Устный журнал со старшеклассниками В науку выстраданный путь

Ежегодно 8 февраля наша страна отмечает день российской науки. В связи с этим у нас в школе стартовала декада науки Калмыкии. Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести устный журнал, посвященный первой  женщине-профессору Очир Джогаевне Мукаевой. В этом году ей исполнилось бы 90 лет. Имя доктора педагогических наук О.Д. Мукаевой известно не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами. Наш устный журнал  « В науку выстраданный путь» назван не случайно. Человек всегда находится в ситу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал со старшеклассниками, посвященный декаде науки Калмыкии на тему: «В науку выстраданный путь…»

«Подобно тому, как музыкант не может быть без слуха,

и певец без голоса, а живописец без восприятия цвета,

так педагог не может быть без любви к детям»

В. Сухомлинский

Учитель: Дорогие ребята! Ежегодно 8 февраля наша страна отмечает день российской науки. В связи с этим у нас в школе стартовала декада науки Калмыкии. Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести устный журнал, посвященный первой женщине-профессору Очир Джогаевне Мукаевой. В этом году ей исполнилось бы 90 лет. Имя доктора педагогических наук О.Д. Мукаевой известно не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами. Наш устный журнал « В науку выстраданный путь» назван не случайно. Человек всегда находится в ситуации выбора. Вспомним, как в сказке говорилось: «Направо пойдешь - друга найдешь, налево пойдешь - жену найдешь, прямо пойдешь - счастье найдешь». Выбрав свое направление, человек отправляется по своему маршруту, преодолевая на пути всевозможные преграды - вперед к намеченной цели. У каждого своя дорога. Так какой же путь в науку был у Очир Джогаевны Мукаевой? В этот мир открытий, удивлений, порой неожиданных находок и признания окружающих? Листая страницы нашего журнала, мы с вами познакомимся с трагической и одновременно героической судьбой, пожалуй самой знаменитой женщины Калмыкии.

Страница первая: История семьи

Родословная зайсангов Эрдниевых уходит вглубь веков и связана с хотоном Шар Бюрбя - типичным поселением Яндыко-Мочажного улуса. Достоверная информация о происхождении названия хотона сохранилась в центральных и местных архивах бывшего СССР. Первый источник датирован 1764 годом. «Таким образом - поясняет О.Д. Мукаева - из генеалогического исследования явствует, что Шар-Бюрбя - наше старинное «родовое гнездо». Причем не ахти, какое дворянское поместье».

Джоге Нимгировичу Эрдниеву, аймачному зайсангу, было, видимо, судьбой предначертано дважды вступить в брак. Первая женитьба не принесла счастья - при вторичных родах умерла жена Цаган Соваевна. Глава семьи все свои заботы и хлопоты перенес на оставшихся детей и хозяйство. Но время - надежный лекарь, и спустя 10 лет он женился вторично. Хозяйкой и хранительницей семейного очага стала Басанг Босхаевна Наминова. Новая семья стала расти, пополнятся детворой. Правда, двоих еще в младенчестве отняла безжалостная смерть, остались трое: Церен, Очир и Галзын. С Басангом и Цаган от первого брака было уже пятеро, что несказанно радовало родителей. Джога Нимгирович признал советскую власть, относился к ней лояльно, старался помочь ей утвердиться в степном краю. Был делегатом второго съезда калмыцкого народа в селе Чилгир. Он известен как один из организаторов аймачных школ - оказывал им материальную помощь, по собственной инициативе «вербовал» учителей в Астрахани, создавал им условия для работы. Джога Нимгирович был дружен с Хохолом Джалыковым - первым председателем ВЦИК, выполнял ряд его поручений. Тот факт, что его дочь Цаган Джогаевна, когда училась в Астраханском медучилище, жила в семье Джалыковых, говорит сам за себя о близких отношениях. Больше того, у жены Джалыкова Екатерины Артемьевны, учительницы по профессии, она обрела умения и навыки рукодельного мастерства, кулинарии, этикета. «Наш отец надеялся, что раз началась коллективизация, наступление на кулака, беда обойдет его семью стороной. Верил, что советская власть в Калмыкии учтет его лояльную позицию, оказанную поддержку, что весомым будет слово руководителя и близкого товарища Хохола Манджиевича Джалыкова».

