- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме Собирательные числительные
Конспект урока русского языка по теме Собирательные числительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Худякова Ю.Н. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока русского языка в 6 «А» классе
"Собирательные числительные"
Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательных числительных; научить правильно употреблять их в речи.
Обучающий аспект: обучать умению отличать собирательные числительные от других количественных числительных; правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными.
Развивающий аспект: развивать умение слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.
Воспитательный аспект: воспитывать нравственный потенциал учащихся через умение слушать и слышать.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте. Садитесь.
Я рада вновь видеть вас на очередном уроке русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть интересным и увлекательным.
- Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
В ходе работы на уроке вы имеете возможность заработать определенное количество баллов и получить оценку. Я вам предлагаю за каждое выполненное задание на полях тетради выставлять набранное количество баллов. Максимум за урок вы можете набрать 32 балла и сами определить свою оценку.
2. Орфографическая пятиминутка. Словарный диктант с картинками.
- Первое задание, за которое вы можете заработать 8 баллов.
Составьте словосочетания по картинкам и запишите их:
Слайды 1-5
48 апельсинов, 52 пенала, 17 мячей, 80 груш, 700 бананов, 11 яблок, 40 ручек, 237 книг.
А теперь проверьте себя. Ответы вы видите на слайде. Слайд 6
- Ребята, склонение какого числительного отличается от остальных? В чем особенность склонения данного числительного? (числительное сорок при склонении имеет две формы)
- Почему данное числительное носит такое название, нам расскажет …
«Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Слайд 7 Таким образом, сорокъ - сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок».
3. Актуализация знаний
- Следующее задание. Распределите числительные, которые вы видите на слайде (слайд 8), по группам (в зависимости от значения). Запишите их в 2 столбика, столбики озаглавьте.
Пять, одиннадцать, девятнадцатый, шестьдесят, второй, семеро, сто седьмой, три, миллион, тысяча девятьсот пятый
- Какие группы у вас получились? (количественные и порядковые числительные) Слайд 9
Кто выполнил верно, поставьте себе на полях 2 балла.
4. Постановка учебной задачи.
- Все ли числительные вы выписали? Почему?
- К какой группе близко данное числительное? Почему?
- Что отличает данное числительное от количественных числительных?
(количественные обозначают целое число, количество предметов, а числительное семеро- количество предметов как одно целое)
- Кто догадался, как называются такие числительные?
- Думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Собирательные числительные) Слайд 10
Запишите ее в тетрадь.
- Давайте подумаем, какие новые знания должны получить на уроке? Какова цель нашего урока?
(познакомиться, что обозначают собирательные числительные; как образуются; с какими существительными сочетаются; как изменяются; в чем особенность употребления числительных оба-обе) Слайд 11
- На какой из этих вопросов вы уже можете ответить? (собирательные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое)
- А на остальные вопросы мы с вами ответим в течение урока.
5. «Открытие нового знания»
- Посмотрите на слайд (Слайд 12)и расскажите, как образуются собирательные числительные:
Два мальчика дво[й,]е мальчиков
Пять мальчиков пятеро мальчиков
- Определите способ словообразования.
- Как вы думаете, много ли собирательных числительных в русском языке? Попробуем образовать их. (9) К собирательным числительным относятся слова ОБА и ОБЕ.
- Посмотрите на следующий слайд (Слайд 13). Поработайте в парах. Среди пословиц и поговорок найдите те, где есть собирательные числительные. Запишите эти пословицы.
- Какие пословицы записали? Поставьте на полях столько баллов, сколько пословиц записали.
(1-3 балла)
Физкультминутка
-
1 учебная задача (проблема)
- Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.
Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло?
- Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла? (Настя хотела подчеркнуть безграмотность Антона).
-Что значит слово «грамотей»? («грамотный человек», слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)
-Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?
- Важно ли уметь, правильно употреблять в речи собирательные числительные?
- А сейчас откройте параграф 113 и подготовьтесь рассказать, с какими существительными употребляются собирательные числительные.
- Расскажите об этом друг другу.
- В чем была ошибка Антона?
Работа с учебником «Практика»
- Откройте учебник на стр.182, упр. 490. Вы видите схему употребления собирательных числительных. Какой случай употребления не указан в параграфе? С чем еще могут употребляться собирательные числительные? (с личными местоимениями и существительными, обозначающими детей)
- На какой вопрос, прозвучавший в начале урока, мы смогли ответить?
- Сделайте вывод, с какими существительными употребляются собирательные числительные.(Слайд 14)
«Первичное» закрепление
- Прочитайте задание к упр. 491, поработайте в парах. Поднимите руку, кто знает, как выполнять.
Запишите. Один учащийся работает у доски. Проверка. Поставьте себе столько баллов, сколько словосочетаний составили. (1-3 балла)
-
2 учебная задача (проблема)
-На следующем слайде (Слайд 15) рассмотрите внимательно таблицу. Сделайте вывод о том, какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах (собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн. числе)
«Первичное» закрепление
- Просклоняйте словосочетание семеро волчат, выделите окончания собирательного числительного. Проверка. (3 балла, если выполнено верно, 2 балла - 1 ошибка, 1 балл - 2 ошибки)
-На какой вопрос дали ответ? (Слайд 16)
-
3 учебная задача (проблема)
- Какой последний вопрос должны решить? В чём особенность употребления собирательных числительных ОБА, ОБЕ?
- Давайте рассмотрим таблицу и сделаем вывод. (Слайд 17)
- Так в чём особенность употребления числительных оба и обе?
«Первичное» закрепление
- Выполните упражнение №1 на карточке.
Задание: Вставьте в нужном падеже числительные ОБА, ОБА
-
Копать ... руками.
-
На … стенах висели карты.
-
… девочек не было в музее.
-
Вязать …. спицами.
-
… пятиклассников приняли в команду.
Проверка (5 баллов)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.
1) - Используя полученные знания, выполните Упражнение №2.
- Прочитайте задание. Какие умения вам необходимы для выполнения упражнения?
Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться
с собирательным числительным.
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)
Проверка. (Слайд 18) Поставьте количество баллов. (1-8 баллов)
2) - Выполните тестовое задание. Ответы запишите в столбик.
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные
Н) пятнадцать, второй, семеро
О) двое, шестеро, семеро
П) трое, три, четверо
2. Найди ошибку:
Р) семеро козлят
С) четверо друзей
Т) пятеро девчат
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:
К) двое подруг
Л) двое котят
М) двое манекенщиц
4. Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:
Ж) на обоих журналах;
З) на обоих берегах;
И) обоим подругам
5. Выбери правильный вариант.
Ц) Двое лошадей скакали во весь опор.
Ч) Две лошади скакали во весь опор.
6. Найди правильное сочетание:
Н) в обоих томах
О) двое кошек
П) двенадцатеро первоклассников
7. Найдите собирательное числительное.
О) трое
П) тройка
Р) двести пятьдесят пять
Проверка. Прочитайте слово, которое у вас получилось. Кто нашел ошибку?
7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Подведем итоги урока. (Слайд 19). Продолжите предложения.
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Мы умеем правильно….
Полученные знания нам помогут….
Посчитайте количество баллов на полях тетради.
29-32 «5»
23-28 «4»
17-22 «3»
8. Домашнее задание
Параграф 113, П№ 492 или № 498(II), составить тест из 5 вопросов
5