Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майминская средняя общеобразовательная школа № 2»

649100, Республика Алтай, с.Майма, ул. Ленина, 56

Тел.8 (38844) 22-1-79, E- mail: maymа[email protected]



РАССМОТРЕНО НА ШМО

Руководитель ШМО

____________(Н.В.Тюкеева)

Протокол от «__»______2015г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ МСОШ №2

____________(О.В.Архипова)

«____» __________ 2015 год

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ МСОШ №2

от ___________

№________

Директор __________

Л.Н.Щетинина

Рабочая программа


учебного курса «Русский язык»

7 класс

на 2015 - 2016 учебный год

175 часов (5 часов в неделю)

Учитель: Кротова Ирина Валентиновна

Учитель русского языка и литературы

Категория: 1КК




Майма, 2015


  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

Рабочая программа ориентирована на учащихся 7-ого класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Закон об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ.

2. Федеральный компонент государственного стандарта основного

общего образования на базовом уровне (приказ

МОРФ от 05.03.2004 г. No 1089).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

4. Методические письма о преподавании учебного предмета в условиях введения федерального компонента государсвенного стандарта общего образования.

5. Примерная рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова. - М.: Глобус, 2009.

6. Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 - 9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. Издательство "Дрофа", 2002. - с. 63-110).

7. Учебный план МБОУ МСОШ № 2 на 2015-2016 учебный год

8. Годовой учебный календарный график на 2015-2016 учебный год

1.2. Цели и задачи учебного курса

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствованию;


  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах ,основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск , извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи учебного курса

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному

воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для V - ІX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности. Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся

Языковая и лингвистическая компетенция (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, общих сведений о лингвистике, овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения, национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5 - 9 классах. В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, к экзаменам и т.д. такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого обращения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трёх частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объёме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс «Морфологии» (с «Имени существительного»). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 классах - изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.


  1. Описание места учебного предмета «Русский язык», курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка

в V классе - в объеме 204 часов (из них 42 часа на развитие речи)

в VІ классе - в объеме 204 часов (из них 40 часов на развитие речи)

в VІІ классе - в объёме 175 часов (из них 37 часов на развитие речи)

в VІІІ классе - в объеме 102 часа (из них 22 часа на развитие речи)

в ІX классе - в объёме 68 часов (из них 21 час на развитие речи)


2. Содержательная часть

2.1. Содержание учебного предмета

Введение

Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.

Морфология

Причастие

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательных у причастия: изменение по родам, числам и падежам;

согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог

Понятие о предлоге.

Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом, несмотря на и др.)

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Союз

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей речи.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных союзов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица

Понятие о частицах. Значение частиц.

Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.

Междометие

Понятие о междометии.

Значение междометий в речи. Признаки междометий.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение

Развитие речи

Понятие о тексте.

Описание общего вида местности, действий.

Рассказ на основе услышанного.

Создание киносценария в разных формах.

Отзыв о книге.

Характеристика литературного героя.

Публицистический стиль, жанры публицистики (интервью).

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.


2.2.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Тема раздела

(кол-во часов)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.

Общие сведения о языке

(2 часа)

Язык как основное средство общения. Русский язык - национальный язык русского народа.

Понимать роль русского языка как средства общения в межнацио­нальном коллективе, бережно и сознательно относиться к русско­му языку как национальной ценно­сти.

2.

Систематизация изученног в 5-6 классах

(6 часов)

5ч.+1ч. Развития речи

Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль.

Е-И в окончаниях имен существительных, О-Е после шипящих и Ц. Н и НН в суффиксах прилагательных.

Текст, его признаки. Строение текста. Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов наречий.

Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения.

Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грам­матические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи.

Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группиро­вать слова по видам орфограмм. Уметь находить признаки текста, аргументировано доказывать принадлежность к тексту, вырази­тельно читать, соблюдая правиль­ную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основ­ную мысль, средства связи пред­ложений в тексте. Правильно выбирать форму гла­гола, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов- сказуемых в связном тексте, без­ошибочно писать, обозначая ор­фограммы в глаголах и наречиях.

Уметь выделять знаками препина­ния обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, со­ставлять схемы, употреблять осложненные простые предложения в речи, соблюдать на письме пунк­туационные нормы.

3.

Причастие (41 час)

34ч.+ 7 ч. Развития речи

Вопрос о причастии в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признакт и синтаксическая роль в предложении. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль.

Составление части текста по картине. Тема, тип речи - описание.

Сфера употребления причастий, соглосование причастий с определяемым словом в роде, числе и падеже. Нормы соглосования у причастий с определяемыми словами.

Глагольные признаки у причастия. Возвратность, вид, время, семантика причастий. Конструирование причастного оборота, норма порядка слов в предложении с причастным оборотом, интонация предложений с причастным оборотом. Типовая схема текста описания местности. Тип речи. Текст, создание текста. Определение причастного оборота, нормы согласования причастия с определяемым словом. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Композиция описания. Описание природы по картини. Роль цветовой гаммы. Структура сочинения.

Семантика действительных и страдательных причастий. Синонимичные средства языка.

Суффиксы дейст-х причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах.

Рассказ. Типовая схема текста о трудовых процессах. Пересказ. Темы сочинения. Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами. Образование страдательных причастий прошедшего времени, роль причастий -определений в тексте.

Правописание Е-Ё в суффиксах страд-х причастий прошед.времени. Правопи­сание глас­ных перед Н и НН. Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме причастий. Текст. Описание природы по картине. Передача чувств автора с помощью красок. Правописание кратких причастий и употребление их в речи. Не с краткими и полными причастиями. Полные страдательные причастия прошедшег времени с суффиксами ЕНН и НН. Рассказ. Преамбула. Восприятие текста на слух. Построение текста. Полные страдательные причастия прошедшег времени с суффиксами ЕНН и НН

Знать общее грамматическое зна­чение причастия, морфологиче­ские признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тек­сте, отличать причастия от прила­гательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным.

