Урок литературы по теме Алые паруса Грина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок литературы в 7 классе

«Алые паруса Грина»

(по произведению А.С.Грина «Алые паруса»)


Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя А.С.Грина, чьи книги пробуждают романтическую душу подростка.

Задачи: 1) вызвать интерес к произведениям А.С.Грина;

2) развивать творческие способности учащихся;

3) воспитывать нравственные качества, такие как благородство, любовь к

близким, веру в любовь и мечту.

Оборудование: мультимедиа презентация «А.С.Грин»,

портрет А.С.Грина, рядом с портретом - ветка сосны в синей вазе;

иллюстрации к произведениям А.Грина и экслибрисы, выполненные

учащимися;

макет корабля «Секрет» (для инсценировки);

запись песни «Море, ты слышишь, море…» А.Зацепина.

Эпиграф к уроку:

  1. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен. (Д. Гранин)

На доске: феерия - театральное представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями и костюмами, световыми эффектами.

Подготовительная работа: учащиеся заранее прочитали текст феерии А.Грина «Алые паруса», подготовили творческие работы: экслибрисы и иллюстрации к произведению А.Грина.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с таинственной и загадочной страной - Гринландией.

Это удивительная страна. Каперна и Лисс, Гель-Гью и Покет, Зурбаган и Суан… От этих слов веет чем-то сказочным и таинственным. Перед нами откроется неведомый мир с его тревогами и заботами, любовью и ненавистью, с людьми сильными, мужественными, честными и добрыми.

А открыл эту страну удивительный писатель, человек нелёгкой судьбы, Александр Степанович Грин. (Обращаемся к портрету) Слайд 1.

Под портретом А.Грина - букет. Наш, северный, какой можно подарить дорогому человеку. Свежие смолистые веточки сосны в вазе из синего стекла. Зелень и синева… Зелень всех пинежских лесов, исхоженных писателем-романтиком в ссылке, и синева неба, а может быть, моря, такого далёкого и такого притягательного.

2. Рассказ о писателе (Можно поручить приготовить сообщение ученикам)

23 августа 1880 года в семье помощника управляющего пивным заводом в селе Слободском Вятской губернии Степана Евсеевича Гриневского, поляка, сосланного в Сибирь за участие в восстании 1863 года в Польше, родился сын Александр.( Слайд 2)

Вскоре семья переехала в Вятку. Когда Саше исполнилось 9 лет, его отдали в земское реальное училище, но учёбе он предпочитал приключенческие романы.

Мальчик был непоседливый, озорной. Учёба закончилась, когда он высмеял в стихах своих учителей и наставников. Пришлось доучиваться в городском 4-классном училище, которое он окончил в 1896 году.

Саша, забывая про всё на свете, читал запоем произведения русских и зарубежных писателей. Узкогрудый, худой, нескладный, он часто подвергался насмешкам, на которые отвечал дерзостью и непослушанием. За это его часто сурово наказывали. Никто не мог понять Александра, и он рос скрытным, неистовым мечтателем. Ему было одиноко в семье. Мать он потерял в 13 лет, она умерла от чахотки.

Так уж получилось, что первым словом, которое он произнёс, было слово «море». И море, как магнит, потянуло Сашу к себе. После многих невзгод он отправился в Одессу и с большим трудом устроился учеником матроса на пароход «Платон». Побывал в Севастополе, Ялте, Феодосии, Поти, Батуми. Позднее на парусной шхуне проплыл от Одессы в Херсон, а весной 1897 года матросом на пароходе «Цесаревич» попал даже в заграничное плавание - через проливы в Египет, в Александрию.

(Звучит песня А.Зацепина «Море, ты слышишь, море..»)

Александр не был крепким физически и понял, что больше не выдержит. Вернулся домой, но без моря жить уже не мог. Вскоре отправился в Баку, где брался за любую, даже самую тяжёлую и грязную работу, часто голодал, спал на улице, перебивался случайными заработками. И опять голод, нищета и жестокая лихорадка заставили его вернуться домой. Однако, едва окрепнув, он пешком отправился на Урал.

Это был канун революции 1905 года. Бурные события тех лет увлекли и Гриневского. Он активно включился в борьбу. За революционную пропаганду его посадили в тюрьму. По приговору суда Гриневский был осуждён на 10 лет ссылки в отдалённые места Сибири. От высылки его освободила революция 1905 года. Вскоре его опять арестовали, но ему удалось бежать. С чужим паспортом он приехал в Петербург. Здесь он начинает писать. Первое его произведение появилось отдельной брошюрой с инициалами А.С.Г., называлось оно «Заслуга рядового Пантелеева». В 1907 году вышли его рассказы под псевдонимом А.Грин. Так и остался он в литературе Грином, так подписывал все свои произведения и даже письма. ( Слайды 3,4)

Учитель дополняет:

-Для нас с вами, северян, этот писатель интересен ещё и тем, что его творчество связано с нашим северным краем. В 1910 году А.Грин был арестован за проживание по чужому паспорту, отправлен в архангельскую пересыльную тюрьму, а затем в ссылку на Пинежье, потом на Кегостров.

