Урок литературы Что делать нам с бессмертными стихами

Данная разработка урока  предназначена для  урока   литературы в 9 классе  (авторы учебника «Литература, 9 класс» Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)ООО «ТИД» «Русское слово» 2010., количество часов  в неделю – 3, место урока в изучаемой теме –  урок  открытия знаний на примере литературы «серебряного века»). Данная разработка в полной мере  способствует реализации требований ФГОС-2, является  универсальной и  может быть успешно использовано  для изучения данной темы в любом УМК. Урок постр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»

____________________________________________________________


«Что делать нам

с бессмертными стихами?»

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы Что делать нам с бессмертными стихами

Урок разработала: Якимова А.И.,

учитель русского языка и литературы

г.Семикаракорск, 2015 год

Пояснительная записка к уроку литературы в 9 классе по теме:

«Что делать нам с бессмертными стихами?»

(Жизнь и творчество Н.Гумилева)

Данная разработка урока предназначена для урока литературы в 9 классе (авторы учебника «Литература, 9 класс» Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)ООО «ТИД» «Русское слово» 2010., количество часов в неделю - 3, место урока в изучаемой теме - урок открытия знаний на примере литературы «серебряного века»).

Данная разработка в полной мере способствует реализации требований ФГОС-2, является универсальной и может быть успешно использовано для изучения данной темы в любом УМК.

Урок построен в форме игры «Урок-концерт» с использованием песен на стихи Н.Гумилева, что обеспечивает положительную мотивацию у учащихся к изучению темы, способствует снятию тревожности у детей.

Работа на уроке осуществляется с применением групповой и фронтальной форм работы. Предполагает поиск необходимой информации в сети ИНТЕРНЕТ, чем обеспечивается интеграция с уроком информатики, а также осуществление отработки умений пользования поисковой системой и интернет - ресурсами.

Выбор данных средств и формы занятия целесообразен и актуален, поскольку позволяет более эффективно, доступно и занимательно организовать работу по изучению темы с учётом требований современных ФГОС, обеспечения благоприятных условий для формирования УУД.

К разработке прилагается интерактивный тест, который позволит учащемуся оценить уровень усвоения темы в удобном для себя темпе, поскольку данный вид работы предполагает использование мобильного компьютерного класса, чтобы каждый ученик имел возможность пройти тест, а учителю - быстро осуществить контроль усвоения темы.

Достоинство интерактивного теста - возможность исправить ошибки и пройти тест заново, что позволяет обеспечить установку на успех даже у слабого ученика.

Презентация содержит литературоведческий материал, что способствует воспитанию любви к творчеству Н.Гумилева.

Уровень образования школьников:

  • Знакомы с базовыми понятиями раздела «Литература «серебряного века»,

  • Различают виды тропов, стилистических фигур, рифмы. Владеют навыками анализа поэтического текста, умениями пользования поисковой системой и интернет - ресурсами, навыками пользования ПК;

Форма учебной работы- урок-концерт с элементами игры

Применяемые педагогические технологии:

  • Технология критического мышления

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно - коммуникационные технологии;

  • Интерактивные технологии;

  • Проблемно - диалогическая технология;

  • Технология сотрудничества;

  • Технология коллективного взаимодействия;

  • Игровые технологии;

Методы активного обучения:

  • Дидактическая игра;

  • Методы проблемного обучения (постановка детьми проблемы, выдвижение гипотезы, построение доказательств, выбор источника информации, планирование деятельности)

  • Программированное обучение (проверка знаний в форме компьютерного теста);

  • Дифференцированное обучение (на основе принципа мини-макса)

Функции учителя:

1.Направляющая (создание проблемных ситуаций и координация работы групп, направленной на их решение, помощь руководителям и, при необходимости, отдельным учащимся).

2.Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в отслеживании результатов деятельности, формулирование выводов и их обобщение).

Оборудование для учащихся: памятка для анализа текста, ручка, лист самооценки, ноутбуки, рабочие листы;

Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки;















Методическая разработка урока литературы в 9 «В» классе

Тема урока: Урок-концерт «Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилёва)

Цели урока:

  1. Личностные:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

  • совершенствования духовно-нравственные качества личности, уважительного отношения к русской литературе, в частности, к творчеству Николая Гумилева;

  1. Метапредметные:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

  • формирования умения понимать проблему стихотворения,

  • формирования умения выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её;

  • формирования умения использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

  1. Предметные:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

  • формирования умения анализировать лирическое произведение; понимать тему и идею автора;

  • формирования умения владеть литературоведческой терминологией;

  • формирования умения вести диалог, написание сочинения;

Ход урока:

I.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.


