• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока на тему: И. С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Художественные особенности (7 класс)

Конспект урока на тему: И. С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Художественные особенности (7 класс)

 "Записки охотника" - это художественная летопись русской крепостной деревни, это обличительный документ, напрвленный против ненавистного врага, о котором писал И.С. Тургенев: "В моих глазах враг это имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибалова клятва; и не я один дал её себе тогда". Целями урока является выяви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе

(7 класс)

Тема: И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Художественные особенности.

Цели: 1. Образовательные: выявить идейное содержание, проблематику и художественные особенности рассказа.

2. Развивающие: развивать речь учащихся, учить делать обобщения и выводы.

3. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь.

Задачи:

- познакомить учащихся с текстом художественной литературы;

- развивать умения учащихся выделять главное в тексте, находить портретную характеристику героев;

- развивать умения художественного истолкования эпизодов литературного произведения;

- создать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям.

Оборудование урока: - текст рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»;

- иллюстративный материал;

- мультимедийные презентации учащихся;

- раздаточный материал (карточка- задание);

- дополнительный материал (отрывок из повести Ю. Гаецкого «Ранние метели»).

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Основная часть:

  1. Проверка домашнего задания (6 мин.):

А). презентация цикла «Записки охотника»;

Б). презентация «Рассказ как эпический жанр» (повторение теории литературы);

2. Работа с текстом рассказа «Бирюк» (беседа на восприятие произведения) (3 мин.).

3. Анализ ключевых эпизодов рассказа (12 мин.):

А). чтение учителем эпизода (о надвигающейся грозе);

Б). чтение эпизода по ролям (первая встреча охотника с лесником);

В). роль интерьера (в избушке лесника);

Г). портрет как средство создания характеристики героя;

Д). словесное рисование (работа с иллюстрациями);

4. Работа над кульминацией рассказа (12 мин.):

А). чтение по ролям;

Б). презентация «Силуэты к рассказу «Бирюк»;

В). сопоставление фрагмента из книги Ю. Гаецкого «Ранние метели» и рассказом И.С. Тургенева «Бирюк».

3. Итоги урока (2 мин.).

4. Домашнее задание (2 мин.).

5. Оценки за урок (1 мин.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом И. С. Тургенева «Бирюк». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Нам предстоит с вами проанализировать рассказ «Бирюк», выявить основные идеи и проблемы, затрагиваемые автором, а также раскрыть художественные особенности рассказа.

  1. Работа над циклом рассказов «Записки охотника».

Учитель: Я надеюсь, вы знаете, что рассказ «Бирюк» входит в цикл «Записки охотника». (2 ученицы представляют презентацию об этом цикле).

У: Свою книгу автор назвал «Записки охотника», но охота занимает там мало места. Да, Тургенев был охотником, с ружьём и собакой он исходил много вёрст, встречался со многими людьми на своём пути, как с крестьянами, лесниками, так и помещиками. (Об этом цикле рассказов подготовил сообщение 1 ученик. Выступление ученика).

У: Таким образом, «Записки охотника» - это книга, прежде всего. О простом человеке, о «самом удивительном в мире русском народе», о многоцветье русской природы. Никто до Тургенева так всесторонне не изображал русское крестьянство. Считалось, что простым людям чужды тонкие чувства, душевные порывы. «Но что может быть интересного в грубом необразованном человеке?» - спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

У: И на этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. На протяжении всего урока мы будем обращаться к нему, а в конце урока постараемся ответить: «Так что же может быть в грубом необразованном человеке?».

У: Запишите себе, пожалуйста, этот вопрос.

Как вы уже знаете, жанром изучаемого нами произведения является рассказ.

- А что же такое рассказ? (Презентации учащихся).

У: Таким образом, Рассказ - это повествовательное эпическое произведение небольшого размера.

У: Надеюсь, что все вы прочитали рассказ.

Беседа по восприятию произведения:

-Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа? (Рассказ вызывает сочувствие, сострадание к главному герою, к его положению, но в то же время я восхищаюсь этим человеком, который несмотря ни на что защищает барский лес, который не посмел бросить своих детей, как его жена, как бы ни было плохо).

- Что вам больше всего запомнилось в рассказе? Почему? (Поступок Бирюка, первая встреча охотника с лесником и т.д.)

А кто из вас обратил внимание на изображение пейзажа, в частности, на описание надвигающейся грозы? Давайте обратимся к этому эпизоду. (Учитель читает эпизод под музыку - стр. 103-104).

- Как музыкальное сопровождение помогло вам?

- Как вы думаете, какова здесь роль пейзажа? Как пейзаж помогает читателям? (Это пейзажные зарисовки, которые помогают нам представить личность повествователя, место и время, в которое происходит действие. В то же время И.С. Тургенев очень точно передаёт изменения, происходящие в природе. Именно в этом эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем рассказа - Бирюком. Здесь мы можем проследить знаменитый тургеневский приём. Когда человек приближен к природе, является неотъемлемой её частью).

