Методическая разработка урока. Междометие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Балахтонская средняя общеобразовательная школа»












Учебное занятие


Русский язык. 7 класс.

Междометие как часть речи








Разработчик: Горбатенко Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы













с. Балахтон

2016

Учебное занятие.

Русский язык. 7 класс

(35 минут)


Тема: Междометие как часть речи

Цели:

Образовательная:

- знакомство с междометием как частью речи, определение основных

признаков междометий;

- формирование умения отличать междометия от других частей речи.

Развивающая:

- развитие умения формулировать проблему;
развитие умения составлять план и пользоваться им;

- развитие умения сравнивать, разграничивать языковые явления;

- развитие умения структурировать учебный материал;

- развитие умения правильно обобщать данные и делать выводы;

- развитие умения выбирать нужную информацию из различных источников

информации;

- развитие умения осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Воспитывающая:

- формирование умения формулировать собственную позицию,

аргументировать её;

- формирование умения вести диалог с учителем;

- формирование умения работать в группах, в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы и методы: кластер, проблемные вопросы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, исследование по отдельным вопросам темы, ответы на поставленные вопросы, работа с различными источниками информации.

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация к уроку, карточки для работы у доски, магниты, рабочие листы для учеников, учебники по русскому языку разных авторов, этимологический словарь, полоски картона разного цвета для учеников.

План учебного занятия


1.Организационный этап (1 минута)

I стадия. Вызов (приёмы: кластер, проблемные вопросы). 10 минут.

2 этап. Актуализация имеющихся знаний (5 мин.)

3 этап. Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка цели и задач урока. (5 минут)

II стадия. Осмысление (приёмы и методы: кластер, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, исследование по отдельным вопросам темы). 12 минут.

4 этап. Первичное усвоение новых знаний (4 минуты)

5 этап. Первичная проверка понимания (4 минуты)

6 этап. Первичное закрепление (4 минуты)

III стадия. Рефлексия (приёмы и методы: кластер, ответы на поставленные вопросы, исследование по отдельным вопросам темы, работа с различными источниками информации). 12 минут.

7 этап. Размышление, рождение нового знания (4 минуты)

Постановка новых целей обучения (4 минуты)

8 этап. Первичный контроль (2 минуты)

Оценки за урок (1 минута)

9 этап. Домашнее задание (1 минута)

Ход занятия

Слайд 1

О, сколько нам открытий чудных…

1.Организационный этап (1 минута)

- Добрый день, ребята! Зовут меня Е.Н., я учитель русского языка и литературы.

Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Вы, самые главные участники учебного занятия, готовы?

Тогда улыбнитесь!

Спасибо!

I стадия. Вызов (приёмы: кластер, проблемные вопросы). 10 минут.

2 этап. Актуализация имеющихся знаний (5 мин.)

- Вы учитесь в 7 классе и продолжаете изучать части речи, да?

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся части речи?

Самостоятельные, служебные (фиксируем на доске, стрелочки)

- А как вы отличаете самостоятельные части речи от служебных?

Служебные ч.р., в отличие от самост., не называют ни предметов, ни действий; не являются членами предложения. Но нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных оттенков.

- Хорошо, мы сейчас вспомнили, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных теоретически, а теперь предлагаю попробовать на практике отличить их.

- На доске даны слова.

- У вас в рабочих листах также эти слова есть - задание №1.

- Вам нужно эти слова разделить на группы. Будьте внимательны, если вам встретятся слова, которые вы не смогли отнести ни к одной из групп, запишите их отдельно.

- Один ученик идёт к доске, остальные работают самостоятельно в рабочих листах.

солнце и ух

высокий на ой-ой

хожу в ах

- Спасибо, присаживайтесь.

- Сверьте свои записи с тем, что у нас получилось на доске.

- У кого работа выполнена по-другому?

Ответы учеников, учитель на доске исправляет

Ещё варианты есть?

- Как называются эти слова?

Междометие (повесили табличку по центру доски)

- Запишите в рабочий лист 2, задание №2 по центру «междометие» - это будет отправной точкой нашего кластера. И сразу давайте договоримся, что все записи на доске вы фиксируете в своих рабочих листах.

