- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Что делать нам с бессмертными стихами
Урок литературы Что делать нам с бессмертными стихами
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якимова А.И. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
____________________________________________________________
«Что делать нам
с бессмертными стихами?»
Урок литературы в 9 классе
Урок разработала: Якимова А.И.,
учитель русского языка и литературы
г.Семикаракорск, 2015 год
Пояснительная записка к уроку литературы в 9 классе по теме:
«Что делать нам с бессмертными стихами?»
(Жизнь и творчество Н.Гумилева)
Данная разработка урока предназначена для урока литературы в 9 классе (авторы учебника «Литература, 9 класс» Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)ООО «ТИД» «Русское слово» 2010., количество часов в неделю - 3, место урока в изучаемой теме - урок открытия знаний на примере литературы «серебряного века»).
Данная разработка в полной мере способствует реализации требований ФГОС-2, является универсальной и может быть успешно использовано для изучения данной темы в любом УМК.
Урок построен в форме игры «Урок-концерт» с использованием песен на стихи Н.Гумилева, что обеспечивает положительную мотивацию у учащихся к изучению темы, способствует снятию тревожности у детей.
Работа на уроке осуществляется с применением групповой и фронтальной форм работы. Предполагает поиск необходимой информации в сети ИНТЕРНЕТ, чем обеспечивается интеграция с уроком информатики, а также осуществление отработки умений пользования поисковой системой и интернет - ресурсами.
Выбор данных средств и формы занятия целесообразен и актуален, поскольку позволяет более эффективно, доступно и занимательно организовать работу по изучению темы с учётом требований современных ФГОС, обеспечения благоприятных условий для формирования УУД.
К разработке прилагается интерактивный тест, который позволит учащемуся оценить уровень усвоения темы в удобном для себя темпе, поскольку данный вид работы предполагает использование мобильного компьютерного класса, чтобы каждый ученик имел возможность пройти тест, а учителю - быстро осуществить контроль усвоения темы.
Достоинство интерактивного теста - возможность исправить ошибки и пройти тест заново, что позволяет обеспечить установку на успех даже у слабого ученика.
Презентация содержит литературоведческий материал, что способствует воспитанию любви к творчеству Н.Гумилева.
Уровень образования школьников:
-
Знакомы с базовыми понятиями раздела «Литература «серебряного века»,
-
Различают виды тропов, стилистических фигур, рифмы. Владеют навыками анализа поэтического текста, умениями пользования поисковой системой и интернет - ресурсами, навыками пользования ПК;
Форма учебной работы- урок-концерт с элементами игры
Применяемые педагогические технологии:
-
Технология критического мышления
-
Здоровьесберегающие технологии;
-
Информационно - коммуникационные технологии;
-
Интерактивные технологии;
-
Проблемно - диалогическая технология;
-
Технология сотрудничества;
-
Технология коллективного взаимодействия;
-
Игровые технологии;
Методы активного обучения:
-
Дидактическая игра;
-
Методы проблемного обучения (постановка детьми проблемы, выдвижение гипотезы, построение доказательств, выбор источника информации, планирование деятельности)
-
Программированное обучение (проверка знаний в форме компьютерного теста);
-
Дифференцированное обучение (на основе принципа мини-макса)
Функции учителя:
1.Направляющая (создание проблемных ситуаций и координация работы групп, направленной на их решение, помощь руководителям и, при необходимости, отдельным учащимся).
2.Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в отслеживании результатов деятельности, формулирование выводов и их обобщение).
Оборудование для учащихся: памятка для анализа текста, ручка, лист самооценки, ноутбуки, рабочие листы;
Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки;
Методическая разработка урока литературы в 9 «В» классе
Тема урока: Урок-концерт «Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилёва)
Цели урока:
-
Личностные:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
-
совершенствования духовно-нравственные качества личности, уважительного отношения к русской литературе, в частности, к творчеству Николая Гумилева;
-
Метапредметные:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
-
формирования умения понимать проблему стихотворения,
-
формирования умения выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-
формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её;
-
формирования умения использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
-
Предметные:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
-
формирования умения анализировать лирическое произведение; понимать тему и идею автора;
-
формирования умения владеть литературоведческой терминологией;
-
формирования умения вести диалог, написание сочинения;
Ход урока:
I.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
II. Этап мотивации. Этап целеполагания
Учитель читает стихотворение Н.Гумилёва:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевною теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: "Я не люблю вас",
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.