У: А теперь вместе с вами мы обратимся к эпизоду, когда впервые встречаются Бирюк и охотник, чтобы выяснить, какое впечатление произвёл лесник на повествователя, а также этот эпизод поможет нам ответить на самый главный вопрос урока.

(Чтение по ролям, стр. 104).

- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).

- Как ведут себя при первой встрече Бирюк и охотник? («Кто это?» - Бирюк всегда на страже, он выполняет свой долг, а когда узнаёт об охотнике, то тон его меняется. Они говорят друг с другом с уважением, со сдержанностью, хотя охотник - барин, а лесник - крестьянин).

- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Он привык это делать, это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).

- Ребята, а как дальше И.С. Тургенев знакомит нас со своим героем? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (Портрет, речь, поступки, авторские характеристики, жилище).

У: Обратимся к эпизоду: «Вот мы и дома… остановился передо мною», чтобы представить личность главного героя, его положение, а также жилище. (Чтение эпизода). Этот эпизод также важен для ответа на центральный вопрос урока.

- Каким представляется читателям лесник? (Автор показывает не только физическую красоту Бирюка, но и гармонию его физической и душевной красоты. Тургенев настолько ярко и реалистично изобразил лесника, что мы можем почувствовать его душевное состояние).

(Работа над иллюстрацией И.Н. Крамского «Полесовщик»)

У: Как говорил сам художник, портретов он не любил, а любил только человеческую физиономию. Демократические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа.

Таким образом, мы видим, что И.С. Тургеневу удалось изобразить портрет крестьянина словесно, а вот И.Н. Крамской изобразил портрет крестьянина кистью, т.е. здесь мы видим связь художественной литературы и произведениями живописи.

У: Как мы уже говорили, что одним из средств создания характеристики героя является описание его жилища. Вы, наверное, обратили внимание на то, что изображение избы в рассказе даётся два раза.

- С какой целью И.С. Тургенев изображает избу второй раз? Найдите этот эпизод. (Чтение эпизода на стр. 107). (Охотник уже не любопытным взглядом, а чутким, внимательным оглядывает избу; он узнаёт о судьбе лесника, о том, что его и детей бросила жена и сбежала, т.е. охотник с сочувствием, с грустью относится к жизни Бирюка, к его дому).

(Работа с иллюстрацией)

У: Ребята, обратите внимание на то, что И.С. Тургенев не с жалостью смотрит на лесника, как А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» или Н.А. Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», а с уважением.

У: Давайте обобщим: С какой целью Тургенев так подробно показывает жизнь лесника, его жилище? (А для того, чтобы показать, насколько плачевно было состояние крестьян, насколько бедна и скудна была их жизнь. Именно И.С. Тургенев в русской литературе делает главным героем произведения простого крестьянина.

У: Обратимся к композиции рассказа.

- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).

У: Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя в этом случае, а также этот эпизод поможет нам при ответе на главный вопрос урока.

(Чтение по ролям стр. 109-111).

Презентация ученика (сопоставление лесника и порубщика).

- Почему лесник отпустил мужика? Что показано в характере героя? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему)

- Как вы считаете, почему И.С. Тургенев назвал рассказ «Бирюк» - прозвищем лесника? Насколько оправдано это прозвище?

У: Постараемся выстроить эту цепочку.

- В чём же смысл названия? (По словарю В.И. Даля, «Бирюк» - 1) Зверь; 2). Волк-одиночка; 3). Нелюдимый человек)

- А для повествователя лесник был Бирюком? (По мнению И.С. Тургенева, лесника Бирюком сделало крепостное право).

У: Почти все произведения Тургенева были автобиографичными. Я считаю, что нельзя оставить без внимания повесть Ю. Гаецкого «Ранние метели» о жизни И.С. Тургенева. После прочтения отрывка из этой повести постарайтесь ответить на следующий вопрос:

- Почему мы обратились к этим строкам? Какая связь между книгой Ю. Гаецкого «Ранние метели» и рассказом И.С. Тургенева «Бирюк»? (Тургенев как истинный гуманист брал из жизни самые важные проблемы, нравственные проблемы, остро ставил их в своих произведениях, заставляя читателей над ними задумываться).

У: Вот такая она служба лесника. Воровать - грех, к тому же воровство - преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Потакать крестьянам - взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или солдатчину, семья по миру пойдёт. Не давать «баловать» мужику в лесу - «добрые люди» со свету сживут. Каков выход из этой ситуации7 Уничтожение крепостного права, по мнению, И.С Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

У: «Записки охотника» это художественная летопись русской крепостной деревни, это обличительный документ, направленный против ненавистного врага, о котором он писал: «В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибалова клятва; и не я один дал её себе тогда…»

С другой стороны, «Записки охотника» - это поэтический гимн русскому крестьянину. Впервые под перм И.С. Тургенева крепостной выступил как человек огромного духовного богатства: крепостной стал литературным героем большого масштаба, первостепенного значения.

  1. Итоги урока.

- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).

- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).

- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? - спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

(Как что? - Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).

  1. Домашнее задание: составить кроссворд по рассказу «Бирюк» И.С. Тургенева.

  2. Оценки за урок.

© 2010-2022