Уметь аргументированно доказы­вать принадлежность слова к при­частиям по совокупности призна­ков, определять его функцию в предложении, отличать причастия от прилагательных. Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании. Определять грамматические при­знаки причастия, согласовы­вать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в оконча­ниях причастий. Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми сло­вами, расположенными дистантно, отличать причастия от прилага­тельных. Уметь определять признаки глаго­ла у причастия, соблюдать видовременную соотнесенность упот­ребляемых в предложении при­частий с формой глагола- сказуемого. Уметь определять границы прича­стного оборота, составлять инто­национные схемы, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слова от оп­ределяемого. Уметь описывать местность с пози­ции наблюдателя (автора описа­ния), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять глаголы, выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описа­ния, определяя границы темы. Уметь выделять интонацией при­частный оборот в устной и пунктуационно - в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреб­лении причастного оборота, стро­ить предложения синонимичных конструкций. Знать правила слитного и раз­дельного написания НЕ с причас­тиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфо­грамму. Уметь обобщать знания о право­писании НЕ с причастиями и дру­гими частями речи, делать пра­вильный выбор написания, упот­реблять в речи, исправлять ошиб­ки, соблюдая литературные нормы

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании..

Знать отличия действительных и страдательных причастий, аргументированно доказывать принадлежность слова к действительному или страда­тельному причастиям по совокуп­ности признаков, уметь конструи­ровать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в ре­чи в соответствии с нормами.

Знать способы образования дей­ствительных причастий настояще­го времени, уметь образовывать действительные причастия, обос­новывать выбор гласной в суф­фиксах.

Уметь образовывать действитель­ные причастия настоящего време­ни, обосновывать выбор гласной в суффиксах.

Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов. Соблюдая выбранный тип речи, уметь включать в текст причаст­ные обороты. Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами. Знать способы образования стра­дательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия, отличать стра­дательные причастия прошедшего времени от прилагательных. Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после ши­пящих», соблюдать орфоэпиче­ские нормы. Уметь объяснять и правильно пи­сать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия. Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правиль­но употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии. Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании, подбирать материал для написания сочинения. Уметь отличать краткие страда­тельные причастия, краткие при­лагательные и наречия, опреде­лять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреб­лять в речи. Уметь применять правило написа­ния НЕ с полными и краткими при­частиями, отличать причастия от при­лагательных, соблюдать орфоэпические нормы при произнесе­нии причастий. Знать способ разграничения стра­дательных причастий прошедшего времени и прилагательных, обра­зованных от глаголов, уметь обос­новывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи. Уметь писать преамбулу (введе­ние) рассказа, выбирать из вари­антов введений необходимое, воспринимать материал для рас­сказа от собеседника на слух, соз­давать рассказ на основе услы­шанного, соблюдать нормы рус­ского языка при создании собст­венного текста. Уметь применять правила написа­ния Н и НН в причастиях и прила­гательных, правильно писать суф­фиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглаголь­ных прилагательных.

4.

Деепричастие (19 часов

14ч. +5 часов развития речи)

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Лексическое и грамматическое значение деепричастий. Морфологические признаки деепричастий. Речевая функция, нормы употребления. Разграничение основного и добавочного действия. Не с деепричастиями. Киносценарий. Создание киносценария с использованием закадрового текста. Деепричастный оборот. Знаки препинания.

Личные формы глаголов, причастия. Границы деепричастного оборота и его позиция. Изложение. Дееприча­стия со­вершенно­го и несо­вершенно­го вида, их образова­ние Словооб­разование дееприча­стий. Дее­причастия совершен­ного и не­совершен­ного вида, их образо­вание.. Текстообразующая роль деепричастий. Предложения с деепричастным оборотом. Отзыв о книге. Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания. Особенности научно-популярной книги.

Знать лексическое и грамматиче­ское значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструиро­вать предложения с деепричасти­ем, соблюдать нормы при упот­реблении деепричастий. Аргументированно доказывать принадлежность слова к деепри­частию, определять его значение, уметь использовать деепричастия как синонимы к глаголам-сказуемым. Уметь различать в тексте деепри­частие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причас­тием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепри­частием, находить и исправлять ошибки в употреблении дееприча­стий. Уметь создавать киносценарий; использовать в записи киносценария реплики героев в форме диалога, ремарки, закадровый текст. Знать определение деепричаст­ного оборота; понимать, что до­бавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное,

уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препи­нания, использовать дееприча­стия и деепричастные обороты в речи. Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причаст­ного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричаст­ные обороты в речи, находить и исправ­лять ошибки в употреблении при­частных и деепричастных оборо­тов. Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составлять сложный план, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли. Знать способы образования дее­причастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и не­совершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В- ВШИ. Уметь различать в тексте деепри­частия, определять вид, синтакси­ческую функцию в предложении, безошибочно писать гласную пе­ред суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предло­жения с одиночным деепричасти­ем и деепричастным оборотом.

Уметь использовать свойства дее­причастия. «Дорисовывать движе­ние» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль дее­причастий в художественных тек­стах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предло­жений с деепричастными оборо­тами, уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия. Уметь оценить содержание про­читанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности, выразительности. Уметь распознавать деепричастие по суффиксам и грамматическому значению, отличать его от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, пра­вильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформ­лять их. Уметь писать отзыв по составлен­ному плану, оценивать содержа­ние, форму и стиль научно-популярной книги, владеть разны­ми типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое по­ложение отзыва.