На Пинеге им написаны такие рассказы, как «Жизнь Гнора», «Сто вёрст по реке», «Зимняя сказка» и другие.

Период архангельской ссылки Грин называл «одной из интереснейших страниц жизни». Его очаровала северная природа с её рассветами и закатами, туманами и хвойными лесами, ярким звёздным небом и пургой, его потрясла красота белых ночей. И люди сильные, мужественные, нравственно чистые.

3. Чтение отрывка из повести А.Грина «Таинственный лес»

(Учитель читает отрывок из повести Грина «Таинственный лес», которому сам Грин дал название «Охотник и петушок», где, как писал автор, «изображена природа Пинежского уезда Архангельской губернии»).

Лес становился холмистее, светлее и реже, дорога шла вверх, потом, обогнув круглую луговую пустошь, на зелени которой островками пестрели лиловый аконит, рябой щавель и по белым песочным россыпям - лопушиный лист земляных орехов, падала круто вниз по густому хвощу, к сияющей глубине воды. Отсюда начинались озёра, площадью равные четырём Петербургам, гигантское скопище воды, полной рыбы и птицы.

…Опасной глухой прелестью дышали эти места. Тушин изучил их не сразу: долгое время страшно похожие друг на друга каймы тростниковых зарослей, подымающиеся из воды бесчисленные лесистые холмы и спрятанные зеленью озёрной проливы кружили ему до утомления и испуга голову, но он присмотрелся к ним, изучил приметы - и двигался теперь безопасно.

Вода, прозрачная, и на четырёхсаженной глубине казалась зеленоватым продолжением воздуха. Коричневое дно ясно, во всех мелких подробностях, выступало сквозь озарённую полднем глубь, мелкие раковины, галька, что-то похожее на рассыпанную чёрную крупу, раки, запавший у берегов хворост, резко освещённый в воде солнцем, были отчётливы - казалось, стоит протянуть руку и взять их. Тростниковые плавни выходили наверх аршинной в вышину зеленью. Рыба, проходя под лодкой, напоминала птицу в кустарниках.

Тушин повернул в длинный, заросший хвощом пролив. Куакая, поднялись кроншнепы, резкий полёт их осенил воду нервным трепетом крыльев. Шумно рванувшись, полетели, огибая похожий на замок остров, чёрно-белые турпаны, узкоглазая гагара, издали высмотрев человека, закричала ребячьим плачем и скрылась. По берегам засуетились дрозды; трясогузки, прыгая на полусгнивших в воде стволах, усиленно трясли хвостиками. На лодке плыл человек, птицы негодовали.

Тушин не трогал лежащего перед ним ружья. Он ехал, грустно осматриваясь и в раздумье кивая головой, с душой, полной чуждых людской жизни звуков, внимательно слушая предупреждающий крик сторожевой птицы и возражения на него со стороны пернатых, которые, не видя ещё человека, занимались флиртом или едой. В конце пролива маленькая ручеёк-речка беззвучно соединялась с озером; в устье, поросшем ивой, заполоскавшись, шмыгнула выдра; мордочка её, удаляясь вверх по течению, пристально смотрела на Тушина. Охотник вздрогнул, поднял и вновь опустил ружьё: сегодня зверь имел право жить рядом с ним, не боясь смерти. Медлительные красноклювые чайки, грустно крича, играли с голубым воздухом; на середину озера, касаясь рогами спины, выплыл лось, заметил человека и скрылся за лесом; водяная крыса чёрной точкой ползла наперерез лодке; вдали, маленькие, как комары, снялись лебеди.

-Да уж не бойтесь,- сказал Тушин, смотря им вслед,- мне и плыть лень.1

Вопрос для учащихся:

- Какой увидел писатель-романтик северную природу? Почувствовали ли вы её сказочную красоту и магнетическую притягательность?

Учитель продолжает:

- В Петербурге, куда Грин прибывает в 1916 году, он познакомился с Блоком и Маяковским. Здесь, в доме искусств, читал он свою феерию (значение слова на доске), самое прославленное произведение «Алые паруса». (Слайды 5, 6)

-Кажется, вот-вот «Секрет» подойдёт к Каперне. С борта корабля звучит удивительная музыка. Навстречу своему счастью спешит прямо по воде Ассоль, которая столько лет жила ожиданием этой встречи. «Секрет» разворачивается, алые паруса медленно исчезают в море…

Куда плывут алые паруса? (Слайд 7)

Отправимся вслед за ними. И нам не придётся пожалеть об этом, потому что алые паруса ведут в Гринландию, страну добра и чудес.

