- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Интерактивные методы обучения
Статья Интерактивные методы обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова А.Н. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Интерактивные методы обучения
на уроках русского языка и литературы».
Кузнецова Алла Николаевна
Латинская приставка «inter» означает «между», а латинское слово «activus» - деятельный. Сложим, получится деятельность между... Таким образом, интерактивные методы обучения - это методы, предполагающие деятельность учащихся в парах, группах, командах, рядах и т.п.
В условиях парной работы дети получают возможность высказывать свою точку зрения партнёру и лишь после этого «озвучивать» её перед классом. Работа в парах способствует развитию навыков общения, умений критически мыслить, высказываться, убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Приведём примеры таких методов обучения на уроках языка
Деятельность в парах:
- составление диалога на заданную тему;
- обсуждение рисунков с изображением различных бытовых сцен, с последующим составлением устного диалога;
- составление плана текста, определение его темы, микротем;
- работа со словарём, анализ словарной статьи;
- «Отгадай кроссворд» (обмен кроссвордами);
- диктант-миниатюра с взаимопроверкой;
- взаимопроверка домашнего задания, словарного диктанта;
- «Дополни пословицу» (один называет начало пословицы, другой продолжает её).
Деятельность в группах:
- составление поговорок или просто предложений из разрозненных слов (Язык, Киева, доведёт, до);
- составление лингвистической сказки по образцу;
- восстановление текста (вставить слова в текст);
- рассказ по цепочке (описывая картину, например);
- творческое изложение (дополнить текст, а потом сравнить его с авторским);
- редактирование предложений;
- составление словарного диктанта по теме.
Деятельность в командах или рядах:
- устный полилог (4-5 человек, несколько фраз) в соответствии с ситуацией общения;
- работа с прозаическим текстом (добавьте в текст прилагательные, стараясь сделать его ярким, интересным; коллективная работа по выбору наиболее удачных эпитетов);
- игра «Хлопаем в ладоши» (например, хлопаем в ладоши, если в слове есть Ь);
- составление текста на определённую тему с использованием опорных слов;
- один выдвигает тезис, а команда или ряд подбирает к нему аргументы (при изучении рассуждения).
Не менее интересной может быть и работа в группах на уроках литературы.
Технология работы такова: каждая группа должна выполнить задание и огласить результаты работы всей группы. Правила, которые помогут учащимся организовать свою работу, следующие:
-
быстро распределить роли в группе;
-
начинать высказываться сначала по желанию, потом по очереди;
-
придерживаться одного из правил активного слушания, главное: не перебивать друг друга;
-
обсуждать точки зрения, а не учащихся, которые их высказывают;
-
воздержаться от оценок и обид в адрес участников группы;
-
стремиться достичь в группе общего мнения, хотя в некоторых случаях у членов группы может быть особое мнение, и оно имеет право на существование.
Роли в группе:
Спикер (руководитель группы):
- зачитывает задания или вопросы группе;
- организует порядок выполнения;
- предлагает участникам группы высказаться по очереди;
- привлекает членов группы к работе;
- подводит итоги работы;
- с согласия группы подбирает выступающего.
Секретарь:
- ведёт кратко и разборчиво записи результатов работы группы;
- имеет право высказать точку зрения группы при подведении итогов или оказать помощь выступающему.
Наблюдатель:
- следит за временем;
- привлекает членов группы к работе.
Выступающий:
- чётко освещает точку зрения группы по теме;
- докладывает о результатах работы группы.
Приведём примеры:
1. Исследовательская работа в группе.
Сказка называется «Василиса Прекрасная». Найдите в содержании сказки подтверждение эпитету «прекрасная» и поразмышляйте, в каком значении оно употреблено в названии.
2. Цитатный пересказ произведения в группе.
3. Разметка произведения по эпизодам, составление «сценария» в группе.
4. Литературный кроссворд (обмен ими, домашнее задание, в парах).
5. Составление плана сказки в группе.
6. Проблемный вопрос.
«Сказка о мёртвой царевне» рассказывает об истинной и мнимой красоте. Кто из героев по-настоящему красив? В чём проявляется эта красота?
7. Как можно было бы инсценировать сказку? Группа сценаристов, группа костюмеров, группа декораторов, группа чтецов.
8. Домашнее задание по группам:
- как Андерсен относится к своей героине?
- можно ли сказать, что Андерсен, как и Пушкин, обращает внимание на проблему внутренней и внешней красоты?
- расчёт или любовь делают нас сильными? Приведите примеры из сказки.
9. «Интервью», «микрофон» (подведение итогов).
10. Рассказ о герое по «цепочке».