II. Этап мотивации. Этап целеполагания

Учитель читает стихотворение Н.Гумилёва:

Я не оскорбляю их неврастенией,

Не унижаю душевною теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать, что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,

Единственно дорогим во вселенной,

Скажет: "Я не люблю вас",

Я учу их, как улыбнуться,

И уйти, и не возвращаться больше.

А когда придет их последний час,

Ровный, красный туман застелет взоры,

Я научу их сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную землю

И, представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно Его суда.

Учитель: Это простое и мудрое стихотворение принадлежит поэту «серебряного века» Николаю Гумилёву.

Слайд 1. Портрет Николая Степановича Гумилёва (1886 - 1921гг)

Учитель: Как бы вы назвали это стихотворение? Выберите из данных на слайде:

Слайд 2.

  1. Поэт и вселенная

  2. Наука жизни

  3. «Я учу их»

  4. Уроки для читателя

Учитель: А может, у Вас есть своя версия?

Учитель: А каким Вы представляете лирического героя?

Слайд 3.

  1. Умудренным опытом человеком

  2. Наставником

  3. Старым

  4. Несущим ответственность за весь мир

Учитель: Определите тему нашего урока.(Учащиеся определяют тему урока)

Слайд 4.

Урок - концерт

«Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилева)

Учитель: Сформулируйте цели урока. Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся формулируют цели, определяя границы знания и незнания)

III. Этап освоения новых знаний

Учитель: Итак, наш урок - концерт - это не просто странствие по стране Поэзии, это странствие по Вселенной томящегося, страждущего, счастливого и трагического духа поэта «серебряного века» - Николая Гумилёва. Да, мир каждого человека - это целая Вселенная. А насколько прекрасен, богат духовный мир Николая Гумилёва, мы поймем, прослушав сообщение о его жизни и творчестве.

1.Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева.(Приложение 1)

2.Тест по жизни и творчеству Николая Гумилева.(Приложение 2)

3.Песня на слова Н.Гумилёва в исполнении девочек 9 «В» класса.

«Жираф» (Из альбома Е. Ваенги)

4.Выразительное чтение наизусть любимых стихов поэта учащимися

«Капитан»

«Жираф»

5.Песня на слова Н.Гумилева: «Любовь» (Из альбома Майи Котовской)

6.Выразительное чтение стихотворений наизусть:

«Сады души моей»

«Индюк»

«Девочка»

IV. Этап закрепления материала

Обучающиеся в группах анализируют стихотворение Николая Гумилева «Слово». (Приложение 3)

V. Рефлексия

Учитель: Итак, каким предстал перед вами человек, который всю свою короткую жизнь «лепил себя», заселил образами экзотических животных «веселые сказки таинственных стран», «расстрельный поэт». (Яркой личностью, способной украшать страшную действительность)

Учитель: «Так что же делать нам с бессмертными стихами» Н.Гумилева? (Знать, любить)

VI. Домашнее задание

Сочинение - миниатюра «Мой Гумилев».


Приложение 1

Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Ранее детство будущий поэт провел в Царском Селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Там он учился в царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи.

Гумилев начинает писать стихи с двенадцати лет и помещает в гимназическом рукописном журнале свой первый рассказ. Когда его семья в 1900 году переезжает на Кавказ, он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждою добра» («Я в лес бежал из городов…»).

Гумилев начал свой путь в литературе в момент расцвета символистской поэзии. Не удивительно, что в его ранней лирике весьма ощутима зависимость от символизма..

В 1905 году в Петербурге Гумилев опубликовал первый сборник стихов «Путь конквистадоров1». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску - конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»).

В 1906 году Гумилев оканчивает гимназию и затем проводит около трех лет в Париже, где издает журнал «Сириус», пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса») и публикует сборник стихов «Романтические цветы» (1908). В сборнике было еще много поэтической пестроты, немало красивостей, искусственных цветов («сады души», «тайны мгновений»), но и было то, что заявлено в первом слове названия, - романтика. Вдохновительница поэта - Муза Дальних Странствий.

По возвращении в Россию (1908) Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетно-журнальной периодике, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909-1913 годах совершил три путешествия в Африку. В 1910 году он женился на А.А. Горенко (разрыв с ней произошел в 1913 г., официальный развод - в 1918 г.).

Свое поэтическое развитие Гумилев продолжил в следующем сборнике - «Жемчужина» (1910), - посвященном В. Брюсову. Это тоже книга романтических стихов. Автор подчеркнул преемственность с предыдущим сборником, введя в структуру новой книги стихи из предыдущего сборника. Вновь появляются излюбленные герои поэта. Это конквистадор, скитающийся без пищи в горах, ныне постаревший, ищущий прибежища в уютном жилище, но по-прежнему дерзкий и спокойный («Старый конквистадор»), другой покоритель пространств, бредущий по скалам («Рыцарь с цепью»), экзотические животные («Кенгуру», «Попугаи»).