3 этап. Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка цели и задач урока. (5 минут)

- На основании ключевого слова нашего кластера сформулируйте тему урока

Междометие как часть речи (записываем на доске)

- А теперь, исходя из темы урока, сформулируйте цели.

- На какие вопросы вы сегодня должны ответить? Проблема цель

Что такое междометие?

Как отличить междометие от других частей речи? (ставим вопрос на доске)

- Мы перед собой ставим цель: ответить на эти вопросы.

- Чтобы научиться отличать М. от других ч.р. , что мы должны о ней узнать?

Признаки

- А какие бывают признаки у частей речи?

задачи

1.Лексическое значение

2.Синтаксическая роль

3.Морфологические признаки

- Как мы назовём нашу запись?

План

II стадия. Осмысление (приёмы и методы: кластер, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, исследование по отдельным вопросам темы). 12 минут.

4 этап. Первичное усвоение новых знаний (4 минуты)

- Итак, план у нас есть, а это значит, что мы смело можем действовать.

- Вам предстоит выполнить задание №3 (Рабочий лист 1) , для того, чтобы ответить на поставленные вопросы.

- Вы должны проанализировать своё междометие и дать ответы на вопросы.

- Вопросов в задании №3 немного больше, чем мы с вами наметили, но пусть вас это не смущает.

- Каждой группе необходимо проанализировать одно междометие.

Слайд 2

1. Цыц, Васька, не мяукай громко!

2. Ух! Как захватывает дух.

3. Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Группа №1 анализирует междометие из первого предложения.

Группа №2 - междометие из второго предложения.

Группа №3 - междометие из третьего предложения.

- Сначала вы работаете самостоятельно

- Потом обмениваетесь мнениями в группе

- Определитесь, кто будет отвечать: один или все.

- Задание понятно? Приступили к работе.

Ученики анализируют М.

5 этап. Первичная проверка понимания (4 минуты)

- Готовы?

- Очень внимательно слушаем каждую группу, может быть у вас возникнет вопрос. Важно, чтобы отвечающий с выражением прочитал.

- Первая группа, пожалуйста.

Задание № 3.

Проанализируйте междометие, отвечая на вопросы.

  1. Междометие отвечает на какой-нибудь вопрос или не отвечает?

  1. Что выражает междометие?

  1. Междометие изменяется или не изменяется (если да, то объясните как)?

Является ли междометие каким-нибудь членом предложения (если да, то объясните каким)?

Отвечают:

Вторая группа

Третья группа

6 этап. Первичное закрепление (4 минуты)

-Ребята, вы сейчас провели маленькое исследование.

-А теперь нам нужно обобщить нашу работу.

- Итак, лексическое значение междометия. Что выражает междометие?

Эмоции и побуждение

- Обратите внимание, выражает эмоции, но не называет (записать).

- Отвечает ли М. на какой-нибудь вопрос?

Нет.

Синтаксическая роль?

Не является членом предложения (записать.)

- Морфологические признаки?

Не изменяется.

Итак, благодаря вашей работе у нас появились признаки междометия.

Прочитайте их ещё раз, есть ли дополнения?

Обратите внимание на экран.

Слайд 3

1.Караул! Помогите!

2.У Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве стоит почётный караул.

- Кто сможет прочитать вслух с выражением?

-Какой частью речи является слово «караул» в этих предложениях?

В 1-ом - это междометие.

Во 2-ом - сущ.

- Междометие «караул» от какой части речи произошло?

Какая мысль, идея возникла в голове?

Производные и непроизводные.

- А на доске междометия производные или непроизводные?

Куда мы поместим данную информацию (производные и непроизводные)?

В морфологические признаки.

III стадия. Рефлексия (приёмы и методы: кластер, ответы на поставленные вопросы, исследование по отдельным вопросам темы, работа с различными источниками информации). 12 минут.

7 этап. Рефлексия. Размышление, рождение нового знания (4 минуты)

Итак, программу минимум мы выполнили: признаки есть.

