Тема милосердия в произведении В. Г. Короленко

Тип урока: Обобщение знаний. Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко) Задачи:  Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характерис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида

«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Тип урока: Обобщение знаний.

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)

Задачи

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.

III Игра «Узнай героя» (разминка).

  1. «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)

  2. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)

  3. «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется , так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)

  4. «Он - судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)

  5. «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)

IV Работа в парах

Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).

(вопрос учителя) (ответ учащихся)

  1. «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».

  2. «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».

  3. «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания

  4. «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».

- Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) - слова крепятся на доске

-Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»

V Словарная работа (на доске)

-Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)

-Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»

VIРабота с текстом учебника

-Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести - это история с куклой.

-Кому принадлежала кукла? (Соне)

-Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся « Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)

-Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)

-Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся « Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице , под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)

-Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - (Милосердный)

VII Физминутка «Облачко»

Беленькое облачко

Поднялось над крышей.

Устремилось облачко

Выше-выше-выше.

Ветер - это облачко

Зацепил за кручу.

Превратилось облачко

В грозовую тучу.

VIII Описание картины.

-Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник - русский художник В.Г.Перов.

-Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».

-Кто изображён на картине? (Дети)

-Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)

-Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).

-Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)

-Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)

Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

-Заканчивая урок, мне хочется прочитать вам такие строки:

«Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей делитесь

И распахните душу»

- Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)

-Спасибо за урок!

IXПодведение итогов. (выставление оценок)

XДомашнее задание

-Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Мир детства».

Предложенные авторы: Л.Кассиль, В.Катаев, В. Астафьев (на карточках).



© 2010-2022