Доклад Изложение как средство развития речевой компетенции учащихся казахской школы

      В данной работе предлагается методика обучения изложению и его проведения, определяется роль письменной работы в развитии речевой компетенции учащихся казахских школ.        Выбор текста является важным вопросом. И здесь даются требования к текстам для письменных изложений известного автора многих научных работ, доктора педагогических наук М.Р.Львова.        Также в докладе есть разработка урока "Изложение по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", которая раскрывает тему рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изложение как средство развития речевой компетенции учащихся казахской школы.

ПЛАН : 1. Вступление.

2. Методика обучения изложению и его проведения.

3. Требования к текстам для письменных изложений.

4.Изложение по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1. Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся казахских школ. Оно является показателем прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области изучаемого языка. М.Р.Львов, доктор педагогичкских наук,профессор, особенно подчеркивает роль изложения как « упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты , написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми ,способствуют формированию правильных речевых навыков,очищают речь , повышают ее культуру, прививают художественный вкус , развивают языковое чутье».

2. Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работ: 1) воспроизведение прочитанного по вопросам ; 2) связный пересказ прочитанного ; 3) придумывание заглавий ; 4)составление плана к прочитанному ; 5) творческие работы по прочитанному.

Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в казахских классах с небольшим по объему и легких по содержанию прозаических произведений - рассказов и статей.

После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом , они уже с первых шагов приучатся выделять в тексте главное.

Восстановить в памяти текст помогают слова и выражения, значение которых учащиеся определяют вместе с учителем . Учитель ставит опорные слова и выражения по порядку их расположения в тексте.

После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в в содержании пересказа и изложения. Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но ,так же как и пересказ, изложение должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом. Целям обучения детей охватывть содержание прочитанного и его обобщать служит и составление плана. Навыки составления плана требуют умения обобщать в двух-трех словах основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к неозаглавленным текстам или к частям текста, нахрждение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием к части прочитанного рассказа. Не вызывает сомнения значение работы над планом для умственного развития детей: он учит детей производить анализ и синтез,обобщать и отделять главное от второстепенного и т. д. Значение плана и в том, что он ориентирует ученика , о чем из прочитанного следует сказать раньше, о чем позднее, о чем совершенно не следует говорить. И когда учитель предлагает рассказать прочитанное без помощи его вопросов, ученики переходят к пересказу по плану.

Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так, как это сделано в тексте.

3. Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся среднего звена самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие,есть определенный сюжет. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся : все слова ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в речи учащихся казахской школы.

Автор многих научных работ, доктор педагогических наук М. Р. Львов определяет требования к текстам, выбираемых для письменных изложений :

1.Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

2.Тексты должны быть более доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, образами, требующими сложного и длительного разъяснения.

3.Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети затем будут писать ? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением и пр. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложение после не более чем двукратного чтения. Когда рассказ прочитан, как уже говорилось выше, идет краткий разбор его содержания по вопросам учителя. При этом достаточно поставить перед детьми два-три вопроса, чтобы определить, все ли понятно им в рассказе. Затем под руководством учителя составляется план изложения, который записывается на доске. По плану устно составляют текст изложения и, наконец, пишут его.

4.Изложение по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

ЦЕЛИ : а) совершенствование навыков письменного пересказа связного текста;

б ) развивать разговорную речь и познавательную деятельность учащихся;

в) воспитывать интерес и любовь к классической музыке.

Т ИП УРОКА: урок развития речи.

ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедийный экран, проектор, ноутбук, слайды, запись симфонии « Утро » Э. Грига, плетеная корзина, рисунки с изображениями еловых шишек, высказывания великих музыкантов.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент.
Мобилизация внимания учащихся.


2.Слово учителя. Ребята ,согласны ли вы с достаточно широко распространённой точкой зрения, что классическая музыка скучна ,слишком серьёзна для современного слушателя.
В вашем возрасте многие с этим согласятся. Ведь вам нужна другая музыка . Молодёжная музыка. Её стиль подразумевает эмоциональное воздействие и соответствующее восприятие, всё то ,что свойственно молодости, - энергию, задор,озорство, заряд нерастраченных сил… Но такая музыка быстро надоедает, песни быстро стареют и их перестают слушать. Хиты появляются , как грибы после дождя, и так же быстро исчезают. Классическая же музыка - вечна! Вот что пишет Р.Армеев: « Пока существует мир, в нём будет звучать музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича. Та самая - серьёзная , классическая». Музыка раскрывает духовный мир человека, передаёт тончайшие оттенки чувств, вызывает радость, восхищение, воспитывает вкус на лучших произведениях классической музыки.


