Конспект урока русского языка по теме Собирательные числительные

Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные" - это первый урок по теме "Собирательные числительные", 7 урок по теме "Имя числительное". На данном уроке обучающиеся познакомятся с разрядом собирательных числительных, научатся правильно употреблять их в речи, узнают какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах, а также в чем особенность употребления слов оба или обе. При построении урока использован системно-деятельностный подход. В ходе урока обучающи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока русского языка в 6 «А» классе

"Собирательные числительные"

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательных числительных; научить правильно употреблять их в речи.

Обучающий аспект: обучать умению отличать собирательные числительные от других количественных числительных; правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными.

Развивающий аспект: развивать умение слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.

Воспитательный аспект: воспитывать нравственный потенциал учащихся через умение слушать и слышать.

Ход урока


1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте. Садитесь.

Я рада вновь видеть вас на очередном уроке русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть интересным и увлекательным.

- Откройте тетради, подпишите число и классная работа.

В ходе работы на уроке вы имеете возможность заработать определенное количество баллов и получить оценку. Я вам предлагаю за каждое выполненное задание на полях тетради выставлять набранное количество баллов. Максимум за урок вы можете набрать 32 балла и сами определить свою оценку.

2. Орфографическая пятиминутка. Словарный диктант с картинками.

- Первое задание, за которое вы можете заработать 8 баллов.

Составьте словосочетания по картинкам и запишите их:

Слайды 1-5

48 апельсинов, 52 пенала, 17 мячей, 80 груш, 700 бананов, 11 яблок, 40 ручек, 237 книг.

А теперь проверьте себя. Ответы вы видите на слайде. Слайд 6

- Ребята, склонение какого числительного отличается от остальных? В чем особенность склонения данного числительного? (числительное сорок при склонении имеет две формы)

- Почему данное числительное носит такое название, нам расскажет …

«Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Слайд 7 Таким образом, сорокъ - сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок».

3. Актуализация знаний

- Следующее задание. Распределите числительные, которые вы видите на слайде (слайд 8), по группам (в зависимости от значения). Запишите их в 2 столбика, столбики озаглавьте.

Пять, одиннадцать, девятнадцатый, шестьдесят, второй, семеро, сто седьмой, три, миллион, тысяча девятьсот пятый

- Какие группы у вас получились? (количественные и порядковые числительные) Слайд 9

Кто выполнил верно, поставьте себе на полях 2 балла.

4. Постановка учебной задачи.

- Все ли числительные вы выписали? Почему?

- К какой группе близко данное числительное? Почему?

- Что отличает данное числительное от количественных числительных?

(количественные обозначают целое число, количество предметов, а числительное семеро- количество предметов как одно целое)

- Кто догадался, как называются такие числительные?

- Думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Собирательные числительные) Слайд 10

Запишите ее в тетрадь.

- Давайте подумаем, какие новые знания должны получить на уроке? Какова цель нашего урока?

(познакомиться, что обозначают собирательные числительные; как образуются; с какими существительными сочетаются; как изменяются; в чем особенность употребления числительных оба-обе) Слайд 11

- На какой из этих вопросов вы уже можете ответить? (собирательные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое)

- А на остальные вопросы мы с вами ответим в течение урока.

5. «Открытие нового знания»

- Посмотрите на слайд (Слайд 12)и расскажите, как образуются собирательные числительные:

Два мальчика дво[й,]е мальчиков

Пять мальчиков пятеро мальчиков

- Определите способ словообразования.

- Как вы думаете, много ли собирательных числительных в русском языке? Попробуем образовать их. (9) К собирательным числительным относятся слова ОБА и ОБЕ.

- Посмотрите на следующий слайд (Слайд 13). Поработайте в парах. Среди пословиц и поговорок найдите те, где есть собирательные числительные. Запишите эти пословицы.

- Какие пословицы записали? Поставьте на полях столько баллов, сколько пословиц записали.

