Конспект урока «Правописание НЕ с глаголом»

 Тема урока: "НЕ с глаголом" Цели урока: Специальная:  - практические 1.     Закрепить правило правописания НЕ с глаголами, обобщить полученные в начальной школе знания учащихся по этой теме. 2.     Систематизировать знания о грамматических признаках глагола. 3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова. Общепредметные: - развитие логического мышления; - эстетическое воспитание учащихся   Методическое обоснование: поняв правило, пятиклассники должны научиться писать употребительны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Шегусова М.Г.

Тема: «Правописание НЕ с глаголами»

Цели урока:

Специальная:
- практические

  1. Закрепить правило правописания НЕ с глаголами, обобщить полученные в начальной школе знания учащихся по этой теме.

  2. Систематизировать знания о грамматических признаках глагола.

3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова.

Общепредметные:
- развитие логического мышления;
- эстетическое воспитание учащихся

Методическое обоснование: поняв правило, пятиклассники должны научиться писать употребительные глаголы без ошибок. Параллельно отрабатывается правописание слов-исключений.

Тема урока на доске не записана.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя: (читает стихотворение

Ю. Вронского «НЕ»)

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом!

Я согласен даже Не

Рисовать на карте!

И согласен даже НЕ

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

Выучу уроков!

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученик: Мы будем изучать правописание НЕ с глаголами.

Учитель: А что такое глагол? Назовите его грамматические признаки.

3. Основная часть урока (знакомство с новым материалом).

Учитель: Правильно! А поможет нам в этом сказка! (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку по лингвистической сказке «Сила любви», из книги Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой», Москва, «Просвещение», 1988 год, стр. 78)

Сила любви

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудною и печальною была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю», он признавался: «Верю», а она «НЕ верю!».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь!»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу! Недоумеваю!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.

Учитель: Что вы узнали из сказки о правописании НЕ с глаголами?

Ученики: НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.

Учитель: Правильно! А теперь давайте потренируемся в употреблении этого правила!

4. Работа в группах.

А теперь мы поделимся на группы, и каждая группа получит свое задание (деление на группы происходит по уровню знаний учащихся: слабые, средние, сильные, очень сильные - дифференцированный подход).

1 группа (слабые) получает задание выписать из художественного текста, который изучается в данное время на уроке литературы, 10 глаголов с данной орфограммой.

2 группа (средние): найти в толковом словаре значение слов: недоумевать, негодовать, неволить, несдобровать, нездоровится; составить с ними предложения.

3 группа: работа по карточке. Задание: раскройте скобки (работа выполняется на карточке), объясните правописание глаголов, вставьте пропущенные буквы, т.е. вспомните правописание безударных гласных в корне слова. Определите тему и основную мысль текста.

Ленительный падеж

Спр…сили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так (не)навидишь ты,

(НЕ)любишь падежи?

Д…вным-д…вно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один (не) смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя в..на.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно (не) учу:

Трудиться, а тем более

Творить

Я (не) хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не т..рплю:

Д..вать, д..литься чем-нибудь

С друзьями (не) люблю.

Предложный (не)навижу я:

Чтоб (не)учить урок,

Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Гр..знительный,

Л..жательный,

Грубительный,

Л..нительный

И, наконец, простительный!

(Г. Граубин)

4 группа: сочинить текст на тему « Если бы пропала частица НЕ…».

5. Выступления групп.

6. Итоговая работа: тест по данной теме с использованием компьютера.

7. Подведение итогов урока. Что показалось трудным при изучении этой темы? Какие возникли вопросы?

8. Домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки и загадки с данной орфограммой.


© 2010-2022