5.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (5 ч.) 4ч.+1ч.развития речи

Самостоятельные части речи, образованные путем перехода из одной части речи в другую. Орфограмма-буква. Правописание Не с разными частями речи. Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка. Знаки препинания в простом предложении

Уметь опознавать части речи, оп­ределять их значение, синтакси­ческую роль в предложении, спо­соб образования. Уметь осуществлять выбор орфо­грамм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфо­граммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях. Уметь делать правильный выбор слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, опо­знавать разные части речи, группировать слова по видам орфо­грамм. Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст. Уметь определять структуру пред­ложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конст­рукции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтак­сические конструкции в речи.

6.

Служебные части речи(80ч.)

63ч.+17ч. Развития речи

Служебные части речи.

Уметь различать самостоятель­ные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложе­нии, находить в тексте.

7.

Предлог 15ч. (12ч.+3 ч. Развития речи)

Предлог как часть речи. Роль предлогов Разряды предлогов по значе­нию. Мно­гознач­ность пред­логов.

Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя.

Употребление предлогов. Производ­ные и не­производ­ные пред­логи. Роль предлогов. Правописание предлогов. Разграничение омонимов.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. Правописание предлогов. Речевая норма употребления производных предлогов. Простые и составные предлоги. Морфоло-гический разбор предлогов. Предлог как служебная часть речи. Предлог и падежная форма имен. Употребление предлогов.

Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приста­вок, определять производные предлоги, их происхождение, пра­вильно их писать. Разряды предлогов по значе­нию. Мно­гознач­ность пред­логов. Знать об однозначных и много­значных предлогах, разрядах предлогов по значению, способно­стях предлога в разных словосо­четаниях выражать разные значе­ния; уметь определять производ­ные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи.

Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художест­венного произведения, включать цитаты в собственный текст, сис­тематизировать фактический ма­териал, необходимый для характеристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения. Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и др. с суще­ствительными, производить сино­нимичную замену предлогов, ис­правлять допущенные ошибки при употреблении предлогов. Знать разряды предлогов по про­исхождению, приемы отграниче­ния предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать про­изводные предлоги от омонимич­ных частей речи, правильно упот­реблять в речи. Уметь правильно писать произ­водные предлоги с нужным паде­жом, букву е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных час­тей речи. Уметь правильно писать произ­водные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущест­вительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕД­СТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др.

Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства. Уметь правильно писать производные предлоги, определять роль предлогов в русском языке, отличать их от существительных с предлогом, от наречий, деепричастий Уметь определять разряд предло­гов по составу, производить мор­фологический разбор предлогов.. Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, раз­личать на письме производные предлоги и созвучные словосоче­тания, анализировать экспрессив­ное использование предлогов в художественных текстах, правиль­но и точно употреблять предлоги.

8.

Союз 24ч.

(18ч.+6ч.развития речи)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль. Союзы-синонимы. Простые и составные союзы, использование союзов для связи однородных членов и самостоятельных предложений. Признаки публицистического стиля. Характерные средства связи предложений в тексте. Разряды сочинительных союзов по значению. Употребление союзов. Сочини­тельный союз в про­стом и сложносо­чиненном предложе­нии. Упот­ребление сочини­тельных союзов. Функции и значения подчинительных союзов. Употребление союзов. Союзы со­чинитель­ные и под­чинитель­ные. Морфологический раз­бор союза. Правопи­сание сою­зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Интервью - жанр публицистики. Типовая композиция. Тематическое единство в заглавии. Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. Правописание приставок, группы приставок по значению. Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление. Мор­фологиче­ские сред­ства связи предложе­ний и смы­словых частей тек­ста.

Знать определение служебной части речи - союза, уметь опозна­вать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Знать разряды союзов по строе­нию, уметь определять роль сою­зов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в про­стых и сложных предложениях. Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журна­лов или о событиях (полезных де­лах) своего класса в жанре замет­ки информационного характера, определять тему в соответствии с заглавием, знать признаки публицистического стиля, анализировать тексты, составлять собственные тексты. Знать группы сочинительных сою­зов по значению, ставить знаки препинания в про­стом и сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных и сложносочиненных предложе­ниях, выби­рать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться по­втором союза в целях усиления выразительности речи. Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отли­чать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предло­жении. Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, про­изводить синонимичную замену союзов и синтаксических конст­рукций, разграничивать функциональные омонимы. Уметь выполнять морфологиче­ский разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, использовать союзы для связи предложений и частей текста, безошибочно ставить зна­ки препинания в простом и слож­ном предложении.

Знать правила правописания сою­зов, уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опозна­вать союзы, применять правила на письме. Знать типовую композицию интер­вью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимо­связанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части. Уметь опознавать союзы, разли­чать сочинительные и подчини­тельные союзы, определять их значение, отличать от смешивае­мых языковых явлений, опреде­лять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стили­стической окраски. Уметь образовывать новые слова приставочным способом, выде­лять исходную часть слова из сло­вообразовательной морфемы в процессе словообразовательного анализа, на письме применять пра­вила правописания приставок, безошибочно писать раздели­тельные Ъ и Ь. Понимать роль интонации в ос­мыслении содержания текста, безошибочно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, уметь оценивать языковые средства, характерные для научного стиля речи, разли­чать ССП, СПП и БСП, уметь объ­яснять их сходство и различие. Знать лексические и морфологи­ческие средства связи предложе­ний в тексте, роль союза как сред­ства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединитель­ных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ.

9.