(1-3 балла)

Физкультминутка


  • 1 учебная задача (проблема)

- Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.

Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

- Как вы считаете, что произошло?

- Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла? (Настя хотела подчеркнуть безграмотность Антона).

-Что значит слово «грамотей»? («грамотный человек», слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)

-Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?

- Важно ли уметь, правильно употреблять в речи собирательные числительные?

- А сейчас откройте параграф 113 и подготовьтесь рассказать, с какими существительными употребляются собирательные числительные.

- Расскажите об этом друг другу.

- В чем была ошибка Антона?

Работа с учебником «Практика»

- Откройте учебник на стр.182, упр. 490. Вы видите схему употребления собирательных числительных. Какой случай употребления не указан в параграфе? С чем еще могут употребляться собирательные числительные? (с личными местоимениями и существительными, обозначающими детей)

- На какой вопрос, прозвучавший в начале урока, мы смогли ответить?

- Сделайте вывод, с какими существительными употребляются собирательные числительные.(Слайд 14)

«Первичное» закрепление

- Прочитайте задание к упр. 491, поработайте в парах. Поднимите руку, кто знает, как выполнять.

Запишите. Один учащийся работает у доски. Проверка. Поставьте себе столько баллов, сколько словосочетаний составили. (1-3 балла)


  • 2 учебная задача (проблема)

-На следующем слайде (Слайд 15) рассмотрите внимательно таблицу. Сделайте вывод о том, какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах (собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн. числе)

«Первичное» закрепление

- Просклоняйте словосочетание семеро волчат, выделите окончания собирательного числительного. Проверка. (3 балла, если выполнено верно, 2 балла - 1 ошибка, 1 балл - 2 ошибки)

-На какой вопрос дали ответ? (Слайд 16)

  • 3 учебная задача (проблема)

- Какой последний вопрос должны решить? В чём особенность употребления собирательных числительных ОБА, ОБЕ?

- Давайте рассмотрим таблицу и сделаем вывод. (Слайд 17)

- Так в чём особенность употребления числительных оба и обе?

«Первичное» закрепление

- Выполните упражнение №1 на карточке.

Задание: Вставьте в нужном падеже числительные ОБА, ОБА

  • Копать ... руками.

  • На … стенах висели карты.

  • … девочек не было в музее.

  • Вязать …. спицами.

  • … пятиклассников приняли в команду.

Проверка (5 баллов)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

1) - Используя полученные знания, выполните Упражнение №2.

- Прочитайте задание. Какие умения вам необходимы для выполнения упражнения?

Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться

с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).

Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).

Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)

Проверка. (Слайд 18) Поставьте количество баллов. (1-8 баллов)

2) - Выполните тестовое задание. Ответы запишите в столбик.

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные

Н) пятнадцать, второй, семеро

О) двое, шестеро, семеро

П) трое, три, четверо

2. Найди ошибку:

Р) семеро козлят

С) четверо друзей

Т) пятеро девчат

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

К) двое подруг

Л) двое котят

М) двое манекенщиц

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:

Ж) на обоих журналах;

З) на обоих берегах;

И) обоим подругам

5. Выбери правильный вариант.

Ц) Двое лошадей скакали во весь опор.

Ч) Две лошади скакали во весь опор.

6. Найди правильное сочетание:

Н) в обоих томах

О) двое кошек

П) двенадцатеро первоклассников

7. Найдите собирательное числительное.

О) трое

П) тройка

Р) двести пятьдесят пять

Проверка. Прочитайте слово, которое у вас получилось. Кто нашел ошибку?

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Подведем итоги урока. (Слайд 19). Продолжите предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

Посчитайте количество баллов на полях тетради.

29-32 «5»

23-28 «4»

17-22 «3»

8. Домашнее задание

Параграф 113, П№ 492 или № 498(II), составить тест из 5 вопросов

5

© 2010-2022