Страница вторая: Всем бедам вопреки

Но ожидания не оправдались. Адское колесо сталинского режима без разбора безжалостно переламывало человеческие судьбы. Поэтому раскулачивание семью Эрдниевых застигло врасплох. По воспоминаниям жены Джоги Нимгировича, отбирали буквально все, что было в доме. Собственность - дома и живность - были национализированы. Впоследствии на базе хозяйства зайсангов была организована начальная школа с пришкольным интернатом. Так с 1929 года большая многодетная семья вместе с близкими родственниками лишилась крова, всего нажитого и была обречена на долгие скитания и бесправие. Государственная комиссия привезла троих детей Эрдниевых, мал мала меньше, в поселок Кесинг к председателю с наказом отправки их в детский дом. Остались без родителей, по-русски ни слова не знают, не смогут ни с кем общаться. В стране - голод. Вряд ли выживут. В Калмыкии в то время не было детских домов. Как же быть? Как поступить? Старшему Церену около шести было, его сестренке Очир еще четырех не исполнилось, а самому младшему Галзыну - всего… четыре месяца. Председатель не стал брать грех на душу и отправил ребят назад, в родной хотон. Детей взяли на воспитание, дольше всех решалась судьба девочки. Никто не желал ее удочерить. Очир стояла, заливаясь горькими слезами, повторяя: «Хочу вместе со старшим братом!» Но ее в семью не брали, лишь согласились поочередно присматривать за ней: день - в одной семье, потом - в другой и т.д. Очир часто убегала от своих временных попечителей, пряталась в семье, где жил старший брат. Все же ее находили и возвращали очередным опекунам. Так и подрастали дети в семьях сердобольных однохотонцев. Через некоторое время власти рассмотрели прошение Джоги Эрдниева, разрешили ему с женой переехать в так называемый трудпоселок в родных местах. Это был своеобразный лагерь, но с облегченным режимом. Так постепенно отрабатывалась будущая система «ГУЛАГ». Несмотря на трудности, самое главное состояло в том, что супруги получили возможность воссоединиться с детьми. На новом месте Джога Эрдниев не опустил руки, не пожелал состоять в колхозе, взял земельный надел, стал разводить бахчевые культуры. Каждый год получал отменный урожай, и все излишки сдавал колхозу. Бывшему зайсангу с близкими родными и дальше была уготована горькая участь скитальцев. Слежка, доносы, поклепы не обходили стороной таких активных, самостоятельных как Джога Нимгирович. И вскоре его вместе со старшим братом Басангом и младшим братом Калтаном сослали опять в Саратовскую область на более тяжелую работу. Чудом удалось избавить жену и детей от незаслуженной кары. Они остались жить в трудпоселке. Через некоторое время всех Эрдниевых отправили этапом на Восток - в Западную Сибирь в товарных вагонах для перевозки скота. Везли долго и мучительно до станции Тайга, а затем до Томска. Дальше этап следовал на север области. Часть бывших кулаков доставили на баржах до места назначения. Часть оставили прямо в тайге. «Обживайте этот дикий, богом забытый угол. Выживете, значит, вам подфартило»,- говорили конвоиры. Встреча с отцом произошла после декабря 1943 года. Когда всех калмыков депортировали на восток. В таких эшелонах, как в период раскулачивания - в товарных вагонах, причем лютой зимой, без обогрева…

Страница третья: Учиться! Учиться! Учиться!

Девушка по имени Очир из семьи, лишенной гражданских прав и собственного крова, плохо изъяснявшаяся по-русски, для которой фактически на основании негласных директив, был закрыт путь в вузы, перебивавшаяся с хлеба на воду выбрала путь в науку. Удивительно, она неистово готовилась к осуществлению своей цели: через переформирование воли, выносливости, высокой трудоспособности, требовательности к себе, необратимого стремления к знаниям. Очир Эрдниева с отличием окончила Астраханский педтехникум. «В 15 лет я уже была выпускницей педтехникума, потому-то мне и доверили вести занятия в начальных классах малокомплектной школы в селе Батуте», - рассказывала Очир Джогаевна. В школе она проработала до сибирской ссылки, куда ее с учениками отправили прямо с районной олимпиады. В 1944 году по совету и настоянию отца она поступила на историко-филологический факультет Томского пединститута. Очир Эрдниеву сокурсники почему-то нарекли Олей. Девушка привыкла к новому имени, откликалась, когда ее так называли. Ей повезло отчасти в студенческие годы, ибо встретила немало добрых, понимающих ее сострадательных людей. С большим уважением и благодарностью она отзывается об ученой, польской дворянке по происхождению Марии Кувшинской, профессоре Андрее Дульзоне. Именно они стали на ее защиту, когда после окончания третьего курса неожиданно для ректората выяснилось, что стипендиат Ленинского комсомола, активистка и отличница Эрдниева - спецпереселенка. Было принято решение об отчислении. Очир перебралась в Казахстан, куда чуть раньше переехали ее сестра и брат. Здесь она нашла нужное сочувствие и поддержку друзей и единомышленников. Ректор Казахского пединститута имени Абая С.Е. Толыбеков, человек независимых взглядов, посмотрев ее зачетную книжку, зачислил своим приказом на четвертый курс исторического факультета. Весной 1948 года, окончив институт, она уехала в Павлодар преподавать в местном педучилище. Пришла «оттепель». Очир Джогаевна поступила в Алма-Ате в аспирантуру родного пединститута. В 1961 году защитила диссертацию на степень кандидата педагогических наук. В последующие годы работала доцентом кафедры педагогики того же института. В 1970 году по письму Н.П. Красавченко она переехала в Элисту для преподавания в Калмыцком университете. Годом позже ее избрали заведующей кафедрой педагогики и психологии. В 1988 году защитила докторскую диссертацию.