Частица 24ч. (21ч.+3 ч.развития речи)

Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Роль частиц в предложении. Формооб­разующие частицы. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц. Модальные частицы, их значения. Группы частиц по значению. Отрица­тельные частицы. Роль отри­цательной частицы НЕ. Отрица­тельные частицы. Роль отри­цательной частицы НЕ. Различе­ние на письме частиц НЕ и НИ. Тема, основная мысль текста, связь предложений. Различе­ние на письме частицы НИ и союза НИ-НИ. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ. Текст. Строение текста. Словесное описание картин. Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения. Морфологические средства сравнения.

Знать особенности частиц как слу­жебной части речи, понимать их сходство различие с другими слу­жебными частями речи, семантику частиц, доказы­вать принадлежность слова к час­тицам, использовать частицы в разных стилях речи. Знать частицы, образующие фор­мы слов или новые слова, пони­мать их роль в предложении и при образовании форм слова; уметь отличать части­цы от других частей речи по сово­купности признаков; усвоить фор­мы вежливости при выражении просьбы и использовать их в речи. Уметь отличать частицы по значе­нию и написанию, правильно их писать, отли­чать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. Понимать роль и смысловое зна­чение частицы НЕ, определять ее смысловое значение (отрицатель­ное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными час­тями речи.

Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении зна­чений этих частиц, различать при­ставку НЕ и частицу НЕ, употреб­лять частицу НЕ с разными частя­ми речи. Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно упот­реблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предло­жении, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях. Уметь писать изложение, близкое к тексту, по прочитанному тексту и готовому плану, сохраняя последовательность мысли, языковые, речевые выразительные средства, используя сравнение, соблюдать нормы русского языка на письме. Уметь различать частицу и при­ставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь пи­сать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК,

НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, ус­тойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с ними Уметь применять правило слитного и раздельного написа­ния частиц НЕ и НИ с различными частями ре­чи, применять правило написания НЕ и НИ в отрица­тельных и неопределенных местоимениях, в отрицательных на­речиях..

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании. Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи­тельности и передачи разных смы­словых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частя­ми речи. Знать лексические и морфологи­ческие средства сравнения слов, понятий, предложе­ний в тексте, роль союза как сред­ства сравнения смысловых частей текста.

10.

Междометия. Звукоподражательные слова 16ч. (11ч.+5ч. Развития речи)

Междоме­тия как особый разряд слов. Раз­ряды меж­дометий. Звукопод­ражатель­ные слова, их грамма­тические особенно­сти и отли­чия от междоме­тий. Сжатое изложение. Повествовательный тип речи. Диалог. Использование диалога в тексте. Знаки пре­пинания при меж­дометиях. Дефис в междоме­тиях. Знаки пре­пинания при меж­дометиях. Использо­вание меж­дометий и звукопод­ражатель­ных слов в разговор­ной речи и в художе­ственном произведе­нии. Текст. Стили речи. Способы связи предложений в тексте.

Уметь распознавать междометия, опре­делять их группы по значению и происхождению, упот­реблять междометия, вырази­тельно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме. Использовать звукоподражатель­ные, разговорные слова в устной речи, находить их в художествен­ном тексте, определять роль, вы­разительно читать предложения с междометиями и звукоподража­тельными словами. Уметь дифференцировать известную и неизветную информацию текста, выделять основную и дополнительную информацию, воспроизводить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразительные языковые средства, включать в текст диалог. Знать о пунктуационном оформ­лении междометий, уметь интона­ционно и пунктуационно употреб­лять междометия в речи и тексте. Правильно и уместно использо­вать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, ко­манд, приказов, уметь интонаци­онно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, по­нимать экспрессивное использо­вание междометий и звукоподра­жательных слов в разговорной речи и художественном произве­дении, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи. Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тек­сты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи пред­ложений в тексте. Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова для выражения эмоций, некоторых форм общения, команды, приказы; соблюдать интонацию при чтении.

11.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе-22ч (18ч.+4ч.развития речи)

Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы.

Изложение публицистического стиля

Причастие как самостоятельная часть речи. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Правописание причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Образование причастий.

Сочинение по картине. Текст. Описание. Литературные нормы языка.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Лексические нормы. Нарушение лексических норм. Правописание предлогов. Правописание союзов.

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ. Нарушение грамматических норм, связанное с неправильным построением. Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы.

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы. Уметь выделять интонацией при­частный оборот в устной и пунктуационно - в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреб­лении причастного оборота, стро­ить предложения синонимичных конструкций.

Уметь пра­вильно писать орфограммы в при­частиях, объяснять и обозначать их.

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании, составлять план, со­хранять особенности стиля, выби­рать тип речи и определять композицию; преду­преждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка.

Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причаст­ного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричаст­ные обороты в речи, правильно строить предложения по задан­ной модели, находить и исправ­лять ошибки в употреблении при­частных и деепричастных оборо­тов. Уметь находить нарушение лекси­ческих норм, исправлять их, стро­ить высказывания, соблюдая лек­сические нормы. Уметь правильно писать произ­водные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущест­вительных с непроизводными предлогами. Знать правила правописания сою­зов, уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опозна­вать союзы, применять правила на письме. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ. Уметь применять правило слитного и раздельного написа­ния частиц НЕ и НИ с различными частями ре­чи, применять правило написания НЕ и НИ в отрица­тельных и неопределенных местоимениях, в отрицательных на­речиях. Уметь определять, какая грамма­тическая ошибка допущена, ис­править ее, самим не допускать нарушения грамматических норм. Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблю­дать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выпол­нять различные виды разбора. Уметь применять правила речево­го поведения, использовать эти­кетные выражения в определен­ной речевой ситуации и объяснять уместное их использование.



2.3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы


  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс,- М.: Дрофа, 2005

  2. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы ( по программе В.В. Бабайцевой)/ Сост. Г.М. Вялкова. - М.: Глобус, 2009. - 256 с.