Учитель: Это простое и мудрое стихотворение принадлежит поэту «серебряного века» Николаю Гумилёву.
Слайд 1. Портрет Николая Степановича Гумилёва (1886 - 1921гг)
Учитель: Как бы вы назвали это стихотворение? Выберите из данных на слайде:
Слайд 2.
-
Поэт и вселенная
-
Наука жизни
-
«Я учу их»
-
Уроки для читателя
Учитель: А может, у Вас есть своя версия?
Учитель: А каким Вы представляете лирического героя?
Слайд 3.
-
Умудренным опытом человеком
-
Наставником
-
Старым
-
Несущим ответственность за весь мир
Учитель: Определите тему нашего урока.(Учащиеся определяют тему урока)
Слайд 4.
Урок - концерт
«Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилева)
Учитель: Сформулируйте цели урока. Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся формулируют цели, определяя границы знания и незнания)
III. Этап освоения новых знаний
Учитель: Итак, наш урок - концерт - это не просто странствие по стране Поэзии, это странствие по Вселенной томящегося, страждущего, счастливого и трагического духа поэта «серебряного века» - Николая Гумилёва. Да, мир каждого человека - это целая Вселенная. А насколько прекрасен, богат духовный мир Николая Гумилёва, мы поймем, прослушав сообщение о его жизни и творчестве.
1.Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева.(Приложение 1)
2.Тест по жизни и творчеству Николая Гумилева.(Приложение 2)
3.Песня на слова Н.Гумилёва в исполнении девочек 9 «В» класса.
«Жираф» (Из альбома Е. Ваенги)
4.Выразительное чтение наизусть любимых стихов поэта учащимися
«Капитан»
«Жираф»
5.Песня на слова Н.Гумилева: «Любовь» (Из альбома Майи Котовской)
6.Выразительное чтение стихотворений наизусть:
«Сады души моей»
«Индюк»
«Девочка»
IV. Этап закрепления материала
Обучающиеся в группах анализируют стихотворение Николая Гумилева «Слово». (Приложение 3)
V. Рефлексия
Учитель: Итак, каким предстал перед вами человек, который всю свою короткую жизнь «лепил себя», заселил образами экзотических животных «веселые сказки таинственных стран», «расстрельный поэт». (Яркой личностью, способной украшать страшную действительность)
Учитель: «Так что же делать нам с бессмертными стихами» Н.Гумилева? (Знать, любить)
VI. Домашнее задание
Сочинение - миниатюра «Мой Гумилев».
Приложение 1
Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Ранее детство будущий поэт провел в Царском Селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Там он учился в царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи.
Гумилев начинает писать стихи с двенадцати лет и помещает в гимназическом рукописном журнале свой первый рассказ. Когда его семья в 1900 году переезжает на Кавказ, он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждою добра» («Я в лес бежал из городов…»).
Гумилев начал свой путь в литературе в момент расцвета символистской поэзии. Не удивительно, что в его ранней лирике весьма ощутима зависимость от символизма..
В 1905 году в Петербурге Гумилев опубликовал первый сборник стихов «Путь конквистадоров1». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску - конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»).
В 1906 году Гумилев оканчивает гимназию и затем проводит около трех лет в Париже, где издает журнал «Сириус», пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса») и публикует сборник стихов «Романтические цветы» (1908). В сборнике было еще много поэтической пестроты, немало красивостей, искусственных цветов («сады души», «тайны мгновений»), но и было то, что заявлено в первом слове названия, - романтика. Вдохновительница поэта - Муза Дальних Странствий.
По возвращении в Россию (1908) Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетно-журнальной периодике, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909-1913 годах совершил три путешествия в Африку. В 1910 году он женился на А.А. Горенко (разрыв с ней произошел в 1913 г., официальный развод - в 1918 г.).
Свое поэтическое развитие Гумилев продолжил в следующем сборнике - «Жемчужина» (1910), - посвященном В. Брюсову. Это тоже книга романтических стихов. Автор подчеркнул преемственность с предыдущим сборником, введя в структуру новой книги стихи из предыдущего сборника. Вновь появляются излюбленные герои поэта. Это конквистадор, скитающийся без пищи в горах, ныне постаревший, ищущий прибежища в уютном жилище, но по-прежнему дерзкий и спокойный («Старый конквистадор»), другой покоритель пространств, бредущий по скалам («Рыцарь с цепью»), экзотические животные («Кенгуру», «Попугаи»).
