Статья Интерактивные методы обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Интерактивные методы обучения

на уроках русского языка и литературы».

Кузнецова Алла Николаевна

Латинская приставка «inter» означает «между», а латинское слово «activus» - деятельный. Сложим, получится деятельность между... Таким образом, интерактивные методы обучения - это методы, предполагающие деятельность учащихся в парах, группах, командах, рядах и т.п.

В условиях парной работы дети получают возможность высказывать свою точку зрения партнёру и лишь после этого «озвучивать» её перед классом. Работа в парах способствует развитию навыков общения, умений критически мыслить, высказываться, убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Приведём примеры таких методов обучения на уроках языка

Деятельность в парах:

- составление диалога на заданную тему;

- обсуждение рисунков с изображением различных бытовых сцен, с последующим составлением устного диалога;

- составление плана текста, определение его темы, микротем;

- работа со словарём, анализ словарной статьи;

- «Отгадай кроссворд» (обмен кроссвордами);

- диктант-миниатюра с взаимопроверкой;

- взаимопроверка домашнего задания, словарного диктанта;

- «Дополни пословицу» (один называет начало пословицы, другой продолжает её).

Деятельность в группах:

- составление поговорок или просто предложений из разрозненных слов (Язык, Киева, доведёт, до);

- составление лингвистической сказки по образцу;

- восстановление текста (вставить слова в текст);

- рассказ по цепочке (описывая картину, например);

- творческое изложение (дополнить текст, а потом сравнить его с авторским);

- редактирование предложений;

- составление словарного диктанта по теме.

Деятельность в командах или рядах:

- устный полилог (4-5 человек, несколько фраз) в соответствии с ситуацией общения;

- работа с прозаическим текстом (добавьте в текст прилагательные, стараясь сделать его ярким, интересным; коллективная работа по выбору наиболее удачных эпитетов);

- игра «Хлопаем в ладоши» (например, хлопаем в ладоши, если в слове есть Ь);

- составление текста на определённую тему с использованием опорных слов;

- один выдвигает тезис, а команда или ряд подбирает к нему аргументы (при изучении рассуждения).

Не менее интересной может быть и работа в группах на уроках литературы.

Технология работы такова: каждая группа должна выполнить задание и огласить результаты работы всей группы. Правила, которые помогут учащимся организовать свою работу, следующие:

  1. быстро распределить роли в группе;

  2. начинать высказываться сначала по желанию, потом по очереди;

  3. придерживаться одного из правил активного слушания, главное: не перебивать друг друга;

  4. обсуждать точки зрения, а не учащихся, которые их высказывают;

  5. воздержаться от оценок и обид в адрес участников группы;

  6. стремиться достичь в группе общего мнения, хотя в некоторых случаях у членов группы может быть особое мнение, и оно имеет право на существование.

Роли в группе:

Спикер (руководитель группы):

- зачитывает задания или вопросы группе;

- организует порядок выполнения;

- предлагает участникам группы высказаться по очереди;

- привлекает членов группы к работе;

- подводит итоги работы;

- с согласия группы подбирает выступающего.

Секретарь:

- ведёт кратко и разборчиво записи результатов работы группы;

- имеет право высказать точку зрения группы при подведении итогов или оказать помощь выступающему.

Наблюдатель:

- следит за временем;

- привлекает членов группы к работе.

Выступающий:

- чётко освещает точку зрения группы по теме;

- докладывает о результатах работы группы.

Приведём примеры:

1. Исследовательская работа в группе.

Сказка называется «Василиса Прекрасная». Найдите в содержании сказки подтверждение эпитету «прекрасная» и поразмышляйте, в каком значении оно употреблено в названии.

2. Цитатный пересказ произведения в группе.

3. Разметка произведения по эпизодам, составление «сценария» в группе.

4. Литературный кроссворд (обмен ими, домашнее задание, в парах).

5. Составление плана сказки в группе.

6. Проблемный вопрос.

«Сказка о мёртвой царевне» рассказывает об истинной и мнимой красоте. Кто из героев по-настоящему красив? В чём проявляется эта красота?

7. Как можно было бы инсценировать сказку? Группа сценаристов, группа костюмеров, группа декораторов, группа чтецов.

8. Домашнее задание по группам:

- как Андерсен относится к своей героине?

- можно ли сказать, что Андерсен, как и Пушкин, обращает внимание на проблему внутренней и внешней красоты?

- расчёт или любовь делают нас сильными? Приведите примеры из сказки.

9. «Интервью», «микрофон» (подведение итогов).

10. Рассказ о герое по «цепочке».



© 2010-2022