4. Вопросы для учащихся:

-Почему в Каперне не любили Лонгрена и Ассоль? Какими они были?

-Как воспитывалась Ассоль?

-Найдите и прочитайте, как выглядела Ассоль. Что же «особенное» почувствовал Эгль в маленькой Ассоль?

5. Инсценирование эпизода из произведения «Алые паруса» -

встреча Ассоль с волшебником Эглем

(Бьют склянки. Выходит человек, он рассматривает маленькую яхту с алыми парусами, немного поодаль от него стоит бедно одетая девочка с корзинкой. Это Эгль и Ассоль. Они ведут разговор.)

Ассоль (глядя на Эгля, несмело). Теперь отдай мне. Ты уже поиграл. Ты как поймал её?

Эгль (вздрогнув от неожиданности). Это что-то особенное. Слушай-ка ты, растение! Это твоя штука?

Ассоль. Да, я за ней бежала по всему ручью: я думала, что умру. Она была тут?

Эгль. У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трёхвершковым валом (отдаёт игрушку). Как тебя зовут, крошка?

Ассоль. Ассоль. (Прячет игрушку в корзинку)

Эгль. Это хорошо. Я занимался, сидя на камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов… как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты…Такая, как есть. Я, милая, в душе поэт, хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?

Ассоль. Лодочки, потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.

Эгль. Отлично. Тебя послали продать. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?

Ассоль (недоверчиво). Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

Эгль. Я это знал.

Ассоль. А как же?

Эгль. Потому что я самый главный волшебник! Тебе нечего бояться меня. Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок, не поют песен. Не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля движется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот корабль. На берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая, а ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, вся в коврах и золоте, поплывёт от неё лодка. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести тебя навсегда в своё царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что ты пожелаешь. Жить мы с тобой будем дружно и весело». Он посадит тебя в лодку и перевезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Ассоль(тихо, зачарованно). Это всё мне? Может быть, он уже пришёл…тот корабль?

Эгль. Не так скоро, сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом…Что говорить? Это будет и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Ассоль. Я? ( поспешно) Я бы его любила. Если он не дерётся.

Эгль. Нет, не будет драться, не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что я тебе сказал. Иди. Да будет мир твоей пушистой голове!2

(Снова бьют склянки.)

6. Беседа по вопросам:

-Сдержал ли Грин вместе с волшебником Эглем слово?

-Расскажите, как произошла встреча Грэя и Ассоль.

-Есть ли что-то общее в натурах Грэя и Ассоль?

-Прочитайте заключительную часть повести от слов «Она вздрогнула, откинулась, замерла…» до слов «В них было всё лучше человека»

-Почему паруса алые?

-Можно ли назвать произведение Грина сказкой? Почему?

-Согласны ли вы с утверждением, что книги этого писателя следует читать только молодым? Почему?

7. Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного писателя Д.Гранина: «Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен».

-Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

8. Заключительное слово

«Алые паруса» - сказка о воплощении мечты в жизнь, о том, как добрая воля человека превратила мечту в счастье - в счастье реальное. И Ассоль, и Грэй, да и многие герои Грина - чистые, верные, благородные люди, которые живут светлой мечтой, всегда верят в добро, в чудо. «Есть такие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем».

Действительно, каждый способен на такие простые, но очень нужные чудеса. А ведь - как жаль! - далеко не всегда мы это понимаем: порой слишком поздно, а иногда это остаётся неоткрытым. А вот у Грина почти все герои способны на такие чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Гринландия - страна людей сильных и мужественных, благородных и добрых, готовых на подвиг ради друзей, умеющих по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда. (Слайд 8)

9. Домашнее задание

Прочитать произведение А.Грина «Бегущая по волнам». Ответить на вопрос: почему не состоялось счастье Гарвея и Биче Сениэль?

Использованная литература:

Грин А.С.Блистательный мир.- М.,»Молодая гвардия», 1980

Грин А.С. «Алые паруса». М., «Советская Россия», 1980

Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008

Ковский В. «Романтический мир Александра Грина».-М., «Наука», 1964

Скепнер Л.С. «Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников». Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002

Примечания:

1.Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008.-с.114-115

2. Барскова Н «Алые паруса Грина».- Ж. «Вожатый». №7, 1980, с.53


© 2010-2022