Работа с текстом на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный
университет имени М.А. Шолохова»

Экономико-технологический колледж

(на правах факультета)


Методический доклад

на тему: «Работа с текстом на уроках

русского языка и литературы»





Подготовил преподаватель

Скрабатун И.С.










Москва

2014



Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Пользоваться им нужно умело. Если даже человек владеет литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учится хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи, и завещали нам бережно относится к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивы и свободный русский язык!» - писал И. С. Тургенев.

В наше время перед преподавателями стоит задача - воспитание подрастающего поколения словом; начинается воспитание, прежде всего на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка мы работаем по учебнику, составленному А.И. Власенковым и Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» (учебник для 10-11 классов). Теоретический материал, который изложен в учебнике по разделу «Текст и его строение. Основные виды переработки текста» позволяет применить изученный материал на уроках литературы при работе с художественным произведением или работой по учебнику. Таким образом, при катастрофически малом количест­ве времени, отведённом программой на изучение русского языка в среднем специальном учебном заведении, закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке русского языка, можно осуществить на уроке литературы, непосредственно при работе с художественным произведением. Так осуществляется интегрированный подход к обучению русскому языку, в котором отдельные его разделы тесно слиты с анализом текстов художественной литературы, служащих своеобразной хрестоматией к языковому курсу.

При работе с текстом следует обращать внимание, прежде всего на признаки текста, типы и средства связи между его частями. Целесообразно вспомнить, что такое текст, каковы его основные признаки.

Текст - продукт, результат речевой деятельности, произведение речи устное или письменное. Текст - синоним термина высказывание, а также термина связная речь. Он, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структу­рой - синтаксической, композиционной и логической.

Необходимо сразу же приступить к практической работе, связанной с анализом текста. Материалом послужит или отрывок из романа - эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого (упр. 290), или текст, взятый из произведения, изучаемого в данный период на уроках литературы.

Одновременно с осмыслением понятия «текст», определением его темы, основной мысли, выявлением средств связи между его частями и нахождением ключевых слов - понятий может быть проведена работа по разделению текста на части, выделению микротем, работа по обучению учащихся сокра­щению, сжатию текста, составлению простого и сложного планов.

Важно, чтобы производимый разбор, анализ направлял внимание учащих­ся на языковую форму, итогом же являлись бы знания и умения, позволяю­щие глубоко полно воспринимать содержание текста.

На уроках литературы прочитанное содержание соотносится с темой и идеей произведения.

Тема - это то, что описывается в тексте, о чём идёт повествование, развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художествен­ных произведений могут быть прямо связаны с темой («Преступление и наказание», « Отцы и дети»), или представлять собой метафорический образ, подводящий к теме («Обрыв», «Дым»), или не заключать в себе указания на тему («Евгений Онегин», « Обломов», «Анна Каренина»). А многие лиричес­кие стихотворения вообще не имеют названий. Очень важно иметь в виду, что художественные произведения, даже относительно небольшие по объё­му (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, рома­ны, пьесы практически всегда имеют много тем.

Тема существенным образом влияет на содержание, но не охватывает его целиком. Содержание всегда шире, многообразнее темы и всегда отражает отношение автора к теме. Для раскрытия темы автор всегда выбирает какой-то определённый материал действительности. А этот материал действительности требует определённых языковых средств для своего выражения. То или иное явление действительности может быть выражено не каким-то одним, а различными языковыми средствами.

Вот пример различного раскрытия одной темы. Рассмотрим первую стро­фу стихотворения А.С.Пушкина «Осень» и стихотворения А.А.Фета с тем же назва­нием.

У А.С. Пушкина мы читаем:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

У А.А.Фета находим такие строки:

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Содержание приведённых текстов настолько различно, что трудно было бы говорить об их общей теме, если бы она не была обозначена в заглавиях - «Осень».

Пушкинская строфа - описание осени с присущими ей русскими примета­ми и многими предметными деталями: роща, последние листы, многие ветви, осенний хлад, промерзающая дорога, ещё журчащий ручей, но уже застыв­ший пруд (выразительнейшее сопоставление , точно определяющее состоя­ние природы), поспешающий на охоту сосед, отъезжие поля, озими, лай собак, уснувшие дубравы.

Стихотворение Фета - непосредственное выражение чувства. Поэтому признаки реальной осени немногочисленны, имеют метафорические значе­ния (сумрачные дни беззвучной осени и холодной, золотолиственных убо­ров, горящих, замирающей) и выступают только как условный фон лирического переживания.

Текст всегда характеризуется отнесённостью к тому или иному стилю речи - научному, публицистическому, разговорному, художествен­ному, официально - деловому. В современном курсе родного языка даются теоретические сведения о тексте: само понятие текст, типы текста (повествование, описание, рассуждение), абзац, тема, средства связи предложений в тексте. Отдельные сведения о теории текста сообщаются на уроках литературы (понятие темы, композиции).

Помимо теоретических сведений, получаемых на уроках упражнения - вид упражнений по русскому языку. Текстовые упражнения, в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой текстовых упражнений служит современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста. Текстовые упражнения подразделяются:

а) на работы учащихся с готовым текстом;

б) на составление текста самими учащимися.

Текстовые упражнения обладают тем преимуществом, что в них языковая единица выступает в своей функциональной роли, текст помогает полнее понять ее значение и назначение, учащиеся получают образец для развития собственной речи.

Виды упражнений с готовым текстом, которые предлагаются в учебнике: различные виды языкового анализа текста, выделение из текста синтаксических целых и работа с ними, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснения их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, составление плана и т.п.

