- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 6 классе Г. С. Меркин
Рабочая программа по литературе в 6 классе Г. С. Меркин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заводская Е.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РС (Я)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБOУ
«Жедайская СОШ»
_____________________
__Кузьмина Н.Д.______
« » ____________ 201___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
____________________
_____________________
« »_____________201___
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
__________________
__________________
протокол № _____ от
« »_____________201___
Рабочая программа
по литературе
в 6 классе
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель_Заводская Екатерина Игоревна
Квалификационная категория _вторая
Количество часов:
всего _70 ч.;
в неделю ___2___ ч.
Учебник Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 7-е изд., - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2009.
Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ.
В состав УМК входит учебник (Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 7-е изд.,- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ - 6: из них классных сочинений - 3, домашних - 1.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Содержание программы учебного курса
Введение (1ч.)
Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т. д.).
Из греческой мифологии (3 ч.)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познавать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества (5 ч.)
Предания, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предания, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино,
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности
Из древнерусской литературы (3 ч.)
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (1 ч.)
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века (30 ч.)
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»:фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творчестве биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. Лермонтов
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературно-краеведческие экскурсии «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны»
И.С. Тургенев
Тема любви в лирике: «В дороге», «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказа «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. Некрасов
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е годы. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложный размер стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники»
Л.Н. Толстой
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье4 главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»; проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы…»
А.П. Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская - написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, сотавление кадров для диафильма.
Из литературы XX века (16 ч.)
И.А. Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. Куприн
Детские годы писателя. Повесть « Белый пудель», рассказ «Тапер». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. Есенин
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов - по выбору.
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. Рубцов
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению
Из зарубежной литературы (11 ч.)
Восточные сказки
«Сказка о Синбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
Братья Гримм
Краткие сведения о писателе. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. Генри
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Результаты освоения программы
Личностные результаты обучения:
- понимание важности процесса обучения;
- сформированность мотивации школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- сформированность уважение к литературе народов многонациональной России;
- совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе чтения;
- развитие эстетического чувства и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
Метапредметные результаты обучения:
- умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развитие интереса к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
- воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
-совершенствование читательского опыта;
- совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развитие интереса к творчеству;
- умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развитие навыков характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров.
Тематическое планирование
№ урока
Дата план
Дата факт
Содержание
(тема раздела, урока)
Дом.
задание
I четверть (17ч.)
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
1
02.09.15
Книга и ее роль в жизни человека.
Чтение, вопросы и задания, письменный ответ с.13(1)
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3ч.)
2
05.09.15
Мифы о героях: «Герои», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.
Чтение, пересказ, вопросы и задания
3
09.09.15
«Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту.
Чтение, пересказ, вопросы и задания
4
12.09.15
Теория литературы. Мифологический сюжет, мифологический персонаж.
Стр. 44 - 46, чтение, термины
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (5ч.)
5
16.09.15
Предания и легенды. Художественные особенности предания «Солдат и смерть»
Познакомиться с преданием о граде Китеже
6
19.09.15
«Как Бадынако победил одноглазого великана». Художественные особенности произведения.
Стр. 66 - 83, пересказ, вопросы и задания
7
23.09.15
Волшебная «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Художественный пересказ
8
26.09.15
Работа (тестирование) по теме «Повторение изученного в 5 классе»
9
30.09.15
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Народное представление о добре и зле»
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.)
10
07.10.15
Особенности древнерусской литературы.
«Сказание о белгородских колодцах».
Стр. 94 - 102, пересказ, вопросы и задания, термины
11
10.10.15
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Отражение истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
Вопросы и задания стр. 103, письменно (1, 2, 5)
12
14.10.15
«Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Поучительный характер древнерусской литературы
Стр. 107 - 109, вопросы и задания, подготовиться к игре
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1ч.)
13
17.10.15
М.В. Ломоносов. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
Стр. 120 - 121, вопросы и задания, выучить стихотворение
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30ч.)
14
21.10.15
В.А. Жуковский. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве Жуковского.
Стр. 134 - 143, выразительное чтение, вопросы и задания
15
24.10.15
«Светлана» Жуковского: фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором, особенности языка и образов.
Чтение баллады «Людмила», сравнительная характеристика
16
28.10.15
А.С. Пушкин. Годы учебы в Лицее. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…»
Стр. 152 - 155, вопросы и задания, выучить стихотворение
17
31.10.15
В мире пушкинского стихотворения «Зимнее утро»
Стр. 159 - 162, чтение
II четверть (14 ч.)
18
11.11.15
Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Строфа, типы строф. Средства художественной выразительности.
Подготовить полюбившиеся пушкинские стихотворения
19
14.11.15
Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Стр. 173 - 182, пересказ (главы 2-4), вопросы и задания (3, 4, 5, 6)
20
18.10.15
Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага в романе «Дубровский»
(главы 5-8), вопросы и задания, сравнительная характеристика «Троекуров - Дубровский»- письменно
21
21.11.15
«Дубровский» в русском искусстве
Стр. 197 - 218, пересказ (главы 9-12), вопросы и задания(6, 9,)
22
25.11.15
Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Подготовить материал к сочинению
23
28.11.15
Р/р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Стр. 243 - 248, пересказ
24
02.12.15
М.Ю. Лермонтов. Годы учения, ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус», «Листок».
Стр. 248 - 253, выучить «Тучи», вопросы и задания
25
05.12.15
М.Ю.Лермонтов. Многозначность художественного образа. «Листок»
Выучить «Парус», стр. 255 - 256, выразительное чтение
26
09.12.15
Вн. чт. Любимые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
27
12.12.15
Н.В. Гоголь и его художественный мир. Повесть «Тарас Бульба». Тема и идея повести.
