- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект: «Педагогическая мастерская»
Проект: «Педагогическая мастерская»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Линник М.А. |
Дата | 02.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая мастерская
«Формирование духовно-нравственных принципов в сознании учащихся в свете гуманизации образования»
для публикации в журнале «Русский язык в школе и вузах Казахстана»
Виноградова Лариса Петровна
учитель русского языка и литературы
Дубровинской средней школы имени С.Г.Гуденко
Мамлютскиого района
Северо-Казахстанской области
Наше бурное стремительное время, круто раскрепостившее духовную мысль и общественную жизнь, требует активного пробуждения в человеке чувства истории, личностно-обдуманного и творческого участия в ней. И хотя литература не является прямой иллюстрацией гражданской истории, историческая энергия проявляется в ней с неудержимой силой даже в том, как писатель видит мир.
Современный подросток чрезвычайно изменился. Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. Газеты и экраны пестрят страшными сообщениями: забыл о родителях, убил одноклассника, расстрелял соседа.
С годами эти качества не исчезают, а закрепляются, становятся устойчивыми свойствами личности. Таким человек нередко приходит в коллектив. Нетрудно предугадать, как сложатся его отношения с людьми. Суть в том, что такой человек не обладает коммуникабельными навыками, попросту говоря, не умеет общаться с людьми. Закономерен вопрос: а разве этому нужно учиться? Разве сама жизнь не учит нас ежедневно, ежечасно? Оказывается, можно прожить долгие годы, так и не поняв,
почему возникли острые конфликты, столько друзей, человеческих контактов потеряно и никто не повинен в этом.
С полным откровением нужно сказать, что наши познания в науке общения крайне бедны. Нас самих этому не учили, и мы не учим наших детей, хотя располагаем богатейшими возможностями открыть им неиссякаемый источник, который позволил бы обогащать себя познаниями о людях, о том, как складывается общение. Почему существует непонимание, а то и неприязнь, что такое муки совести, то есть получать ответы на вопросы, которые всегда волнуют юных, но часто не находят отклика.
Где же сокрыт это волшебный источник? Если сказать - в художественном произведении, то можно услышать разочарование: «Кому не известно, книга - учебник жизни».
Но в том-то и дело, что художественное произведение, подобно синюкиному колодцу у П.Бажова «не дается» каждому без особого, целенаправленного труда.
Труд - это деятельный характер обучения, это совместная программа действий ученика и учителя, направленная на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса, взаимоотношения литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.
Сейчас много говорится о гуманизации образования. Так вот, гуманистская методика - это высокая коммуникативная культура учителя и учащихся, основанием которой являются субъектно - субъектные отношения в процессе обучения. Данная программа признана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно- нравственных принципов в сознании учащихся.
Изучаемая в старших классах литература содержит огромные возможности для формирования личности ученика. Важно так организовать и содержательно наполнить уроки, чтобы они оказали свое благотворное влияние на разум и душу ученика, заставили его о многом задуматься, научили ставить вопросы и искать на них ответы.
Мне кажется, что именно в 10-11 классах, когда юноши и девушки во многом стремятся к самостоятельности, надо использовать их категоричность, склонность к резкости суждений. Поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались художественным произведением, прочли его, научились самостоятельно работать, добывать знания. Проблема, над которой я работаю в последнее время - развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Могу пояснить, с чем связан такой выбор. Познание - это развитие. Познание - это умение не только слушать, запоминать и воспроизводить, это прежде всего - умение добывать знания самостоятельно, доискиваться до истины через преграды и сомнения. А преграды и сомнения я им создаю часто искусственно. Например, изучаем драму Островского «Гроза». Говорим о Кабанихе. Говорим о чертах характера, ищем положительное начало в этой женщине, исходя из того именно, что она - женщина, мать, олицетворение тепла, любви, заботы. Что находим? Жестокость и соединение с жестокостью, властность и грубость, самоунижение в тесной связи с унижением окружающих, самых близких и дорогих ей людей - сына и снохи.
Я предлагаю ребятам выяснить, кто же такая Кабаниха: самодур или деспот. Выясняем, что существует даже у исследователей творчества Островского две точки зрения на этот счет:
-
Это односторонний ревнитель худших сторон старого мира и, вследствие своей односторонности, - самодур.
-
«Нельзя принять весьма часто встречающееся определение Кабанихи как «самодурки». Самодурство - не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, также по-своему нарушающего правильный порядок и ритуал.
- Существуют ли для Кабанихи какие-либо правила законы? (Да, те, которые она сама сочинила, придумала. Она им твердо следует).
- На какой свод законов часто опирается Кабаниха? (На «Домострой»)
- А какие именно законы она берет из «Домостроя»? (Жена да убоится своего мужа. О почитании старших, о строгости в воспитании)
- А что означает это слово «Домострой». Расшифруйте его. (Это умение строить дом).
- Какой дом? Из чего?
Составляем кластер.
Родные, близкие семья дружба
Любовь дом свет очага
участие тепло забота
- Что из названного Вами есть в семье Кабановых?
