Урок по творчеству П. Верлена

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор - Хлопина Ирина Владимировна

МБОУ «Насадская ООШ»

Импрессионизм и символизм в творчестве Верлена. Анализ стихотворения П.Верлена «Сплин»

Изучение зарубежной литературы включено почти во все действующие программы по литературе. Это обуславливается включением отечественной литературы в мировой культурный контекст. Не всегда, конечно, учащимся понятно, зачем они должны знакомиться с творчеством французского, английского или немецкого автора, но здесь уже многое зависит от мастерства учителя и его умения приблизить к российскому школьнику гения другой страны, другой эпохи.

Одним из таких гениев является Поль-Мари Верлен, имя которого абсолютному большинству проживающих на планете Земля ни о чем не говорит. А между тем, творчество и открытия этого развратника и пьяницы стало предтечей и катализатором творчества великих поэтов и писателей (и зарубежных, и отечественных) последующих поколений вплоть до сегодняшних дней.

Надо сказать, что его имя в программы по литературе не включено. Я нашла только одну, где упоминается Верлен. Но почти во всех есть имя его юного друга Артюра Рембо с его гениальным прозрением «Пьяный корабль». Однако же лично мне представляется необходимым до того, как знакомить детей с А.Рембо, познакомить их с Полем Верленом. С его импрессионизмом и символизмом. С разными переводами его стихов. С его бурной богемной жизнью.

Сейчас совершенно не проблемно обеспечить наглядность на уроке с помощью компьютера, проектора и экрана, также можно подготовить любой раздаточный материал. Урок проводится в конце 10 класса, перед изучением темы «Символизм» в 11 классе. Хотя не только символистов вдохновил Поль Верлен, я вижу в его продолжателях и Маяковского, и И.Северянина, да и Н.Гумилева.

Кроме двух подготовленных выступающих с небольшими сообщениями (3-4 мин.): «Биография Верлена» и «Импрессионизм в искусстве», остальным учащимся можно заранее и не объявлять тему урока. А начать можно с такого с такого 1-го слайда:

- поэт предпочел жене друга

- поэт стрелял в своего друга

- поэт избивал свою любящую мать


Вопрос к слайду:

- Что вам приходит в голову, когда вы читаете такое?

Ответы:

- Какой-то неуравновешенный поэт.

- А что это за поэт?

- Низкий, мерзкий человек.

- Омерзительный тип.

- Такие поэты нам не нужны.

И, наконец, кто-то «продвинутый» говорит: «Заголовки из «желтой прессы».

Да, подтверждаю, жизнь этого человека (на слайде портрет с указанием дат рождения и смерти) была хорошей «пищей» для таблоидов. Но это великий поэт. Познакомимся с его биографией. (Выступление учащегося с одновременным показом слайдов.) Учитель помогает и дополняет. Вот ключевые моменты жизнеописания Верлена как поэта-новатора:

- Гениальность Верлена в том, что ему было дано увидеть и ощутить мир совершенно по-новому, но так, как стали видеть и ощущать его последующие поколения поэтов, вплоть до наших дней.

- И вот эта жадность к жизни, умение лирически влюбляться в любой пустяк, и отсюда - умение петь всеми словами, от самых возвышенных до самых грубых, - дали могучий освобождающий толчок всей последующей поэзии.

- Верлен первый дал урбанистические стихи. Верлен первый дал индустриальный пейзаж. Верлен первый осуществил социальную патетику без оскорбительной "жалости" к "униженным и оскорбленным", как то было у Гюго.

- Чтение Верлена дает ощущение нашей внутренней свободы, чувство непосредственности переживания.

- А когда молодежь конца восьмидесятых годов вдруг нашла его, влюбилась в него, провозгласила его "королем поэтов" и своим вождем и мэтром, он весь уже был в прошлом, сломленный своей жизненной катастрофой, сбитый с толку клерикалами, отравленный "зеленоглазым дьяволом", полынною водкою. И он сознавал, что "кончен".

