Интегрированный

Интегрированный урок (русская и казахская литература) в 6 классе отвечаеет требованиям современного урока, в основе которого разноуровневый подход по таксономии Блума. Объектом изучения явились мифы народов разных стран: славянский, тюркский, греческий. Структура урока предполагает групповую работу, которая демонстрирует умения учащихся работать в флипчарте, Word.  Цель урока: научиться сравнивать художественные и научные взгляды на мир в мифах народов мира, сопоставлять научное и художественное восприятие и толкование явлений природы. Задача: исследовав тексты, построить сравнительные модели. Результатом работы явился сравнительный анализ моделей, что способствовало решению поставленной проблемы: Почему на научный вопрос люди разных народностей отвечают почти одинаково?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИнтегрированныйИнтегрированныйИнтегрированныйИнтегрированныйИнтегрированныйИнтегрированный

Тема урока: Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Задачи урока: создание оптимальных условий для повышения теоретической компетенции учащихся в рамках темы «Причастие», содействие формированию познавательной активности, самореализации учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Ознакомление учащихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками.

  2. Формирование умений различать причастие и прилагательное.

  3. Формирование умений опознавания причастий в предложении.

Развивающие:



  1. Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.

  2. Развитие коммуникативных навыков учащихся. Определение роли причастий в тексте.

  3. Развитие навыков анализа текста.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативных навыков учащихся.

  2. Воспитание бережного отношения к русскому языку.

  3. Воспитание чувства прекрасного через зрительные, музыкальные, словесные образы.

Методы работы:

наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование урока:



  • Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ»

  • Мультимедийный проектор, презентация.

  • Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.

  • Репродукции картин: И.Э. Грабарь «Иней», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон « Русская зима».

  • Фонограмма с записью пьесы Моцарта Clarinet Concerto-2nd Movement

  • Контрольные листы-тесты по причастию.

Список литературы:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. Москва»Просвещение». 2006г.

  2. Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова. Русский язык. Практика. Москва «Дрофа». 2008г.

  3. Е.Н. Никитина. Русская речь. Москва «Дрофа». 2008 г.

  4. Т.Г. Рик. Привет, причастие. Москва РИО «САМОВАР», 1997г.





Ход урока. 1. Орг. момент.

(приветствие, запись числа, классной работы)

Причастие - это часть речи,

причастная глаголу в образе прилагательного.

В.И.Даль

2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка. (Цель: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические признаки глагола и прилагательного Задача: выполнить задания, схемы и слова написаны на доске, 1 учащийся работает у доски) .

А) Какое слово соответствует схеме? Определите часть речи.

- Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы?

Прекрасный завьюжить

Красивый удивился

Удивительный морозить

- Какое слово соответствует каждой схеме?



Б) Определите морфологические признаки.

Удивительный ( род, число , падеж)

Удивился (вид, время)

В) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?

3.Объяснение нового материала. (Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое причастие?» Постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность учащихся).

Проблемная задача №1. Слайд № 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали?

Белая, красивая, холодная - прилагательное

Б) Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия

Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время.

Летит - летящая,

падает - падающая

упала - упавшая

Вывод делают учащиеся:

Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Признак по действию может проявляться во времени

(настоящем, прошедшем).

Проблемная задача№2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

От каких глаголов образовались 2 последних причастия?

Падать, упасть

Чем отличаются глаголы?

Видом

Вывод делают учащиеся: Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Слайд№ 3

- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола)

Проблемная задача№3. Слайд №4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Записать предложения:

Снег, засыпавший дом, скрипел под ногами.

За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом.

Б) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие?

В) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?

Ответы учащихся

Вывод делают учащиеся: Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные - обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму.

Проблемная задача№4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль.

Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг

х

Падающие снежинки

х

Падающие хлопьями

. Слайд№5. Вывод делают учащиеся: Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения.

Общий вывод: слайд № 6 (учащиеся заполняют карточку-информатор, устно произносят вывод).

Причастие - это………………………часть речи, которая совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов.

Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.

Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………

4. Сообщение учащегося на лингвистическую тему. Слайд № 7

(Цель: показать неоднозначность в решении дискуссионного вопроса) .

В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие - это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие - это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытаюсь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия - это особая форма глагола

2)Причастия - это самостоятельная часть речи

- причастия обозначают признак предмета по действию;

- причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;

- причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи - от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.

- причастия имеют определенное специфическое значение, а именно - обозначают признак предмета по действию;

- причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели - суффиксы причастий.

Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.

Учитель: Вернуться к эпиграфу Автор нашего учебника придерживается мнения, что причастие - это самостоятельная часть речи.

5.Первичное закрепление изученного материала. ( Задача: умение находить причастие)

1) Проверочный тест. Слайд №8-17 (Сверка с доской)

А) Найти причастие в каждом столбце.

Читающий писать беловатый

Читать письменный белеющий

Читательский написанный белеть

Б) Найти соответствие.



  1. Белел

  2. Белеющий

  3. Белизна

  4. Беленький

а) глагол;

б) прилагательное;

в) существительное;

г) причастие.

В) Найти строчку, в которой все слова являются причастиями.

  1. Медленный, рассыпанный, желтеющий.

  2. Озаренный, читающий, очаровавший.

  3. Волшебный, чарующий, прекрасный.

Г) Выбрать предложение с причастием.

  1. Блестевший на солнце снег слепил глаза.

  2. Снеговые вершины холодно блестели.

  3. Волшебные звуки мелодии очаровывали.

  4. Сверкающий иней опушил деревья.



  1. Работа с текстом. Слайд № 18 (звучит музыка Моцарта, чтение текста учителем. Цель: умение озаглавливать тескт, определять тип и стиль текста, умение узнавть причастие в тексте, создать эмоциональную атмосферу)

(1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?

(2)Если у него чуткая душа, - очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.

(5)Чарующая красота мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

Задания:

А) Докажите, что это текст.

Б) Озаглавьте текст. (Чарующая красота мира)

В) Определите стиль и тип текста докажите (публицистический, рассуждение)

Г) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.

3. Рефлексия. Прием «Конверт с вопросом от учителя» Слайд № 19

Что нового вы узнали на уроке?

Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

Что хотели бы ещё повторить?

Что запомнилось на уроке?

Каково ваше настроение?

4.Домашнее задание:

1) Параграф №

2)Задание на выбор:

А) Подготовить презентацию по теме причастие, используя стихотворение.

Странная, друзья, часть речи я -

Не предлог и не наречие.

И союзы и частицы мне не братья, не сестрицы!

Но в кого же я пошел?!!!

Стать свою мне дал глагол

Та ж основа, время, вид.

Может, я его гибрид?

Ну, а если быть внимательней,

Очень схож я с прилагательным:

те же формы, окончания не остались без внимания.

В предложении ролью схожи,

Словно близнецы, похожи.

Вот такое я явление -

Всем имею я почтение,

Уважение, участие.

Вы узнали? Я - причастие!!!

Б) Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес», используя в тексте причастия.



© 2010-2022