Постепенно при помощи вопросов, анализа, мы приходим к выводу, кто Кабаниха - деспот или самодур? Попытайтесь объяснить. (Кабаниха не самодур, а деспот, т.к. действует размеренно, расчетливо, взвешенно, хотя своим заведенным порядком тиранит всю семью и окружающих).
На уроках литературы я пытаюсь научить их искусству дискуссии, умению формулировать свою точку зрения, отстаивать и развивать выдвинутые ходе спора положения, внимательно относиться к художественному тексту.
Изучали сказки Салтыкова-Щедрина. Конкретно «Премудрый пескарь». Кроме задания прочитать сказку, подумать, ответить, я дала задание: «Подумайте и ответьте: в чем смысл жизни? Как вы его понимаете? Сделайте наброски ваших мыслей, ответов в тетрадях, на листах - где вам удобно».
На следующем уроке я познакомила ребят с дебатной технологией, постаралась объяснить, в чем суть этой технологии и предложила провести урок именно в такой форме. Я знаю, что дебаты готовятся, что они должны соответствовать заданной структуре, что там существуют свои законы. Но я была уверена, что ребята справятся с заданием, потому что у них имеется в наличии весь необходимый материал - текст сказки и их собственный ум. Класс был поделен на две группы: участников - оппоненты. Им была предложена тема, она же - резолюция, которая подразумевает два варианта.
1 группа. Внимательно ознакомьтесь с текстом сказки «Премудрый пискарь». Приведите аргументы, доказывающие, что жизнь пескаря - пародия на настоящую жизнь, что пискаря заслуженно постигает страшная кара - осознание своей никчемности.
2 группа. Внимательно ознакомьтесь с текстом сказки «Премудрый пискарь». Подготовьте выступление в защиту пискаря, его жизненных ценностей. Докажите, что жизнь, которую вел пискарь - единственно правильная и верная, ведь он прожил очень долгую жизнь.
Дальнейший ход урока привел к единению оппонентов, хотя доказательства были представлены обеими группами. Вывод, который сделали учащиеся: жизнь без любви, без друзей, без мук и страданий - это не жизнь, это существование. Никто из участников не хотел бы прожить такую долгую жизнь без семьи, друзей, любимой работы. Значит, несмотря на то, что жизнь - это самое ценное, всё-таки есть и еще нечто большое - смысл и цель самой жизни.
Для решения основной проблемы обучения я использую такие формы работы, как: написание отзыва, интервью с писателем (поэтом), страничка из дневника какого-либо героя, письмо в адрес какой-либо героини, написание очерка, написание сюжета романа по стихам поэта, словесное рисование (портрет возлюбленной поэта по его стихам, посвященным любимой), литературный диктант с ошибками, где ошибки необходимо устранить.
Провожу нетрадиционные уроки: урок-исследование «Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» и герой песни Игоря Талькова «Подъесаул»; урок-путешествие по роману Гончарова «Обломов, уроки-раздумья по творчеству поэтов серебряного века и современной поэзии.
Интересны работы по роману Гончарова «Обломов». Обзорное изучение несет в себе определенную трудность, трудность в отборе фактического материала при наличии большого желания охватить неохватное. Я предложила такую форму работы: устроили суд над героями. Каждый имел право выбрать себе роль: адвокат или обвинитель, каждый имел возможность говорить о том герое, который больше затронул его сердце: Обломов, Штольц, Ольга. «Разобрали» все роли, «разобрали» всех героев. Работа была письменная, построенная в форме обвинительного заключения или защиты. Наиболее интересные работы обсуждались.
Еще хочу сказать о цикле уроков по «Запискам охотника». Это тоже были уроки - исследования: работали и в классе, и коллективно, и в группах, и индивидуально. Рассказ «Хорь и Калиныч» изучался на уроке, ребята учились анализировать, задавать вопросы, делать выводы. Новым было в изучении - психологическое рисование.
К рассказу «Живые мощи» даны были целевые установки, вопросы к анализу, ребята работали самостоятельно. При желании они могли объединиться в пары.
А вот рассказ «Касьян с Красивой Мечи» я дала на самостоятельное изучение. Ребята получили задание: определить тему рассказа, подобрать эпиграф, тему урока, продумать этапы урока, какие ситуации выделить для анализа, составить вопросы для лучшего усвоения текста, подвести итог, сделать вывод. Работали в группах по 3-5 человек. Затем была представлена работа каждой группы и сделан вывод. От очерка к очерку, от рассказа к рассказу нарастает в книге художественная мысль о несообразности, нелепости векового крепостнического уклада; раскрывается широкая натура русского крестьянина, величие его души и как противоположность ему - отсутствие морально- этических норм поведения, слабость характеров изображенных помещиков.
В заключении хочется сказать, что формирование духовно-нравственных принципов в сознании учащихся это проблема ни одного дня и даже года, это программа, озвученная в документах Республики Казахстан и в Послании Президента народу Казахстана.