Страница четвертая: Что в имени моем…

Есть калмыцкая поговорка: колодезный журавль - сверху, предопределение - свыше. В творческой жизни поэта или ученого не бывает случайного. И то, что мы принимаем иногда за случайное, как раз лучше всего и объясняет закономерную природу случившегося. Девушку нарекли именем Очир, что в переводе с санскрита означает скипетр, являющийся у буддистов символом знания. И потому, быть может, самой судьбой было предопределенно, что О.Д. Мукаева, проявив редкую волю и целеустремленность, в самые глухие для калмыков годы получит высшее образование, преодолев притяжение быта, станет доктором наук. Очир - держательница знаний - так, возможно, исполнила предначертание. Непокоренность духа и живой ум отца стали для нее той благодатной средой, что воспитали ее задатки. Остальное свершила она сама, ибо знала и верила в свои силы. Имя этой славной дочери калмыцкого народа ассоциируется с эпитетами: «первая», «пионерная», «первопроходец». Она первая среди женщин-калмычек - доктор наук, профессор, научный руководитель аспирантов, эксперт престижного диссертационного совета, основатель новой научной школы - этнопедагогики калмыцкого народа. Ее научная, исследовательская, преподавательская и общественная деятельность отмечена высокими государственными наградами. О.Д. Мукаева - кавалер ордена Дружбы, удостоена многих почетных титулов: «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Калмыкия», «Почетный профессор Атырауского государственного университета». Особенно дорожила тем, что ее имя вошло в перечень 200 лучших сынов и дочерей России. Это посильный вклад в «копилку» культуры, образования родного народа, его авторитет, престиж.

Учитель: Калмыки говорят: Человека нет, но есть его имя, его дело. Осталась целая наука, связанная с Очир Джогаевной. Остались благодарные ученики. Уже есть премии ее имени. Уверена, будет школа ее имени. Дело, которому служила О.Д. Мукаева, продолжается.

Путь в науку… - выбирают его либо одержимые, либо те, кто оказывается в безнадежном положении, с верой, что в конечном итоге «дорогу осилит идущий».

Любимое изречение женщины-профессора О.Д. Мукаевой: «Жизнь - борьба, преодоление препятствий на пути к достижению целей»

Постскриптум: Весной 2010 года О.Д. Мукаева приезжала в наше село, посетила нашу школу, где ее тепло встретили учащиеся и учителя. Школьный библиотекарь, Сангаджиева Л.П. подготовила прекрасную презентацию о ней. Очир Джогаевна на дружеской встрече с учителями охотно делилась советами, вспоминала свои детские годы, проведенные именно в наших местах. Символично, что наше село носит имя Х.М. Джалыкова, с которым также связана судьба и Очир Джогаевны Мукаевой.

К сожалению, О.Д. Мукаевой нет с нами вот уже два года, но мы будем помнить, что именно ей принадлежит особая заслуга в деле образования Калмыкии. Закрывая наш устный журнал, хочу привести строчки из жизненного кредо О.Д. Мукаевой:

«Постоянное восхождение от вершины к вершине на избранном тернистом пути научных поисков, полном препятствий и трудностей. При этом оставаться женщиной модной, элегантной, с шармом при любых обстоятельствах и в любом возрасте».

Будьте настойчивы, будьте упорны на пути следования к знаниям!!! Спасибо за участие и благодарю Вас за внимание.

Рекомендуемая для чтения литература:

А. Сокольский «В науку выстраданный путь»

О.Д. Мукаева «Мудрость и духовность народной педагогики»

Подготовила и провела: Очир-Горяева О.В.

/учитель русского языка и литературы/

© 2010-2022