- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта по русскому языку 5 класс Правописание о и Ё после щипящих
Технологическая карта по русскому языку 5 класс Правописание о и Ё после щипящих
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ануфриева Т.И. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет : русский язык
Класс : 5
Тип урока: « Открытие» новых знаний
Тема : Правописание о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Цель: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, развивать различительные способности при изучении условия правописания о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных, развитие умения выполнять грамматические условия.
Основные термины и понятия: шипящие согласные, корень слова, окончание
Средства обучения: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012г., ИКТ, наглядный материал.
Предметный результат: знать условия правописания о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных, уметь их выполнять.
Ход урока
Этапы урока
Задачи этапа
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организация начала урока
Психологический настрой на работу на уроке.
Мягкая посадка ( склонение имен существительных).
Здравствуйте, ребята! Скажите, по каким признакам можно сказать, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли на наш урок- поднимите кружки : желтый - хорошее настроение, зеленый - плохое. Я думаю, что к концу урока у всех настроение будет хорошим. Улыбнитесь друг другу. Молодцы! А теперь пора за работу. Вперед к новым знаниям.
У учащихся создаётся положительный эмоциональный настрой на работу на уроке. Они мобилизуют свои память и внимание.
Актуализация известного учебного материала.
Повторить материал, пройденный на предыдущем уроке, выяснить проблемы, которые возникли у учащихся при изучении темы.
1 ученик - работает у компьютера ( тренажер - правописание окончаний имен существительных), 2 человека - карточки ( индивидуально).
Работа в парах - « Угалай слово» ( приложение 1). 1- записывает у доски отгадки к загадкам.
Взаимопроверка. Оцените.
Какую орфограмму мы повторили? ( правописание о и ё после шипящих в корне слова)
Вспомните шипящие звуки ( ш,щ,ч,ц)
Как правильно написать о или ё в корне слова ?
( под ударением пишем ё, без ударения о).
Слова - исключения ? ( шомпол, шов, капюшон, шорох, крыжовник)
Дети отвечают на вопросы по уже пройденной орфограмме ( правило). При проведении игры вставляют пропущенные слова, меняются тетрадями и проверяют друг у друга, при этом ставят оценку устно.
Самоопределение деятельности. Погружение в проблему. Постановка цели и задач урока
Изучение нового материала
Физминутка
Первичное закрепление материала.
Работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы
Контроль, проверка учебного материала.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и постановке цели и задач урока.
3
4
- Молодцы! Орфограмму «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова» вы усвоили, а сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одной, на первый взгляд, очень похожей орфограммой.
Посмотрите на экран, перед вами слова записаны в два столбика:
плащом рощей
ключом задачей
душой сердцем
Какая часть слова выделена?( окончание). Почему слова написаны в 2 столбика? ( в одних словах пишется о, в других ё).Можем ли мы применить правило, которое вспоминали? ( нет). Почему ? ( эти буквы не в корне слова).
Кто поможет мне сформулировать тему урока? ( правописание о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных)
Какую задачу мы поставим на этот урок?
( познакомиться о новой орфограммой, научиться правильно писать и графически обозначать).
Как вы думаете, что является условием выбора орфограммы? Я для вас приготовила подсказку. ( на доске написаны слова с пропущенными орфограммами, надо вставить буквы с объяснением)
Ч.десная
Гла.кий
Тр.ва
(Р,р) остов
Ш.пот
Сви(н,нн) ой
Ц.рк
На дорожк.
Выделите цветным карандашом вставленные буквы.
Какое слово получилось?( ударение)
Правильно, ребята. Кто из вас догадался, почему мы составили слово - ударение?
Да, ударение - главное слово при выборе условия орфограммы.
Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. В конце работы вы должны записать правило на листок.( приложение2)
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, лождик, веселей
Капай, капай, не жалей
Дождик, дождик пуще-
Будет зелень гуще.
Только нас не замочи,
К нам в окошко не стучи.
Отдых глазам - посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
А теперь ребята, прочитайте, какое правило у вас получилось.
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?
Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний - книге, т.е. к нашему учебнику . Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)
Работа над упражнение № 556 ( комментированное письмо с места). Синтаксический разбор предложения у доски .
Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.
От существительных образовать форму творительного падежа ед числа,.
Задание на слайде: врач, кольцо, полотенце, сердце, ключ, нож, птица, мельница, мяч, карандаш, камыш, крыша Взаимопроверка, выставление оценок товарищу
Игра « Четвертый лишний»
- лужей, стуж. й, туч..й, свеч..й
- плеч. м, крыльц. м. кольц. м, товарищ. м
Закончите предложения подходящим по смыслу существительным с изученной орфограммой и запишите эти слова, в записанных существительных определите падеж, число:
Дверь открывалась огромным ….( ключом)
Бабушка угощала нас вкусным ( борщом)
Большое белое облако плывет над березовой ( рощей).
На уроке я рисовал простым (карандашом)
В будущем мечтаю стать ( врачом)
Работа по тесту.
Какое правило мы сегодня вывели?
Как оно звучит? Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные на урок.
Кого бы вы похвали за урок?
В начале урока вы поднимали кружки , показывали мне свое настроение. А теперь поднимите тот кружок, который покажет с каким настроением вы закончили урок.
Выучить правило правописания о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Самостоятельно формулируют тему урока. С помощью наводящих вопросов учителя определяют задачи урока. Выполняют записи в тетради.
Учащиеся вспоминают изученные орфограммы, анализируют примеры, формулируют правило правописания о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. Учащиеся чётко, грамотно и последовательно излагают порядок действий с изучаемой орфограммой. Учащиеся учатся работать в группах сообща.
Ребята отдыхают, выполняют задания учителя.
Учащиеся по очереди рассуждают вслух, объясняя написание слов с о и ё после шипящих, комментированное письмо, объяснение орфограмм, синтаксически разбирают предложение.
Ребята самостоятельно образуют форму творительного падежа существительных, выбирают лишнее слово, записывают подходящие имена существительные, затем несколько человек у доски записывают, остальные сверяют. После этого ребята отвечают на вопросы предлагаемых тестов, затем осуществляется взаимопроверка.
Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами.
Учащиеся оценивают свою работу и самочувствие на уроке.
Приложение № 1
плод дуба -
тихая речь -
водитель -
цирковой артист-
стержень для чистки орудия -
боковые части лица -
глухой звук, шуршание -
колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.
Загалки:
1, Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. ( зубная щетка)
2. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно стук да стук. ( счеты)
-
Низок, да колюч, сладок, а не паху
Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. ( крыжовник)
-
Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. ( пчелы)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек... ( желудь)
6. Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила
Ничего и не нашла... ( расческа)
Приложение № 2
Карточка-план
1.Прочитай слово.
2.Поставь знак ударения.
3.Выдели окончание.
4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
5.Сделай вывод.
Карточка со словами
I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем.
II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей.
III ряд С овцой, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом.
Карточка - правило
В окончаниях существительных после________________
под ударением пишем__________, без ударения__________.