3.Первичное чтение текста изложения учителем : Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку - дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки .

- Как тебя зовут, девочка?- спросил Григ.

- Дагни Педерсен,-тихо ответила девочка.

Она ответила тихо не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига были добрые и смеялись.

- Вот беда! - сказал Григ. - Мне нечего тебе подарить. У меня ничего нет. Но я придумал: Дагни, я подарю тебе одну интересную вещь! Но только не сейчас , а лет через десять.

Дагни, узнав, что подарок надо ждать десять лет, чуть не заплакала от огорчения. А Григ продолжал:

- Понимаешь, Дагни, я делаю подарки только для взрослых.- Он погладил девочку по голове и пошёл в сторону моря.

Прошли годы . В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил её в город погостить к его сестре. Сестра лесника и её муж работали в театре, и Дагни часто ходила смотреть спектакли. Ей очень нравился театр.

Однажды тётя повела Дагни на концерт. Стояла тёплая июньская погода. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Девушке казалось, что она видит чудесные сны, один прекраснее другого.

Вдруг она вздрогнула от удивления и подняла глаза. Она услышала своё имя. Конферансье объявил:

- Сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Грига, посвящённая Дагни Педерсен, дочери лесника, по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. Сначала от волнения она ничего не слышала. Потом чудесные звуки проникли ей в сердце.

- Да! Это был её лес, её родина! Её горы, шум моря.

Дагни плакала,плакала от счастья, от благодарности.

Потом музыка стихла.Загремели аплодисменты. Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Она шла и думала:

- Он умер! Зачем! Если бы можно было увидеть его. Она бы обняла его, поцеловала и сказала: "Спасибо за то,что вы не забыли меня . За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек. Я тоже отдам жизнь людям, как отдали вы."


4.Работа со слайдами. Прослушивание симфонии Э.Грига «Утро».


5.Повторное чтение текста , вступительная беседа с учениками. Вопросы:
1) Что делала Дагни в лесу одна?
2) С кем она познакомилась в лесу ?
3) Сколько ей было лет, когда она познакомилась с композитором?
4) Почему девочка не испугалась незнакомого человека?
5) Почему Дагни пришлось ждать подарка 10 лет?
6) Сколько лет исполнилось Дагни, когда она поехала в город?
7) Куда любила ходить Дагни?
8) Какой подарок сделал ей Григ?
9) Что почувствовала Дагни, когда слушала музыку?
10) В какой фразе заключена основная мысль рассказа?


6. Физминутка.

Упражнение «Лобно-затылочная коррекция» ( помогает снять напряжение во время урока) улучшает мозговое кровообращение.

Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок. (Одновременно руками выполняются круговые движения в потивоположных направлениях.)

7. Определение значений непонятных слов и выражений:
Берген - название города
проводил - уақыт өткізді
собирала - терді
подарить - сый ету
интересная вещь - қызық зат
чуть не заплакала от огорчения - ренжігеннен жылайын деп қалды
для взрослых - үлкендер үшін
прошли годы - жылдар өтті
симфоническая музыка - симфониялық әуен
конферансье - концерт жүргізуші
плакать от счастья - бақыттан көзіне жас алу
обнять - құшақтау
не забыли меня - мені ұмытпадыңыз
открыли передо мной прекрасное - маған кереметті аштыңыз
отдам жизнь людям - өмірімді адамдарға арнаймын


8. Коллективное составление плана :
1) Знакомство в лесу.
2) Странное обещание.
3) Концерт в городском парке.
4) Долгожданный подарок.


9.Пересказ текста 1-2 учениками. Исправление речевых ошибок.


10.Самостоятельная работа.


11.Итоги урока . Инструктаж домашней работы.

ЛИТЕРАТУРА :

1.Львов М. Р. Методика обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1987.

2.Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.: Просвещение , 1975 - 256 с.

3.Русский язык и литература в казахской школе, 11/1991.

4.Основы методики преподавания русского языка в V - XI классах казахской школы/ Под общей редакцией проф. М. М. Копыленко. - Алма-ата: Мектеп, 1986.

5.Шакирова Л.З., Саяхова Л. Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе, - Л.: Просвещение,1987.



© 2010-2022