  3. Русский язык. Практика. 7 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

  4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. - М.: Дрофа, 2005

для учащихся:


  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы./Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2009.

  2. Русский язык: Практика. 7 класс./Под ред. Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2008.

  3. Русская речь. Развитие речи. 7 класс./Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009.

для учителя:


  1. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации (с ответами): 5 - 11 классы. - М: ТЦ "Сфера", 2001.

  2. Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  3. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям: 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2001.

  4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы/ Под ред. Э.Б. Денискиной. - М.: Рольф, 2001.

  5. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: тесты 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2001.

  6. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 7 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

  7. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

  8. Охременко Н.В., Федина О.В. Диктанты и тесты по русскому языку. 5-7 классы. - К.: ГИППВ, 1997.

  9. Поурочное планирование: к учебному комплексу "Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5 - 9 кл."/А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. М: Дрофа, 2009.

  10. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 - 9 классы: тренинговые задания на уроках/авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  11. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках/авт.-сост. Н.А. Шаров. - Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Русский язык. 5-8 классы: основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи и др./авт.-сост. Л.А. Орлова. - Волгоград: Учитель, 2001.

  13. Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008.

  14. Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем/авт.-сост.. Т.А. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  15. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова, А.О. Татур. - М.: «Интеллект-Центр», 2009.

  16. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2005.

  17. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. - М.: «Русское слово», 2000.

  18. Федотова Л.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Горно-Алтайск, РИО «Универ-Принт», 2002.

  19. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5 - 7 классах/авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007.

2.4. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

  • составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию

иллюстрирующую и аргументирующую;

  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты

текста, делить текст на части и т.п.);

  • составлять тезисный план исходного текста;

  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать со­держание текста по данному началу;

  • с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выра­зительные языковые речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содер­жания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литератур­ного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом рече­вой ситуации;

письмо:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выра­зительные и речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

  • писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискусси­онного характера;

  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литера­турного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

  • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

  • определять способы образования слов разных частей речи;

  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

  • с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • пользоваться различными видами лексических словарей;

  • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры упот­ребления слова в переносном значении;

  • морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения син­таксического анализа предложения;

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выбо­ре правильного написания;

  • аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать слово­сочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

развитие речи:

  • анализировать текст-описание (общего вида местности, действий) с точки зрения особенностей построения;

  • вычленение в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

  • излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (общего вида местности, действий), подробно и сжато, с творческим заданием;

  • строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (например, сравнение частей речи: деепричастие и наречие, предлог и союз);

  • излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы публицистики);

  • создавать текст-описание (общего вида местности, действий) по личным впечатлениям и наблюдениям;

  • создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

  • составлять сочинение-рассказ, созданный на основе услышанного и осложнённый элементами описания общего вида местности, действий;

  • создавать текст-киносценарий в разных формах;

  • создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;

  • строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;

  • совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с

грамматическим заданием, словарно-орфографический)

  • тест

  • изложение (подробное, выборочное, сжатое)

  • списывание (осложнённое и неосложнённое, с условными пояснениями)

  • сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку)

  • устное сообщение на лингвистическую тему

3. Приложение

3.1. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата

Количество часов

Тема урока

Основные виды деятельности

1.

2.

01.09

02.09

2

Русский язык - на­циональный язык русско­го народа

План лекции учителя. Работа с текстом.

3.

03 .09

1

Морфоло­гия.

Объяснитель­ный диктант.

4.

5.

04 .09

07 .09

2

Правопи­сание имен существительных и прилагательных.

Заполнить таб­лицу «Части речи» своими примерами. Взаимодиктант.

6.

08.09

1

Р/р

Что такое текст?

Сочинение- миниатюра. Анализ текста

7.

09 .09

1

Правопи­сание гла­голов и на­речий.

Работа с деформиро­ванным текстом.

8.

10 .09

1

Знаки пре­пинания в простом осложнен­ном пред­ложении.

Диктант «Про­веряю себя».

9.

11 .09

1

Вопрос о причастии в системе частей ре­чи.

Выборочный диктант.

10.

14 .09

1

Морфоло­гические и синтакси­ческие признаки причастий.

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афористичное определение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в обра­зе прилага­тельного».

11.

15 .09

1

Р/р

Сочинение по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

Сочинение по картине.

12.

16. 09

1

Признаки прилага­тельного у причастия.

Объяснительный диктант.

13.

17 .09

1

Признаки прилага­тельного у причастия.

Тест.

14.

18 .09

1

Признаки глагола у причастия.

Сообщение о причастии по плану.

Составление сложного плана к описанию ме­стности. Пере­сказ описатель­ного текста.

15.

21 .09

1

Причаст­ный оборот.

Выборочный диктант.

16.

22 .09

1

Р/р

Описание общего ви­да местно­сти.

Со­чинение «Мой любимый уголок природы».

17.

18.

23 .09



24 .09

2

Причаст­ный оборот.

Анализ текста.

Редакторская правка.

19.

20.

25 .09


28 .09

2

Причаст­ный оборот.

Творческий диктант.

21.

29 .09

1

Правопи­сание НЕ с причастиями.

Составление таблицы «НЕ с причастиями».

22.

30 .09

1

НЕ с при­частиями.

Объяснитель­ный диктант.

23.

01.10

1

Контроль­ная работа по темам «Причастный оборот», «Не с причастиями».

Диктант с грамматическим заданием.

24.

02.10

1

Анализ контроль­ной работы.

Деформиро­ванный текст. Работа по ин­дивидуальным карточкам.

25.

05.10

1

Р/р

Подготовка к написанию сочинения по картинам Г.Г. Нисского "Подмосковная зима", "Над снегами", "Радуга" (по выбору учащихся).