Стр. 262 - 276, главы 1, 2 пересказ, вопросы и задания, цитатный план - письменно
28
16.12.15
Центральные образы повести Гоголя «Тарас Бульба» и приемы их создания.
Стр276 - 297, главы 5-7, пересказ, вопросы и задания, выучить «Степь»
29
19.12.15
Лирическое и эпическое в повести Гоголя «Тарас Бульба». Своеобразие стиля.
Стр. 297 - 309, глава 9 - пересказ, вопросы и ответы, цитатный план
30
23.12.15
Р/р. Подготовка к классному сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Стр. 317 - 318 - сообщение, стр. 319 - 328 - чтение
31
26.12.15
Р/р. Написание классного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
III четверть (20 ч.)
32
13.01.16
И.С. Тургенев. Творческая история и своеобразие композиции цикла «Записки охотника». Служебный долг и человеческий долг в рассказе «Бирюк».
Стр. 319 - 328 пересказ, вопросы и задания
33
16.01.16
Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге»
Стр. 332 - 336, чтение, пересказ, сообщения, вопросы и задания
34
20.01.16
Н.А. Некрасов и его художественный мир. Тема народного труда и «долюшки женской»: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…».
Стр. 336 - 339, выразительное чтение, вопросы и задания
35
23.01.16
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.
Стр.341 контрольная проверка
36
27.01.16
Л.Н. Толстой «Детство»: главы из повести. Взаимоотношения в семье.
Стр. 3 - 17, пересказ, вопросы и задания
37
30.01.16
Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н.Толстого.
38
03.02.16
Рассказ Толстого «Бедные люди». Добродетельность, любовь к близким, преданность - главные понятия рассказа.
Стр. 23 - 30, сообщения, глава 1 пересказ
39
06.02.16
В.Г. Короленко. Проблема доверия и взаимопонимания, доброты и справедливости в повести «В дурном обществе».
Стр. 30 - 42,главы 3, 4 - пересказ, задания
40
10.02.16
Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Стр. 42 - 54, главы 5 - 7 пересказ, задания
41
13.02.16
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Шуточка», «Налим»
Стр. 89 - 92 пересказ, вопросы и задания
42
17.02.16
Социальное неравенство, чинопочитание в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Подготовить пересказ рассказов А.П.Чехова «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия»
43
20.02.16
Вн. чт. по рассказам А.П. Чехова.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16ч.)
44
24.02.16
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина: «Не видно птиц…», «А в поле ветер. День холодный…»; «Лапти».
Стр. 98 - 100 пересказ, вопросы и задания
45
27.02.16
А.И. Куприн. Детские годы писателя.. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в повести «Белый пудель»
Стр. 145 - 161 пересказ, вопросы и задания
46
02.03.16
Дети и взрослые в рассказе А.И. Куприна «Тапер».
Пересказ рассказа И.А.Куприна «Чудесный доктор»
47
05.03.16
С.А. Есенин и его художественный мир. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».
Стр. 169 - 173, выучить стихотворение, вопросы и задания
48
09.03.16
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя
182 - 194 пересказ, вопросы и задания, выучить отрывок
49
12.03.16
Сказочные и мифологические мотивы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Стр. 194 - 201, пересказ, вопросы и задания
50
16.03.16
Н.М. Рубцов. Человек и природа в стихотворениях «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Стр. 210 - 211 выразительное чтение, вопросы и задания
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (9ч.)
51
19.03.16
Изображение военного времени в стихотворении М.В. Исаковского «В прифронтовом лесу»
Стр. 218 - 220, выучить стихотворение, вопросы и задания
IV четверть (19 ч.)
52
30.03.16
Тема подвига и бессмертия в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа»
Стр. 221 - 223 выразительное чтение, вопросы и задания
53
02.04.16
Тема жизни и смерти в стихотворениях в стихотворениях С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной» и К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь»
Выучить стихотворение
54
06.04.16
Изображение военного времени в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые».
Выучить стихотворение
55
09.04.16
Тема подвига и бессмертия в стихотворении Р.Гамзатова «Журавли»
Выучить стихотворение
56
13.04.16
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Трудное послевоенное время.
Стр. 227 - 248 пересказ, вопросы и задания
57
16.04.16
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Внутренний мир главного героя.
Вопросы и задания, с 244 - письменная работа
58
17.04.16
Р/р. Подготовка к классному сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне
Стр. 245 - 251 пересказ, вопросы и задания
59
20.04.16
Р/р. Написание сочинения по произведениям о Великой Отечественной войне
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11ч.)
60
23.04.16
Сказка о Синбаде-мореходе из книги «Тысяча и одна ночь». Особенности сказки.
Стр. 252 - 264, пересказ, вопросы и задания
61
27.04.16
Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Особенности сказки.
Стр. 265 - 281, пересказ
62
30.04.16
Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Герои сказки
63
04.05.16
О. Генри. Дети и взрослые в рассказе
«Вождь краснокожих».
Стр. 265 - 281 пересказ, вопросы и задания
64
07.05.16
О.Генри. «Вождь краснокожих». Особенности рассказа.
65
11.05.16
Дж. Лондон. Гимн мужеству и отваге в рассказе «Любовь к жизни».
Стр. 303 - 304 пересказ, вопросы и задания
66
14.05.16
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения.
Стр. 304 подготовиться к внеклассному чтению
67
18.05.16
Вн. чт. по произведениям зарубежной литературы (М. Твен, Х.К. Андерсен, Дж. Лондон и др.)
68
21.05.16
Теория литературы. Повторение и обобщение изученного в 6 классе.
69
25.05.16
Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в 6 классе»
70
28.05.16
Итоговый урок. Что читать летом.
Итого 70 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
-
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
Литература.
-
«Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
-
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
-
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
-
Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
-
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
-
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
-
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
-
Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004