Опыт работы по теме Повышение учебной мотивации на уроках словесности

Мне, также как и вам, хочется, чтобы учащиеся с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, подчас приходится констатировать «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». С каждым годом увеличивается количество детей, у которых не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к учению. А как можно успешно учить ученика, если он относится к собственному образованию с полным равнодушием, не осознавая потребности в нем? Пути решения данной проблемы я вижу в исп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение учебной мотивации на уроках словесности

Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца

Владимир Куприянов

Уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, с чем связаны ваши ожидания на уроке?

-

Мне, также как и вам, хочется, чтобы учащиеся с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, подчас приходится констатировать «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». С каждым годом увеличивается количество детей, у которых не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к учению. А как можно успешно учить ученика, если он относится к собственному образованию с полным равнодушием, не осознавая потребности в нем?

На сегодняшний день передо мной, как и перед любым педагогом, стоит очень сложная проблема, требующая особого внимания, а именно - рост количества детей с низкой учебной мотивацией. В течение последних трех лет мной проводился опрос учащихся с целью выявления уровня учебной мотивации. Опрашивались учащиеся старших классов, знания которых должны быть нацелены на получение хорошего образования, чтобы в дальнейшем продолжить свое обучение в вузах. Однако результаты данных опросов показывают достаточно негативную тенденцию - увеличивается доля детей с низкой мотивацией, при уменьшении количества детей с высоким и средним уровнем данного показателя. Увеличивается доля детей с внешней школьной мотивацией, которые имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их только внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще приходят сюда для того, чтобы пообщаться с друзьями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Сводная таблица представлена на слайде

Учебный год

Высокий уровень мотивации

Средний уровень мотивации

Внешняя школьная мотивация

Низкий уровень мотивации

Школьная дезадаптация

2010-2011

39%

34%

13%

12%

2%

2011-2012

35%

30%

15%

16%

4%

2012-2013

33%

28%

18%

18%

5%

Уровень учебной мотивации напрямую связан с уровнем успешности учащихся, поскольку, как показывает опыт, наиболее охотно дети занимаются именно тем, в чем они успешны. В связи с этим, анализируя причины обозначенной проблемы, я выделила несколько факторов, влияющих на восприятие учащихся, их развитие и, как следствие, успешность обучения, что напрямую связано с уровнем учебной мотивации.

Первой, и, наверное, одной из самых главных причин, является глобальное увлечение учащихся компьютерными технологиями и Интернетом. Помимо того, что бесконтрольное сидение за компьютером пагубно сказывается на состоянии физического и психического здоровья учащихся, о чем подробнее я остановлюсь чуть позже, насыщенность информацией, окружающей человека, выросла на несколько порядков. Психика человека вынуждена каким-то образом адаптироваться к длительному потреблению информации в мозаичном и препарированном виде, получаемой через музыкальные каналы, средства массовой информации, Интернет. Результатом такой адаптации является возникновение у человека так называемого «клипового» мышления, при котором окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. В данной ситуации человек не способен охватить целостную картину какого-либо явления, соответственно не может выделить причинно-следственные связи, осуществить анализ или синтез. То есть объект изучения остается для него нераскрытым, а значит и не понятым. Это неизбежно ведет к потере интереса к данному объекту и в итоге к потере интереса к предмету в целом.

Второй причиной снижения учебной мотивации, на мой взгляд, является неблагоприятное влияние семьи на развитие ребенка. Хотя семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семья выступает как основа чувства безопасности для ребенка, важными являются модели родительского поведения, родители в семье являются источником необходимого жизненного опыта. Кроме того, семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения ребенка, а общение в семье становится образцом для ребенка. Таким образом, привитие основных ценностей в жизни ребенка происходит именно на уровне семьи. Анализ ситуации, складывающейся в наши дни, показывает ухудшение социального статуса семьи в целом: увеличивается количество неполных семей, в которых в большинстве случаев идет перекос в воспитании детей; все больше родителей считают большую занятость на работе веской причиной для того, чтобы не заниматься воспитанием и развитием ребенка. А если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования и развития личности.