Анализ текстов, подготовка к сочинению по картине.

26.

06.10

1

Действи­тельные и страда­тельные причастия.

Выборочный диктант.

27.

07.10

1

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий настоящего времени.

Высказывание на лингвистиче­скую тему. Со­ставление таб­лицы «Суффик­сы причастий».

28.

08.10

1

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий настоящего времени.

Свободный диктант.

29.

09.10

1

Р/р

Описа­ние дейст­вий.

«Немой» дик­тант» - демонст­рация действий по сюжету. Со­ставление связного выска­зывания.

30.

12.10

1

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени.

Деформиро­ванный текст. Дополнить таб­лицу «Суффик­сы причастий».



31.

13.10

1

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени.

Распредели­тельный дик­тант.

32.

14.10

1

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий прошедше­го времени.

Дополнить таб­лицу «Суффик­сы причастий». Творческое списывание.

33.

15.10

1

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий прошедше­го времени.

Устное сообще­ние «Образование причастий».

34.

16.10

1

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий прошедше­го времени.

Ответить на вопрос: что общего в спо­собах образо­вания действи­тельных и страдательных причастий про­шедшего вре­мени? Распре­делительный диктант.

35.

19.10

1

Правопи­сание е-ё после ши­пящих в суффиксах страда­тельных причастий прошедше­го времени.

Диктант «Про­веряю себя».

36.


20.10

1

Правопи­сание глас­ных перед Н и НН.

Работа с де­формирован­ным текстом.

37.

38

21.10

22.10

2

Краткие причастия.

Выборочный диктант.

39.

23.10

1

Р/р

Сочинение по картине Г.И. Чорос-Гуркина "Морозное утро на Катуни".

Подготовка к написанию сочинения по картине.

40.

26.10

1

Краткие причастия.

Тест.

41.

27.10

1

НЕ с крат­кими и пол­ными при­частиями.

Свободный диктант. Устное сообщение «Правописание НЕ с полными и краткими стра­дательными причастиями».

42.

28.10

1

Правопи­сание НН в причастиях.

Графический диктант.

43.

44.

29.10


30.10

2

Р/р

Пове­ствование. Рассказ на основе ус­лышанного.

Анализ текста. Сопоставление плана текста с типовой компо­зицией расска­за. Коллектив­ная работа над преамбулой прослушанного текста, оформ­ление рабочих записей.

45.

9.11

1

Правопи­сание НН в причастиях.

Осложненное списывание текста с грам­матическим за­данием.

46.

47.

10.11


11.11

2

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Причастия».

Диктант «Проверяю себя».

48.

12.11

1

Контроль­ная работа по теме «Причастие».

Комплексный анализ текста.

49.

13.11

1

Анализ контроль­ной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

50.

16.11

1

Понятие о дееприча­стии.

Конструирова­ние предложе­ний.

51.

17.11


1

Понятие о дееприча­стии.

Работа с де­формирован­ным текстом. Используя ал­горитм нахож­дения деепричастия (опор­ный материал), найти деепри­частия, привес­ти доказатель­ства.

52.

18.11

1

Признаки глагола и наречия у дееприча­стия. НЕ с дееприча­стием.

Объяснитель­ный диктант. П. упр. 232 (срав­нить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану).

53.

19.11

1

Р/р

Как создавать киносценарий в разных формах?

Инсценровать готовые сценарии.

54.

55.

20.11


23.11

2

Дееприча­стный обо­рот. Запя­тые при дееприча­стном обо­роте.

Комментиро­ванное письмо.

56.

57.

24.11


25.11

2

Дееприча­стный обо­рот. Запя­тые при дееприча­стном обо­роте и оди­ночном дееприча­стии.

Объяснитель­ный диктант.

58.

26.11

1

Р/р

Изложение, близкого к тексту.

Пересказ по цепочке смысловых частей текста. Написание изложения.

59.

27.11

1

Дееприча­стия со­вершенно­го и несо­вершенно­го вида, их образова­ние.

Диктант «Про­веряю себя».

60.

30.11

1

Словооб­разование дееприча­стий. Дее­причастия совершен­ного и не­совершен­ного вида, их образо­вание.

Свободный диктант.

61.

01.12

1

Употреб­ление дее­причастий в речи.

Элементарный анализ художе­ственного тек­ста, выявление особенностей употребления в нем дееприча­стий. Редакти­рование текста.

62.

63.

02.12


03.12

2

Р/р

Отзыв о книге.

Чтение и обсуждение литера­турных отзывов о книге. Озаглавливание отзыва. Коллек­тивное состав­ление плана отзыва.

64.

65.

04.12


07.12

2

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Осложненное списывание. Конструирова­ние предложе­ний.

66.

08.12

1

P/р

Отзыв о научно-популярной книге.

Чтение и обсу­ждение отзывов-образцов.

67.

9.12

1

Контроль­ная работа по теме «Деепричастие».

Диктант с грам­матическим за­данием.

68.

10.12

1

Анализ контроль­ной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

69.

11.12

1

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

Устное сооб­щение на осно­ве теоретиче­ского материа­ла Т. § 145 «Пере­ход слов из од­них самостоя­тельных частей речи в другие».

70.

14.12

1

Повторим орфогра­фию.

Свободный диктант.

71.

15.12

1

Повторим орфогра­фию.

Устные сооб­щения:

1. «НЕ с име­нами прилага­тельными, существительны­ми и наречиями на О-Е». 2. «НЕ с причастиями». 3. «НЕ с глаго­лами и деепри­частиями».

72.

16.12

1

Р/р

Редактирование предложений, текста.

Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста.

73.

17.12

1

Повторим пунктуацию.