В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем нового литературного течения - акмеизма. Принципы акмеизма во многом были результатом теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов - земная жизнь, источник событийности - деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева - не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты.
На 1911-1912 гг. пришелся период организационного сплочения и творческого расцвета акмеизма. Гумилев издал в это время свой самый «акмеистический» сборник стихов - «Чужое небо» (1912). Здесь чувствуется умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы. В книгу вошли стихи поэта, публиковавшиеся в 1910-1911 годах в «Аполлоне».
В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, ослабленность музыкального и эмоционального начал, подчеркнута бесстрастность, выразительность описаний, множественность ликов лирического героя, ясный взгляд на мир, адамистическое мироощущение, классическая строгость стиля, равновесие объемов, точность детали. Чтобы поддержать и усилить акмеистическую тенденцию своего сборника, Н. Гумилев включил в него переводы пяти стихотворений Теофиля Готье.
В сборнике чувствуется очевидный уход автора от российской темы. Впрочем, один из разделов книги Гумилев посвятил своей соотечественнице Анне Ахматовой, которая в 1910 году стала женой поэта.
Сборник «Чужое небо» вызвал множество положительных откликов, сделав имя его автора широко известным и принеся ему репутацию мастера.
Одной из главных характеристик творчества Гумилева можно назвать культ мужественного риска, который нашел свое воплощение в его произведениях многих жанров. Это очерки о путешествии в Африку (1913-1914), «Африканский дневник» (1913), рассказы «Африканская охота» (1916) и «лесной дьявол» (1917).
С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. О своем участии в боях поэт рассказал в «Записках кавалериста» (1915-1916).
В сборнике «Костер» (1918), куда вошли стихи, созданные в 1916-1917 годах, поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры.
Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.
Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Он открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране.
Три последних года жизни поэта (1918-1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит, выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма, издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора), создает «Поэму Начала» (1919-1921), в которой обращается к философско-космогонической теме.
Среди лучших стихотворений новой книги - «Заблудившийся трамвай», самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.
Поразительно предсказание Гумилева «своей» необычной смерти: «И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой-нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще…» подтвердилось.
3 августа 1921 года он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Однако документального подтверждения этого участия в сохранившихся материалах следствия не обнаружено.
Не будет преувеличением сказать, что Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.
Приложение 2.
Тест по теме «Жизнь и творчество Николая Гумилева»
1.Николай Гумилев - поэт
А) «Серебряного века» русской литературы;
Б) «Золотого века» русской литературы;
В) «Бронзового века» русской литературы.
2. Николай Гумилев - это
А) Футурист;
Б) Акмеист;
В) Символист.
3. В юности Николай Гумилев поставил цель:
А) Стать завоевателем;
Б) Стать сильным и решительным;
В) Стать революционером.
4.Женой Николая Гумилева была любимая им
А) Анна Андреевна Ахматова;
Б) Мария Ивановна Цветаева;
В) Зинаида Гиппиус.
5. Николай Гумилев с детства увлекался географией, потому что хотел
А) Путешествовать по миру;
Б) Стать капитаном;
В) Стать учителем географии.
6. В армии Николай Гумилев служил прилежно, отличался храбростью, за что был награжден
А) Чином капитана;
Б) Двумя Георгиевскими крестами;
В) Медалью «За отвагу».
7.3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован
А) По подозрению за участие в заговоре против Советской власти;
Б) За свои стихи;
В) За путешествия.
Приложение3.
Анализ стихотворения «Слово»
Николай Гумилев
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Стихотворение «Слово» создано в 1921 году
-
Тема стихотворения
_____________________________________________________________
-
Основная мысль
_____________________________________________________________
-
Композиция (построение), расположение частей:
_____________________________________________________________
-
Тропы и их роль в раскрытии авторской идеи:
А) метафоры____________________________________________________
Б) гиперболы___________________________________________________
В) сравнения___________________________________________________
Г) эпитеты_____________________________________________________
5. Лексические средства, их значение
А) антонимы___________________________________________________
Б) устаревшие слова_____________________________________________
6. Особенности синтаксиса
_______________________________________________________________
7. Рифма (мужская, женская) - подчеркнуть, привести примеры.
______________________________________________________________
8. Лирический герой - это человек (продолжить)
_______________________________________________________________
9.Значение стихотворения для читателя 21 века
_______________________________________________________________