Кроме того, увеличивается количество семей, в которых родители не имеют не то что высшего или среднеспециального, но даже среднего общего образования, что также не способствует созданию условий для успешного развития ребенка. Ценность образования перестала культивироваться во многих семьях.

Еще одной серьезной причиной снижения учебной мотивации учащихся является ухудшение состояния здоровья учащихся. На сегодняшний день среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

В последние годы в школе наблюдается увеличение количества детей с диагнозом «общее недоразвитие речи», «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», «задержка психического развития». Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом. Особое расстройство письма, дисграфия, становится причиной неуспеваемости у 20-30% младших школьников. Многие дети при обучении письму испытывают серьезные трудности, резко снижающие их школьную мотивацию, ведущие не только к школьной дезадаптации, но и к неуспеваемости.

Ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка, что неизбежно приводит к снижению усвоения учебного материала, отсутствию чувства успешности в осуществляемой деятельности, и, как следствие, к снижению уровня учебной мотивации.

Несмотря на то, что все обозначенные причины носят исключительно объективный характер, школьный предмет «Литература» обладает определенным потенциалом, использование которого может, если не исправить, то уменьшить негативное влияние данных причин, и как следствие, способствовать повышению учебной мотивации учащихся. Как учителя-филолога меня, конечно же, беспокоит тот факт, что современные школьники не считают литературу одним из основных и значимых предметов.

Пути решения данной проблемы я вижу в использовании в практической деятельности элементов таких современных технологий как: проблемное обучение, исследовательская деятельность, технология педагогических мастерских и бинарные уроки.

Проблемное обучение способствует развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно. Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

Планируя уроки словесности, выстраиваю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая проблемные вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

Через повышение интереса к изучению литературы открывается прекрасная возможность к исследовательской деятельности учащихся по языкознанию и социологии.

Элементы проблемного обучения и исследовательской деятельности я использовала на уроке литературы в 6 классе на заключительном уроке при изучении произведения М. Пришвина. Детям было предложено провести исследовательскую работу по определению жанра пришвинского произведения. Проблемный вопрос - «Кладовая солнца - сказка или быль?

После погружения в текст дети работают в группах. В результате проведенного исследования определили:

Сказочный характер произведения: зачин, противопоставление врага волка - другу Травке, поход за клюквой как за волшебной целью, помощь Травки, добро побеждает зло.

Не сказочный характер произведения: действие возвращается назад, развитие описания природы.

Так что же сказка или быль? При изучении произведения не делала упор на жанровые особенности. Только после прочтения и изучения определили жанр. Вывод: сказка - не сказка. Не сказка - это быль, так как написано в 1945 году с целью утверждения человеческой жизни как высшей ценности. Дети в своем исследовании смогли найти сказочные и реальные элементы.

Часто использую технологию мастерских. Применение этой технологии вызывает интерес к изучению литературы у всех, кто становится участником мастерской. Работа со словом в мастерской становится первостепенной. Очень хорошо развивается собственное письмо, что немаловажно при написании сочинений. Начинает работать ассоциативное мышление, которое способствует проявлению собственных представлений, чувств и мыслей для понимания художественного творчества, прежде всего - поэзии. Поэтому элементы технологии мастерских очень важны и необходимы на уроках литературы.

После изучения лирики 1 тома А. А. Блока на основе работы со стихотворением «Девушка пела в церковном хоре» провела мастерскую творческого письма по теме «Там, где было белое здание…». Хотелось дать учащимся возможность пережить вместе с поэтом чувства лирического героя, остроту утрат. После выполнения заданий по цветовой и звуковой символике, составлению ряда слов по ассоциативному мышлению учащимся предлагалось создать текст из 5 - 7 предложений разных синтаксических конструкций на тему «Темные и светлые слова в моем сознании». В качестве примера можно привести 2 работы:

  1. Лирика (слайд)

Луч радостно сиял во мраке ночи,

Как память об ушедших людях.

Но никого он больше не встревожит,

Ведь тревожить некого уж будет.

Люди пришли и не придут назад.

Они детали в этом мире.