Конструирова­ние предложе­ний по схемам. Составить уст­ное сообщение на тему «Что я знаю о пунктуа­ции».

74.

18.12

1

Понятие о служебных частях ре­чи.

Выборочный диктант.

75.

21.12

1

Предлог. Понятие о предлоге.

Объяснитель­ный диктант.

76.

22.12

1

Разряды предлогов по значе­нию. Мно­гознач­ность пред­логов.

Распредели­тельный дик­тант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвиста В.А. Богородицкого, что предлоги - это «словечки отношений»? В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частот­ность?

77.

23.12

1

Р/р

Харак­теристика литератур­ного героя.

Составление плана характе­ристики. Обсуж­дение образцов.

78.

24.12


1

Употреб­ление предлогов.

Составить текст «Круг моих ин­тересов».

79.

25.01

1

Производ­ные и не­производ­ные пред­логи.

Работа с тек­стом: заменить непроизводные предлоги про­изводными.

80.

11.01

1

Правопи­сание про­изводных предлогов.

Взаимодиктант.

81.

12.01

1

Правопи­сание предлогов.

Творческое списывание.

82.

83.

13.01


14.01

2

Р/р

Выборочное изложение текста.

Написание выборочного изложения текста Р. стр. 76-77, упр. 81, 82, 83 (по выбору учащихся).

84.

15.01

1

Правопи­сание предлогов.

Анализ текста. Редакторская правка. П. упр. 319 (на основе опорного мате­риала соста­вить устное высказывание).

88.

18.01

1

Простые и составные предлоги. Морфоло­гический разбор предлогов.

Диктант «Про­веряю себя».

86.

87.

19.01

20.01

2

Системати­зация и обобщение изученного в разделе «Предлог».

Выписать из словаря 4-5 ус­тойчивых вы­ражений, в со­став которых входили бы производные предлоги. Со­ставить с ними предложения.

88.

21.01

1

Контроль­ная работа по теме «Предлог».

Тест.

89.

22.01

1

Анализ контроль­ной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

90.

25.01

1

Понятие о союзе.

Составление предложений по схемам. Уст­ное сообщение «Что я знаю о союзе».

91.

26.01

1

Простые и составные союзы.

Осложненное списывание.

92.

93.

27.01


28.01

2

Р/р

Книжные стили. Публицистический стиль.

Устное выступление "Знания нужны".

94.

29.01

1

Сочини­тельные союзы.

Графический диктант. Конст­руирование предложений по схемам.

95.

01.02

1

Сочини­тельный союз в про­стом и сложносо­чиненном предложе­нии. Упот­ребление сочини­тельных союзов.

Создать текст на тему «При­рода учит нас понимать пре­красное».

96.

02.02

1

Подчини­тельные союзы.

Объяснитель­ный диктант. Конструирова­ние предложе­ний. Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и под­чинительные союзы?

97.

98.

03.02

04.02

2

Подчини­тельные союзы.

Заменить про­стые предло­жения сложны­ми. Ответить на вопросы слож­ноподчиненны­ми предложе­ниями.

99.

05.02

1

Союзы со­чинитель­ные и под­чинитель­ные. Морфологический раз­бор союза.

Найти ошибки в построении предложений, исправить их. Составить план устного ответа «Сочинитель­ные и подчини­тельные сою­зы».

100.

08.02

1

Правопи­сание сою­зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.

Составить таб­лицу «Отличие союзов от других частей ре­чи». Комменти­рованное пись­мо.

101.

09.02

1

Правопи­сание сою­зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.

Тест. Взаимо­диктант.

102.

103.

10.02

11.02

2

Р/р

Интер­вью - жанр публици­стики.

Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памя­ти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов и от­ветов на них, работа с памят­кой «Как рабо­тать над сочи­нением в жанре интервью».

104.

105.

12.02


15.02

2

Системати­зация и обобщение изученного в разделе «Союз».

Подготовить устное выска­зывание «Об­щее и отличное между предло­гом и союзом». Конструирова­ние предложе­ний. Составле­ние предложе­ний с союзами, которые употребляются в официально-деловом и раз­говорном стиле.

106.

16.02

1

Контроль­ная работа по теме «Союз».

Диктант с дополнительным заданием.

107.

17.02

1

Анализ контроль­ной работы.

Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам.

108.

109.

18.02.

19.02

2

Повторим орфогра­фию.

Заполнить таб­лицу «Правопи­сание приста­вок». Сочине­ние на лингвис­тическую тему.

110.

111.

24.02

25.02

2

Повторим пунктуацию.

Работа со схе­мами предло­жений. Графи­ческий диктант.

112.

113.

26.02


29.02

2

Р/р

Мор­фологиче­ские сред­ства связи предложе­ний и смы­словых частей тек­ста.

Анализ текста. Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста.

114.

01.03

1

Понятие о частице.

Поль­зуясь образцом доказательства в опорном ма­териале, дока­зать принад­лежность вы­деленных слов к частицам (П. упр. 384).

115.

02.03

1

Формооб­разующие частицы.

Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДА­ВАЙТЕ.

116.

117.

03.03

04.03

1

Раздель­ное и дефисное написание частиц.

Работа с де­формирован­ным текстом. Конструирова­ние предложе­ний.

118.

09.03

1

Значения частиц.

Заполнить таб­лицу «Отрица­тельные, мо­дальные, фор­мообразующие частицы» при­мерами. Пре­образовать предложение, включая в его состав разные частицы, сде­лать вывод: как меняются инто­нация и смысл предложений?

119.

10.03

1

Значения частиц.

Составление развернутого плана устного высказывания «Группы частиц по значению».

120.

11.03

1

Отрица­тельные частицы. Роль отри­цательной частицы НЕ.

