- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Правописание НЕ с глаголом»
Конспект урока «Правописание НЕ с глаголом»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шегусова М.Г. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Шегусова М.Г.
Тема: «Правописание НЕ с глаголами»
Цели урока:
Специальная:
- практические
-
Закрепить правило правописания НЕ с глаголами, обобщить полученные в начальной школе знания учащихся по этой теме.
-
Систематизировать знания о грамматических признаках глагола.
3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова.
Общепредметные:
- развитие логического мышления;
- эстетическое воспитание учащихся
Методическое обоснование: поняв правило, пятиклассники должны научиться писать употребительные глаголы без ошибок. Параллельно отрабатывается правописание слов-исключений.
Тема урока на доске не записана.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя: (читает стихотворение
Ю. Вронского «НЕ»)
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок НЕ
Дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом!
Я согласен даже Не
Рисовать на карте!
И согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Но не смейте делать мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
Выучу уроков!
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученик: Мы будем изучать правописание НЕ с глаголами.
Учитель: А что такое глагол? Назовите его грамматические признаки.
3. Основная часть урока (знакомство с новым материалом).
Учитель: Правильно! А поможет нам в этом сказка! (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку по лингвистической сказке «Сила любви», из книги Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой», Москва, «Просвещение», 1988 год, стр. 78)
Сила любви
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудною и печальною была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю», он признавался: «Верю», а она «НЕ верю!».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь!»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу! Недоумеваю!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.
Учитель: Что вы узнали из сказки о правописании НЕ с глаголами?
Ученики: НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.
Учитель: Правильно! А теперь давайте потренируемся в употреблении этого правила!
4. Работа в группах.
А теперь мы поделимся на группы, и каждая группа получит свое задание (деление на группы происходит по уровню знаний учащихся: слабые, средние, сильные, очень сильные - дифференцированный подход).
1 группа (слабые) получает задание выписать из художественного текста, который изучается в данное время на уроке литературы, 10 глаголов с данной орфограммой.
2 группа (средние): найти в толковом словаре значение слов: недоумевать, негодовать, неволить, несдобровать, нездоровится; составить с ними предложения.
3 группа: работа по карточке. Задание: раскройте скобки (работа выполняется на карточке), объясните правописание глаголов, вставьте пропущенные буквы, т.е. вспомните правописание безударных гласных в корне слова. Определите тему и основную мысль текста.
Ленительный падеж
Спр…сили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так (не)навидишь ты,
(НЕ)любишь падежи?
Д…вным-д…вно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один (не) смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя в..на.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно (не) учу:
Трудиться, а тем более
Творить
Я (не) хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не т..рплю:
Д..вать, д..литься чем-нибудь
С друзьями (не) люблю.
Предложный (не)навижу я:
Чтоб (не)учить урок,
Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Гр..знительный,
Л..жательный,
Грубительный,
Л..нительный
И, наконец, простительный!
(Г. Граубин)
4 группа: сочинить текст на тему « Если бы пропала частица НЕ…».
5. Выступления групп.
6. Итоговая работа: тест по данной теме с использованием компьютера.
7. Подведение итогов урока. Что показалось трудным при изучении этой темы? Какие возникли вопросы?
8. Домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки и загадки с данной орфограммой.