- Попробуйте, опираясь на признаки, объяснить, почему же междометие не относится ни к самостоятельным ч.р. ни к служебным.

Можно посовещаться в группе.

- Разделим наш вопрос на две половинки.

Почему М. не относится к самостоятельным ч.р.?

Нет вопроса, не является членом предложения.

Лексическое значение?

Выражает, но не называет.

Почему не служебные?

Не служат для связи слов в предложении.

-То есть М. выполняют другую функцию в предложении.

- Так, какая часть речи М.? Как бы вы её назвали?

Ответы

М.- это особая часть речи (подписываем в кластер).

- Ребята, мы можем убрать вопрос?

Да

- А зачем эта часть речи нужна?

Обошлись бы мы без этих «ох,ах»?

Помогают выразить чувства, побуждение

- А где мы можем употреблять междометия?

Сфера их употребления?

В разговорной речи и художественной литературе (записать).

- Ребята, посмотрите внимательно на наш кластер, всё ли с ним впорядке? (исправляем, добавляем стрелочки)

Постановка новых целей обучения (4 минуты)

-А сейчас предлагаю обратиться к различным источникам информации с целью убедиться, что мы определили признаки верно и найти новую информацию по теме урока. У вас на столах лежат учебники по русскому языку разных авторов, этимологический словарь. Работаете в парах.

- Заканчиваем.

- Итак, информация, которую мы разместили в кластере соответствует данным из ваших источников или нет?

- Что нового нашли?

- Звукоподражательные слова примыкают к М.

- 18 в. От лат. «брошенное между полнозначными словами».

- Пишутся через дефис в словах с повторяющейся основой.

- Знаки препинания: М,……

…,М,….

М!

- Ребята, мы сейчас только прикоснулись к вопросам: «дефис в междометиях», «знаки препинания при междометиях», а на втором уроке, изучения М., вы подробно разберёте эту тему.

8 этап. Первичный контроль (2 минуты)

- Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что такое М. на основе признаков.

Обсудите в группах.

М. - это особая часть речи, которая выражает чувства или побуждение к действию, но не называет их. Не отвечает ни на какие вопросы, не является членом предложения, не изменяется. М. делятся на производные и непроизводные.

Я хочу закончить наш с вами урок словами М. Цветаевой (2 минуты)

Емче органа и звонче бубна
Молвь - и одна для всех:
Ох, когда трудно, и ах, когда чудно,
А не дается - эх!

У вас на столах таблички, поднимите ту, которая соответствует вашим эмоциям на уроке.

Слайд 4

«Ах!» - когда чудно, и всё получилось.

«Ох» - было трудно, и остались вопросы.

«Эх!» - ничего не получил.

Я вам тоже отвечу.

Ах, как я рада, что у нас с вами состоялся диалог!

И боже, как я счастлива, что есть такие умные дети!

Оценки за урок (1 минута)

Вы работали в группах, поэтому оценки будут группам

9 этап. Домашнее задание (1 минута)

Рабочий лист 3

Выполните одно задание по выбору. Отправьте выполненную домашнюю работу учителю.

Елена Николаевна Горбатенко

Адрес электронной почты: [email protected]

Задание №1. Тест

1.Междометие - это

А) Самостоятельная часть речи

Б) Служебная часть речи

В) Особая неизменяемая часть речи

Г) Особая изменяемая часть речи

2.Укажите междометие, выражающее команду

А) Здравствуйте

Б) Айда

В) Не так

3.Укажите междометие, которое пишется через дефис

А) из (под)

Б) Ну ( и) ну

В) Ах (ах)

4.Укажите предложение, в котором производное междометие

А) О, какая ночь!

Б) Боже! Как я счастлива, что есть такие умные дети!

В) Ах, какая песня!

5. Укажите этикетное междометие

А) Браво

Б ) Марш

В) Чёрт побери

Г) Спасибо

Задание №2.

Сочинение - миниатюра на тему «Междометия - волшебные слова».

Слайд 5 Спасибо! Успехов в учёбе!


© 2010-2022