Здесь страх, и горе, и гроза -

Там - счастье светлое в том мире.

  1. Проза (слайд)

Светлый плач

Может ли плач быть светлым? Может, если плач - от радости. Радость встречи после долгой разлуки, радость сбывшихся надежд, радость конца войны… Плач от счастья…

Плач сам по себе - темное, неприятное, горькое. Светлый плач - полная противоположность - нечто радостное, приятное, доброе.

Почему у Блока встречаются такие противопоставления? Видимо, из - за внутренней душевной борьбы…

Я предлагаю вам опробировать элемент мастерской по повести Куприна «Молох» (даже если вы не знаете повести, не страшно) Перед вами листочки для ответов, сами задания я прочитаю.

Задание №1. Представьте, что вы оказались в критической, очень тяжелой для вас ситуации, ее можно назвать безвыходной, можно использовать ситуации из книг, фильмов, включите воображение, воспоминания. Запишите в 1 колонку чувства и мысли основные для вас в тот момент; во 2, что или кто может вам помочь.

Ответы учащихся

Отчаянье, страх, невыносимая боль, потрясение, равнодушие, отупение, растерянность, вопли о помощи, неспособность соображать, желание сделать что - то хорошее в последний момент.

Чудо, вера, никто, друзья, родители, Бог, только сам, воспоминания о хорошем, смирение, материнская молитва, находчивость, мысли о будущем.

Задание № 2. Можно прочитать свои записи вслух, в парах друг другу.

А дальше можно продолжить работу с текстом.

Используемые технологии помогают в борьбе с клиповым мышлением, так учащимся приходится добывать знания самостоятельно, при этом приобретают навыки работы с учебниками и дополнительной литературой; у них вырабатывается сформированность коммуникативных умений, навыков самоконтроля, самооценки, навыков организационно - управленческой деятельности.

Очень важны и воспитательные цели. На таких уроках формируются нравственные качества, отражающие отношение человека к окружающим, которые проявляются через гуманность, товарищество, доброту, вежливость, дисциплинированность.

Применяемые технологии позволили моим ученикам принять участие в городских и краевых конкурсах по языкознанию и литературному чтению. Как результат мы получили грамоты и дипломы участников.

Информация об участии в интеллектуальных играх, конкурсах

№№ п/п

Учебный год. Класс

Предмет Уровень выступления

Кол-во

Результат

11

10 М

2011 - 2012

«Книга нового поколения - 5»

1

Диплом

22

10 А, 10 М

2011 - 2012

«Юный исследователь»

2

Сертификат участника

33

10 М

2011 - 2012

Городской открытый конкурс «Юные краеведы исследуют» - диплом 1 степени

1

Диплом 1 степени

44

10 М

2011 - 2012

Муниципальный этап международного конкурса учебно-исследовательских работ по русскому языку «Язык всем знаниям и всей природе ключ»

1

Сертификат участника

55

10 М

2011 - 2012

Межрегиональная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку - 2012»

1

Диплом

66

10 М

2011 - 2012

Участие в 4 окружной научно - практической конференции достижений талантливой молодежи «Будущее наукограда».

1

Диплом

77

10 А

2011 - 2012

Городской конкурс сочинений «Выборы глазами школьников»

1

Диплом 1 степени;

88

10 А

2011 - 2012

Конкурс чтецов «Крылатое слово»

1

Диплом 2 степени

99

10 А

2011 - 2012

«Гренадеры, вперед!

1

Диплом 1 степени

110

7 М

2011 - 2012

Конкурс чтецов «Живая классика»

1

Сертификат участника

111

10 А

2011 - 2012

Городская олимпиада по литературе

1

12 место

Итог: Приемов повышения мотивации к изучению школьных предметов много, но мы должны помнить, что творческий учитель не только дает прочные знания, он еще и показывает их границы. Пусть на наших уроках найдется место открытым проблемам: вот это мы изучили, а это осталось за пределами нашей программы, вот этого я не знаю сама, а вот этого пока не знает никто. Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний, а ответ порождается мотивацией к деятельности.

© 2010-2022