- Более ста лет прошло со дня его смерти, и его имя известно и любимо во всем мире. Вся европейская поэзия этого полувека - при всем многообразии творческих личностей и темпераментов, при всей пестроте идеологий и "школ" - в той или иной комбинации продолжала осуществлять провозглашенные им принципы и разрабатывать затронутые им темы.

И - рядом с этим - боль, причиняемая близким, странная связь с А.Рембо, два года в тюрьме, нелепый уход из жизни…Таков он, Поль-Мари Верлен - человек божественного дара и раб своих слабостей. Да, это он, наверное, первый ввел новую манеру стиха: вместо четкого сюжета - ощущения, чувства, недосказанность, игра со строкой, звучанием (поэтому переводить его трудно). Он успел совершить эту «революцию». Потом мы будем наслаждаться этим у Маяковского, Цветаевой, Блока. А импрессионистскую манеру увидим не только в поэзии, но и в прозе, русской прозе. Вспомним, что такое импрессионизм. (В классах, где ведется преподавание МХК, подобные информационные «интервенции» воспринимаются гораздо легче.)

Выступление учащегося. Затем отмечаем главное (слайд): Братья Э. и Ж.Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «...искусство - это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности...»; «...живопись - это не рисунок. Живопись - это краски...». Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство». Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте.

Следующий этап урока посвящен анализу одного из стихотворений П.Верлена. Цель анализа - 1. ощутить, понять новаторство Верлена, импрессионизм поэта; 2.развивать навыки анализа; 3. испытать эстетическое наслаждение от «препарирования» текста.

Наверное, в стихах поэта можно найти немало образцов для этой работы. Но я беру стихотворение «Сплин» (перевод Ф.Сологуба). Почему именно «Сплин»? Потому что слово на слуху. Питерская рок-группа «Сплин» является одной из любимых у молодежи. Что такое «сплин» нынешний им почти понятно, а если потянуть за «века связующую нить»?

С этим словом «сплин» в литературном его проживании встретились еще в 9 классе («Паломничество Чайльд-Гарольда», «Евгений Онегин»):

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче, русская хандра

Им овладела понемногу…

Об этом вспомним обязательно. Поможет опять подготовленный слайд. Затем, не противореча такому пониманию, дополним, что Верлен, скорее всего, более близкой для себя считал концепцию учителя в поэзии Бодлера, по определению которого, сплин - это порождение универсального зла, но человек вновь и вновь пытается преодолеть его и вырваться из его круга. Для учащихся это высказывание может стать путеводной нитью, стержневой мыслью, в свете которой проводится анализ.

И вот он «Сплин» Верлена:

Алеют слишком эти розы,
И эти хмели так черны.

О дорогая, мне угрозы
В твоих движениях видны.

Прозрачность волн, и воздух сладкий,
И слишком нежная лазурь.

Мне страшно ждать за лаской краткой
Разлуки и жестоких бурь.

И остролист, как лоск эмали,
И букса слишком яркий куст,

И нивы беспредельной дали -
Все скучно, кроме ваших уст.


Для продуктивной работы необходимо поделиться на группы. I группа будет работать над содержательно-смысловой стороной стихотворения. У них задание такое: «Попробуйте определить тему стихотворения, его основную мысль. Как вы понимаете, о чем оно? Легко ли это сделать?» И 2-е задание этой же группе: «Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните принцип деления.» II группе предлагается поработать над цветовой «палитрой» стихотворения и объяснением символики цветов. Можно даже в программе, которая есть в каждом компьютере, Paint создать цветовую «партитуру» стиха. III группа поработает над языковыми особенностями стихотворения. 5-7 минут учащиеся осуждают в группах свои задания, затем идут выступления. Одновременно заполняем таблицу.

Тема (ключевые слова)

Основная мысль (ключевые слова)

Цветовая палитра

Языковые средства


Результаты получились такие.

I группа: Тему и основную мысль произведения понять было трудно, потому что «сбивает» с правильного пути «природная, пейзажная» тематика. Потом решили, что это и есть 2 смысловые части стиха: 1-я - переживания лирического героя в прямом их выражении (2, 4, 6 строфы) и 2-я - переживания, переданные при помощи изображения пейзажа. Эти «перебивки» - цветовые пятна - конечно, несут смысловую нагрузку: цвет является символом чувства лирического героя.