Используются виды упражнений в создании собственного текста: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, отработка микротем, составление сложных синтаксических сложных целых и отработка внутренних связей в них, письмо текста сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста и т.п. Упражнения в сочинении подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам; могут быть устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными. Например, при изучении публицистического стиля речи были написаны индивидуаль­ные работы на тему «Моя группа», а редакционная группа учащихся, обработав и отредактировав их, написала заметку «Откровенно о себе».

«Жизнь нашей группы весьма интересна и разнообразна. Все ребята очень общительны и добры, у всех есть свои достоинства, и свои недостатки. Наша группа сделала много полезного для колледжа: участвовала в суббот­нике, выпускает стенгазеты, обустраивает кабинет своими силами и средст­вами, участвует в различных конкурсах. Наша группа самая дружная в колледже. Праздник всегда отмечаем вместе. Ребята у нас очень интересные: Комысова Дарья и Смирнов Сергей по праву считаются самыми умными; Демиденко Илья самый смешной, он все время разрежает обстановку на уроках.

У нас очень хороший руководитель Ирина Николаевна, которую мы любим и уважаем.

Нам нравятся уроки биологии и экологии, на которых мы смотрим познавательные фильмы. Физкультура самый любимый предмет, особенно игра в футбол. Нам нравится учиться в колледже».

Федоренко Татьяна и Филиппов Илья

В конце изучения тем «Текст», «Типы и стили речи» было выполнено тестовое задание на проверку изученного.

Тест по типам и стилям речи

1. Что означает слово «текст» с точки зрения изучения русского языка и литературы:

а) основная, словесная часть печатного набора без рисунков, чертежей формул и т.п.;

б) типографский шрифт;

в) слова к музыкальному произведению;

г) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
2. Текст состоит из_____________________________________________

а) одного предложения;

б) одного абзаца;

в) статья;

г) книга.

3. Признаки текста:

а) тематическое и композиционное единство всех его частей;

б) наличие грамматической связи между частями;

в) смысловая незаконченность;

г) смысловая цельность и относительная законченность.

4. Абзац - это

а) часть текста между двумя отступами;

б) промежуток от начала до конца текста;

в) отступ в начале строки, красная строка.
5. Типы речи:

а) повествование;

б) научный;

в) описание;

г) публицистический;

д) рассуждение.

6.Стили речи:

а) научный;

б) описание;
в) публицистический;
г) официально - деловой;

д) разговорный;

е) художественный;

ж) рассуждение.
7.Соединить стрелочками:

а) кульминация а) развитие события

б) развязка б) начало события

в) завязка в) конец события

8. Новый связный текст, более краткий, чем основной, исходный, составленный на основе одного или нескольких текстов, с соблюдением всех требований, предъявленных к связному высказыванию, и по содержанию полностью соответствует ему:

а) конспект; г) тезис;

б) реферат; д) план.

в) выписка;

9. 0пределить к какому стилю речи относятся следующие словосочетания:

а) пробуждающаяся природа; шорох ресниц ; серебристый иней

б) по данным социологического процесса; светская хроника;

в) парламентские дебаты4 предстоящие переговоры;

г) завершившийся эксперимент; библиографический указатель;

д) хлопать ушами; растянулся на лавке.

10 Какому стилю речи присущи средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение, метафора, гипербола;

а) разговорному;

б) публицистическому;

в) художественному;

г) официально - деловому;

д) научному.

11. Написать десять слов профессионализмов (по вашей профессии).

К изучению темы «Текст и его структура» было выполнено наглядное пособие « Понятие о тексте и его строении». Слово текст (лат. textum - ткань; связь, соединение) имеет различные значения. В типографском деле текст - это основная, словесная часть печатного набора без рисунков, чертежей, формул. Текстом называют также типографский шрифт, размер которого равен 7,52мм. Ещё одно название слова текст - слова к музыкаль­ному произведению (текст песни, романса, оперы).

Для нас наиболее интересно понимание текста в тех отраслях науки, в которых текст выступает как объект специального изучения. В известной статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931г.) Л.В.Щерба писал, что на языке лингвистов тексты - это «совокупность всего говоримого и понимаемого в определённой конкретной обста­новке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы», а «в пре­дставлении старого филолога это литература, рукописи, книги». В широком филологическом понимании текст - произведение словесности. Именно в этом смысле понимают филологи текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.

Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характер­ные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством. Признаки текста:

  1. выраженность

  2. отграниченность

  3. связность

  4. цельность

  5. упорядоченность (структурность).

Но к этим признакам надо прибавить ещё один, едва ли не самый главный. «Текст создаётся не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания». (В.В.Одинцов)

Текст обязательно заключает в себе определённое содержание, или, как сейчас часто говорят, информацию (от лат. informatio - представление, понятие о чём - либо).

Итак, кроме названных выше признаков, тексту свойственна информативность. Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда.

Но, кроме них, существуют и такие признаки, которые не обязательны для каждого текста, но в некоторых случаях очень важны. Так, говоря о художе­ственных текстах, можно отметить их

«интертекстуальность». К числу таких приёмов относятся, например, эпиграф, цитирование, упоми­нание каких-либо знакомых читателям сочинений других авторов, использование крылатых слов и выражений, известных из литературы образов.

Опираясь на всё сказанное выше о тексте, можно дать такое определение.

Текст - это выраженная в письменной или устной форме упорядочен­ная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшего в данную последователь­ность языкового материала, заключающая в себе определённое содержа­ние и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожест­венной словесности.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев. Всё, о чём мы узнаём из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - всё воссоздаётся писате­лем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться.

Всему этому мы должны научить студентов на уроках русского языка и литературы, чтобы они могли свободно пользоваться языком в повседневной жизни.

Литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., Просвещение, 2010г.

2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 2010г.

3. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. М., ТЦ Сфера, 2013г.

4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура/ Русский язык в школе №1-1994г.






© 2010-2022