В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем нового литературного течения - акмеизма. Принципы акмеизма во многом были результатом теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов - земная жизнь, источник событийности - деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева - не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты.

На 1911-1912 гг. пришелся период организационного сплочения и творческого расцвета акмеизма. Гумилев издал в это время свой самый «акмеистический» сборник стихов - «Чужое небо» (1912). Здесь чувствуется умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы. В книгу вошли стихи поэта, публиковавшиеся в 1910-1911 годах в «Аполлоне».

В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, ослабленность музыкального и эмоционального начал, подчеркнута бесстрастность, выразительность описаний, множественность ликов лирического героя, ясный взгляд на мир, адамистическое мироощущение, классическая строгость стиля, равновесие объемов, точность детали. Чтобы поддержать и усилить акмеистическую тенденцию своего сборника, Н. Гумилев включил в него переводы пяти стихотворений Теофиля Готье.

В сборнике чувствуется очевидный уход автора от российской темы. Впрочем, один из разделов книги Гумилев посвятил своей соотечественнице Анне Ахматовой, которая в 1910 году стала женой поэта.

Сборник «Чужое небо» вызвал множество положительных откликов, сделав имя его автора широко известным и принеся ему репутацию мастера.

Одной из главных характеристик творчества Гумилева можно назвать культ мужественного риска, который нашел свое воплощение в его произведениях многих жанров. Это очерки о путешествии в Африку (1913-1914), «Африканский дневник» (1913), рассказы «Африканская охота» (1916) и «лесной дьявол» (1917).

С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. О своем участии в боях поэт рассказал в «Записках кавалериста» (1915-1916).

В сборнике «Костер» (1918), куда вошли стихи, созданные в 1916-1917 годах, поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры.

Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.

Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Он открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране.

Три последних года жизни поэта (1918-1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит, выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма, издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора), создает «Поэму Начала» (1919-1921), в которой обращается к философско-космогонической теме.

Среди лучших стихотворений новой книги - «Заблудившийся трамвай», самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.

Поразительно предсказание Гумилева «своей» необычной смерти: «И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой-нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще…» подтвердилось.

3 августа 1921 года он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Однако документального подтверждения этого участия в сохранившихся материалах следствия не обнаружено.

Не будет преувеличением сказать, что Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.


Приложение 2.

Тест по теме «Жизнь и творчество Николая Гумилева»

1.Николай Гумилев - поэт

А) «Серебряного века» русской литературы;

Б) «Золотого века» русской литературы;

В) «Бронзового века» русской литературы.

2. Николай Гумилев - это

А) Футурист;

Б) Акмеист;

В) Символист.

3. В юности Николай Гумилев поставил цель:

А) Стать завоевателем;

Б) Стать сильным и решительным;

В) Стать революционером.

4.Женой Николая Гумилева была любимая им

А) Анна Андреевна Ахматова;

Б) Мария Ивановна Цветаева;

В) Зинаида Гиппиус.

5. Николай Гумилев с детства увлекался географией, потому что хотел

А) Путешествовать по миру;

Б) Стать капитаном;

В) Стать учителем географии.

6. В армии Николай Гумилев служил прилежно, отличался храбростью, за что был награжден

А) Чином капитана;

Б) Двумя Георгиевскими крестами;

В) Медалью «За отвагу».

7.3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован

А) По подозрению за участие в заговоре против Советской власти;

Б) За свои стихи;

В) За путешествия.

Приложение3.

Анализ стихотворения «Слово»

Николай Гумилев

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.








Стихотворение «Слово» создано в 1921 году

  1. Тема стихотворения

_____________________________________________________________

  1. Основная мысль

_____________________________________________________________

  1. Композиция (построение), расположение частей:

_____________________________________________________________

  1. Тропы и их роль в раскрытии авторской идеи:

А) метафоры____________________________________________________

Б) гиперболы___________________________________________________

В) сравнения___________________________________________________

Г) эпитеты_____________________________________________________

5. Лексические средства, их значение

А) антонимы___________________________________________________

Б) устаревшие слова_____________________________________________

6. Особенности синтаксиса

_______________________________________________________________

7. Рифма (мужская, женская) - подчеркнуть, привести примеры.

______________________________________________________________

8. Лирический герой - это человек (продолжить)

_______________________________________________________________

9.Значение стихотворения для читателя 21 века

_______________________________________________________________



© 2010-2022