Предупреди­тельный дик­тант. Заменить личные формы глагола сино­нимами с НЕ.

121.

14.03

1

Отрица­тельные частицы HЕ и НИ. Значение частицы НИ.

Взаимодиктант.

122.

123.

15.03

16.03

2

Различе­ние на письме частиц НЕ и НИ.

Диктант «Про­веряю себя». П. упр.420, на ос­нове таблицы подготовить устное сообще­ние «Значение и правописание частиц НЕ и НИ».

124.

17.03

1

Р/р

Изложение, близкое к тексту.

Изложение текста Р. стр. 100-101 упр. 106.

125.

18.03


1

Различе­ние на письме частицы НИ и союза НИ-НИ.

Осложненное списывание.

126.

127.

21.03

22.03

2

Различе­ние на письме частицы НЕ и при­ставки НЕ.

Выборочный диктант (П. упр. 422, привести свои примеры к каждой графе таблицы).

128.

129.

23.03

24.03

2

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Предупредительный диктант. Осложнённое списывание.

130.

25.03


1

Р/р

Сочинение по картине Н.М. Ромадина "Первое цветение" или по картине А.А. Пластова "Фашист пролетел".


Анализ текстов, подготовка к сочинению по картине.

131.

132.

04.04


05.03

2

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Объяснительный диктант. Тест.

133.

134.

06.04


07.04

2

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Частица».

Выписать из басни

И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» час­тицы, объяс­нить их роль.

135.

08.04

1

Р/р

Морфологические средства сравнения.

Анализ текста. Выразительное чтение текста.

136.

11.04

1

Контроль­ная работа по теме «Частица».

Тест.

137.

12.04

1

Анализ контрольной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

138.

13.04

1

Междоме­тия как особый разряд слов. Раз­ряды меж­дометий.

Составить таб­лицу «Междоме­тия, используе­мые для:

1) вы­ражения эмоций;

  1. некоторых форм общения;

3) команды, при­каза». Подгото­вить устное вы­сказывание о группах меж­дометий.

139.

14.04

1

Звукопод­ражатель­ные слова, их грамма­тические особенно­сти и отли­чия от междоме­тий.

Анализ текста.

140.

15.04

1

Р/р

Сжатое изложение повествовательного текста, осложнённое диалогом.

Написание сжатого изложения Р. стр. 109-110 упр. 121.

141.

18.04

1

Знаки пре­пинания при меж­дометиях. Дефис в междоме­тиях.

Составить и записать пред­ложения, в ко­торых междо­метия выража­ли бы разные чувства.

142.

19.04

1

Знаки пре­пинания при меж­дометиях. Использо­вание меж­дометий и звукопод­ражатель­ных слов в разговор­ной речи и в художе­ственном произведе­нии.

П. упр. 465. Обра­зовать от гла­голов междоме­тия и звукопод­ражательные слова. Продол­жить ряд меж­дометий, кото­рые произошли от других час­тей речи и со­хранили неко­торые их при­знаки.

143.

144.

20.04

21.04

2

Повторим орфографию.

Тест.

145.

146.

22.04


25.04

2

Р/р

Текст. Стили речи.

Анализ текстов разных типов и стилей.

147.

148.

26.04


26.04

2

Повторим пунктуацию.

Осложнённое списывание.

149.

27.04

1

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Междометие. Звукоподражательные слова».

Разыгрывание диалогов с использованием междометий и звукоподражательных слов.

150.

151.

28.04


29.05

2

Р/р

Нормы по­строения текста.

Редакторская правка. П. упр. 459 (текстоведческий анализ).

152.

03.05

1

Контрольна работа по теме "Междометие. Звукоподражательные слова".

Диктант с дополнительным заданием.

153.

04.05

1

Анализ контрольной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

154.

155.

05.05

05.05

2

Культура речи. Ор­фоэпиче­ская норма.

Работа с тек­стом, с отдель­ными предло­жениями.

156.

157.

06.05


10.05

2

Р/р

Контрольное изложение текста.

Изложение текста (Р. стр. 104-105 упр. 112).

158.

159.

11.05

11.05

2

Причастие. Причастный оборот.

Осложнённое списывание.

160.

161.

12.05

13.05

2

Правописание причастий.

Тест.

162.

163.

16.05

17.05

2

Р/р

Контроль­ное сочинение по картинам В.Е. Маковского «Рыбак. Финляндия», В.Д. Поленова «Заросший пруд», И.И. Левитана «У омута», И.И. Шишкина «Пейзаж», А.А. Рылова «Зелёный шум» (по выбору учащихся).

Написание сочинения по картине.

164.

165.

18.05

19.05

2

Деепричастие. Деепричастный оборот.

Осложнённое списывание.

166.

19.05

1

Лексиче­ские нормы.

Редакторская правка. Объяс­нить причину появления ошибок.

167.

20.05

1

Правописание предлогов.

Диктант "Проверяю себя".

168.

23.05

1

Правописание союзов.

Объяснительный диктант.

169.

24.05

1

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Тест.

170.

24.05

1

Граммати­ческие нор­мы.

Творческое списывание.

171.

25.05

1

Контрольная работа по теме "Повторение и систематизация изученного в 7 классе".

Диктант с грам­матическим за­данием

172.

26.05

1

Анализ контрольной работы.

Работа по ин­дивидуальным карточкам.

173.

27.05

1

Нормы ре­чевого по­ведения (речевой этикет).

Обратиться с вопросом «ко­торый час?» и др. к незнако­мому человеку, соседу по пар­те, учителю, участнику мо­лодежной ту­совки. Выбрать слова, смяг­чающие отказ, ответить веж­ливо на просьбу.

174-175

30.05

31.05

2

Резервные уроки



© 2010-2022