Поправляю: это два способа выражения одной мысли автора, они поддерживают друг друга, говорят об одном и том же. В смысловом отношении они объединены.

Для определения мысли и чувства, которые хотел донести до нас автор, обратились к ключевым словам. Выбрали слова: «страшно» и «угрозы»; слова «слишком» (встречаются 3 раза: 1, 3, 5 строфа) и «так черны» поддерживают эту тему. Почему же возникает тема страха на фоне темы любви или влюбленности? Чего боится герой? Почему «алость» розы и чернота хмеля, и даже лазурь, усиливают этот страх? Учащиеся видят объяснение этому в мятежности личности поэта. В его неумении найти счастье, ощутить его в гармонии. Импрессионизм, возможно, и мода, но он так органичен Верлену. Хотя, безусловно, есть импрессионизм жизнеутверждающий, импрессионизм же Верлена в этом стихотворении «бодлеровский». Одна интонация, одно настроение - тревога и страх.

II группа объясняет символику цвета в произведении: алый цвет розы и черный хмеля в 1-й строфе выступают, как антагонисты, символизируют борьбу, противостояние и в то же время оба цвета иллюстрируют тревожный фон настроения. Алый и черный - цвета ада - в этой палитре доминируют. И даже появляющиеся цвета волн, неба, воздушного пространства (по-видимому, лазурный, голубой, бирюзовый, перламутровый), символизирующие «ласку краткую», лишь подчеркивают боязнь потери, усиливают тревогу, звучат «обнаженно-нервно»: если сейчас так хорошо, значит, потом обязательно будет плохо. За счастье придется платить. Третий оттенок цветовой палитры - зеленый: яркий, блестящий (цвет остролиста и букса-самшита) - скучен герою, несмотря на его яркость: «…- все скучно, кроме ваших уст.»

А как же звучат две последние строчки? Созвучны ли они эмоциональной доминанте стихотворения? Как ни странно, они звучат жизнеутверждающе. Нет ни страха, ни тревоги. Это гимн устам любимой. А значит, и ей самой. И любви вообще. Вот она, вторая смысловая часть: любовь сильнее страхов. У Куприна потом прозвучит: «сильнее смерти».

Если не успеем послушать выступления учащихся III группы на уроке, им надо будет выполнить домашнее задание: «Еще раз проанализировать стихотворение с точки зрения применения языковых средств» , учитывая при этом, что перед нами - перевод, и, следовательно, не совсем авторский вид текста, но и Ф.Сологуб - переводчик текста - представил очень хороший вариант. Остальным домашнее задание - оформить интерпретацию текста стихотворения в виде анализа, или иллюстрации к нему, или ответить на вопрос «Импрессионизм Верлена в стихотворении «Сплин» 1974 года».

На следующем уроке при проверке ДЗ III группы отмечаем: 1. употребление контекстуальных антонимов (алеют - черны); 2. ключевая роль наречия меры и степени «слишком» (слишком алеют, слишком нежная, слишком яркий), символизирующее тревогу, страх; 3. ведущая роль звукописи (аллитерации): звуки «р» и «л» как антагонисты ( алеют, розы, слишком, черны, дорогая, угрозы, прозрачность, волн, лазурь, страшно, лаской, разлуки, бурь, дали, остролиста лист...) как борьба страшного и ласкового, нежного и грубого, рая и ада, борьба в мятежной душе поэта; 4. мини-период в двух последних строфах для утверждения главной мысли.

Завершая разговор о Верлене и его стихотворении «Сплин» подчеркиваем: личная жизнь поэта или писателя неразрывно связана с его творчеством. В лирике автор особенно обнажает душу. Как и многие гениальные поэты, наделенные божественным даром, Поль-Мари Верлен не умел справляться со своей человеческой природой. Яркие пятна цвета в стихотворении «Сплин» говорят об этом смятении, противоречивость содержания объясняется неумением приспособиться к жизни в мире людей, иллюстрируют боязнь этого мира и его простых радостей.



© 2010-2022