловна,

Школе душу отдает:

Ночью - планы и тетради,

Днем уроки все ведет.

Всех детишек она любит,

Но судить вас строго будет.

Это вот Любовь Петровна,

В школе - годы напролет.

И прошу, друзья, отметить,

Взяток тоже не берет.

Надо очень постараться,

Веру в нас не обмануть.

Ну, команды, вы готовы?

Что ж, желаю: «В добрый путь!»

Конкурсная программа мероприятия


Ведущий: Конкурс 1 «Поэтический перевёртыш». Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: строчки перепутались. Задача участника - расположить строки правильно.

Злой кабан сидел на ветке

Пароход томился в клетке

Соловей точил клыки

Дикобраз давал гудки

Кошка физику учила

Маша хвостик свой ловила

Буратино сшил себе штаны

Портной все поел блины

Ёж накрыт к обеду был

Чиж усами шевелил

Рак летал под облаками

Стол гонялся за мышами

Чайник прыгал во дворе

Мальчик булькал на костре

Должно получиться

Злой кабан точил клыки

Пароход давал гудки

Соловей сидел на ветке

Дикобраз томился в клетке

Кошка хвостик свой ловила

Маша физику учила

Буратино все поел блины

Портной сшил себе штаны

Ёж гонялся за мышами

Чиж летал под облаками

Рак усами шевелил

Стол накрыт к обеду был

Чайник булькал на костре

Мальчик прыгал во дворе

Ну что, это была у нас своеобразная разминка. Прошу жюри оценить наших участников.

2 конкурс «Моя твоя не понимай». Ребята, в этом конкурсе мы будем иметь дело с пословицами и фразеологизмами. А что это за такое лингвистическое явление - фразеологизмы? Молодцы, правильно!

Я буду предлагать каждой команде несколько пословиц и фразеологизмов из иностранных языков. Ваша задача - подобрать русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулировать их обобщенный смысл:

1 команда:

когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

(когда рак на горе свистнет)

промокший пудель (немецк.) (промокшая курица)

Торопливым людям не хватает мудрости (дагестанская). (Поспешишь - людей насмешишь).

2 команда

покупать зайца в мешке (чешск.) (кот в мешке)

когда на ладони вырастут волосы (польск.) (когда рак на горе свистнет)

Слово не стрела, а сердце пронзает (удмуртск.)

(Слово не воробей, вылетит - не поймаешь).

3 команда

Записать за ушами (чешск.) (зарубить на носу, на лбу записать)

Делать из иглы вилы (польск.) (делать из мухи слона)

Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда (киргизск.)

( Что посеешь, то и пожнешь).

4 команда

Как козел в колодец (польск.) (как кур в ощип)

Делать из кротовины гору (англ.) (делать из мухи слона)

Если кривое дерево, то и тень от них крива (каракалмыкская) (Яблоко от яблони недалеко падает).

Ведущий: А пока наши команды готовятся, проведем игру со зрителями. Называется она «Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

…(«Водой не разольешь»

Мы исходили городок

Буквально.. (вдоль и поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют..(кто в лес, кто по дрова).

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу).

Ведущий: Ребята, говоря о современном русском языке, нельзя забывать тот факт, что большую роль в нем играют слова иноземного происхождения. Хорошо это или плохо, отдельная тема, но факт остается фактом. У Сергея Данилова есть стихотворение:

«Мой русский язык»

Я умею говорить по-русски,

Потому беседовать могу с братом-негром,

Докером французским,

С другом на Кубинском берегу.

Автор в данном четверостишии отметил роль заимствований в русском языке.

Знать иностранные слова, проникнувшие в наш язык, мы должны. Итак, конкурс 3 «Чужеземцы». Выберите правильный вариант ответа:

1 команда:

АПЕЛЛЯЦИЯ:

а)просьба о пересмотре чего-либо

б)музыкальное произведение

в)косметическая операция

10. ДИФИРАМБ:

а)косметический дефект

б)неумеренная похвала, песня в чью-либо честь

в)механизм

2 команда:

1. РАРИТЕТ:

а)равенство

б)старинная ценная вещь

в)предмет интерьера

2. ЭЛЕКТОРАТ:

а)механизм

б)избиратели

в)инструменты

Ведущий: Ребята, все мы умеем неплохо общаться при помощи слов. Но большую часть информации мы воспринимаем посредством жестов, мимики. Конкурс 4 «Мимы». Задача - при помощи невербальных средств общения передать следующую информацию:

1 команда:

  1. Наконец-то я додумался!

  1. Смотри на меня.

  1. Ни в коем случае!

  1. Я сыт по горло.

  1. Какой ужас!

  1. Ну, здравствуй, голубчик!

2 команда

  1. Уррра!

  2. Смотри у меня!

  3. Мне очень грустно!

  4. Я крайне удивлен.

  5. Вот он где у меня сидит!

  6. Я очень зол!

3 команда:

  1. Я самый счастливый человек!

  2. Вон !!!

  3. Никогда не соглашусь!

  4. Так это вы сделали?

  5. Да это мне раз плюнуть!

  6. Добро пожаловать!

4 Команда

  1. Ой, насмешил!

  2. Я очень влюблен!

  3. Мне так вас жалко!

  4. Я просто взбешен!

  5. Стой! Кто идет?

  6. Я вас люблю!

Ведущий: Спасибо, просим оценить наших конкурсантов!

Ведущий: Проведение 5 конкурса Пословицы «шутят»


Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Чьё-то место заняла?


Задание: отыскать букву-озорницу и исправить пословицу

1 Команда

Два сапога - тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.


2 команда


Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Купить кита в мешке.


3 Команда


Жди у горя погоды.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.


4 команда


Нашла коза на камень.

Правда глаза полет.

Лось человека не красит.

Ведущий: 6 Конкурс «Отгадай слово».

1 и 3 команде:


Корень - в слове снежинка.

Приставка - в слове подъехал.

Суффикс - в слове лесник.

Окончание - в слове стол.


2 и 4 команде:


Корень - в слове молодой.

Суффикс - в лове косцы.

Окончание - в слове травы.


Ребята, вы сегодня показали очень хорошие результаты, как в индивидуальном зачете, так и в командном. А вот сейчас предстоит по-настоящему командная игра. 7 Конкурс «Что вижу, о том и пою». Вам будут предложены изображения предметов. Ваша задача - всей командой по очереди рассказывать какую-нибудь историю, каждый должен использовать слово, изображенное на рисунке.

5. Выступление жюри. Объявление победителей.

6. Рефлексия результативности

Ведущий: Ребята, давайте оценим нашу работу по итогам участия в конкурсах игры. Перед вами рисунок с изображением горы. Если вы считаете, что вы максимально были задействованы в игре, хорошо потрудились, то нарисуйте себя на вершине горы. Если чувствуете себя не вполне задействованными, нарисуйте себя ниже. Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу.

Ведущий: Способность мыслить, которая отличает людей от животных, неразрывно связана с даром слова и даром юмора: язык позволяет облекать мысль в форму и передавать другим, а юмор дает возможность посмотреть на ситуацию и самого себя со стороны. Не случайно одно из определений человека - «животное, которое смеется». Плиний Младший говорил: «Когда же… смеюсь, веселюсь, играю, я - человек». Надеюсь, что сегодняшняя игра с веселыми заданиями помогла вам углубить знания по русскому языку.

- Наша игра закончена. До свидания.




© 2010-2022