- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья на тему: Развитие речи студентов в процессе изучения литературы
Статья на тему: Развитие речи студентов в процессе изучения литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демина О.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья на тему:
«Развитие речи студентов в процессе изучения литературы»
Проблема развития речи студентов имеет большое общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры человека. Поэтому решение этого вопроса - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса студентов на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые я пытаюсь решать в своей профессиональной деятельности.
Ведущим принципом организации работы по совершенствованию речевой деятельности у студентов считаю тесную взаимосвязь этой работы с анализом художественного произведения.
Основные направления, используемые в работе по развитию речи студентов:
-
Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения.
-
Обучение студентов различным видам и жанрам монологических и диалогических высказываний.
-
Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи студентов.
Одним из основных приемов, который я использую на уроке по развитию речи студентов, является научный пересказ. Этот прием позволяет передать содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сопровождается необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев, раскрывает собственную позицию выступающего. Научный пересказ я использую чаще всего на занятиях по обзорным темам, когда передо мной или выступающим студентом стоит задача познакомить группу с содержанием какого-либо художественного произведения и параллельно дать представление о его идейно-художественных особенностях.
В процессе анализа произведения пересказываются те отрывки, которые детально не разбираются на уроке, но устанавливают между ключевыми эпизодами связи.
После изучения произведения ставлю ряд проблемных вопросов, например:
-- В чем сила и слабость нигилиста Базарова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
-- Каков смысл названия повести «Собачье сердце»? (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
-- Почему, несмотря на то, что Раскольников убийца, у автора и читателя он вызывает сочувствие? (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »)
-- Почему, несмотря на симпатию Воланда к Мастеру и Маргарите, он все-таки решает забрать их в потусторонний мир? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
-- Почему Авдий Калистратов сознательно идет на гибель? (по роману Ч.Т.Айтматова «Плаха»).
В последние годы применяю на уроках литературы модульную систему.
Студентам, прочитавшим полностью художественное произведение, усвоившим его проблематику, стиль, поэтику, предлагаю ответить на вопрос. Например:
-- Проблема отцов и детей в наше время.
-- Роман «Война и мир» у Толстого и на телеэкране.
-- Изображение сталинских репрессий в романе А. С. Солженицына «Архипелаг Гулаг»
-- С. А. Есенин в нашем представлении и на телеэкране.
-- Отражение истории в романах В. Пикуля «Фаворит» и «Каторга».
Часто на уроках литературы ставлю актуальные проблемы, характерные для 19-20-21 веков.
Например:
-- Что бы сделали вы на месте того или иного героя в данной ситуации?
-- Как в наше время можно понять философский вопрос, поставленный Горьким: «Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?»
-- Кого мы называем манкуртом?
-- Встречали ли вы в своей жизни чеховского Ионыча?
-- Актуальны ли проблемы, поставленные Л. Н. Толстым, в наше время?
Значительное внимание на уроках литературы уделяю работе по развитию письменной речи студентов. Это, прежде всего, написание аудиторных и домашних сочинений.
Предварительно мы проводим с группой следующую работу: составляем план, обсуждаем и выбираем удачный эпиграф, подбираем текст, формулируем отдельные положения. Обращаемся к различным трактовкам произведения.
На уроках литературы проводятся следующие виды сочинений:
1. Сочинения о литературных героях.
Например: «Маленький человек» в прозе А. П. Чехова».
«Образ женщины в поэзии А. Блока».
«Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза».
2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом.
Например: «Какое произведение А. П. Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?»
«Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А. Н. Островского «Гроза».
«Композиционное своеобразие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения.
Например: «Сны героя и их художественные функции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Картины московской жизни в изображении М. А. Булгакова» (по роману «Мастер и Маргарита»).
4. Литературные обзоры.
Например: «Судьбы русской деревни в литературе 60 -- 90-х гг. ХХ века».
«Человек и его время в рассказах А. С. Солженицына».
Все перечисленные виды сочинений являются результатом прочтения и осмысления литературных произведений.
Для развития устной и письменной речи студентов регулярно даю возможность выступать с докладами, участвовать в конференциях, диспутах.
Рассмотренные приемы способствуют развитию эмоционально-образной речи студентов, интенсивному обогащению словарного запаса, обогащению речи интонационной выразительностью, прогрессу в общекультурном развитии.