Рабочая программа внеурочной деятельности Пресс - центр

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ФИО: Усанова Ирина Парфирьевна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Кротково м. р. Похвистневский

Контактные телефоны: 8(84656)45523 - рабочий

89171523124 - сотовый

Название программы: «Школьный пресс - центр»

Направление ВУД: общекультурное

Классы: 5 - 9 (разновозрастная группа)











государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Кротково

муниципального района Похвистневский Самарской области


Программа

внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО

общекультурного направления

«Школьный пресс - центр»


Срок реализации программы: 1 год

Программа для учащихся 5 класса

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Кротково Усанова И.П.

Т. 8(84656)45523




2015 год



Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости и актуальности внедрения программы в образовательный процесс:

В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:

  • знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;

  • владение навыками работы с различными видами информации.

В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:

  • степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;

  • понимание духовного саморазвития и самореализации человека;

  • способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.

Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.

Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

  • проблемно-диалогическую технологию,

  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.

2. Цели и задачи программы

Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение информационного диапазона всех субъектов образовательного процесса;

  • обучение детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений;

  • развитие и стимуляция активности учащихся, их творческих способностей;

  • формирование умений строить устные и письменные высказывания;

  • воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм

русского литературного языка;

  • научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования;

  • формировать навыки работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет;

  • знакомство с основами журналистики;

  • выпуск общешкольной газеты " Светоч"

Воспитывающие:

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение делать выбор и принимать решения;

  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;

  • умение быть автономным.



Развивающие:

  • межличностное взаимодействие и сотрудничество;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • любознательность, критическое и системное мышление;

  • информационная и медиаграмотность.



3.Методы обучения и воспитания:

- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)

- Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).

- Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)

- Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ)



4.Виды деятельности:

  • теоретические занятия;

  • творческий практикум;

  • работа с прессой;

  • работа со справочной литературой;

  • анкетирование;

  • социологический опрос;

  • экскурсии;

  • встречи с журналистами;

  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;

  • выпуск школьной газеты;

  • публикации в местной прессе.



5.Основные направления работы пресс-центра:

  • Формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра.

  • Выпуск печатной газеты «Светоч», информационных листовок

  • Публикация материала на школьном сайте

  • Сбор и обработка информации

  • Встречи с интересными людьми

  • Передача информации в местные СМИ

  • Пропаганда здорового образа жизни

  • Кружок юного журналиста



Редакция газеты «Светоч» информирует всех субъектов образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы для освещения в районных СМИ.

Газета выходит не менее 1 раза в месяц, тиражом не менее 10 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.

Включает в себя следующие рубрики:

  • «Я - гражданин Российской Федерации»:

освещение важных событий в стране, области, городе, районе;

формирование активной жизненной позиции обучающихся, политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе;

  • « Вести из классов»:

освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов;

статьи об участниках и победителях олимпиад;

статистика интеллектуального развития классов.

  • « Новости спорта»:

статьи о спортивных соревнованиях в школе, о выездных спортивных соревнованиях;

интервью с лучшими спортсменами школы;

беседы с болельщиками;

статистика спортивной подготовки классов;

пропаганда здорового образа жизни.

  • « Мир моих увлечений»:

статьи, связанные с интересами мальчишек и девчонок.

  • «Юмор»:

шуточные истории из жизни учащихся, анекдоты, стишки-прибаутки, сканворды.

  • « Проба пера»:

стихотворения,рассказы, написанные учащимися школы, учителями;

статьи о писателях и поэтах родного края.

6.Средства обучения и воспитания:

-Материальные (плакаты, таблицы)

-Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).

7.Форма и режим занятий

Образовательная программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.

8. Уровень результатов работы по программе


К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные, метапредметные и предметные.

Предметные результаты:

  • Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.

  • Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.

  • Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.

  • Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).

  • Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.

  • Организация умения выделять и формулировать тему, идею.

  • Формирование умений строить устные и письменные высказывания.

  • Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

  • Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

  • Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

  • Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.

  • Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.

  • Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Учиться определять и формулировать цель деятельности.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.

  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

  • Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет


Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.

Коммуникативные УУД:


  • Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования

  • Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, круглый стол, работа в малых группах, технология проблемного диалога.



9.Система организации учащихся пресс-центра

Программа рассчитана на 1 год обучения, но в дальнейшем планируется составление расширенной программы на 4 года обучения.

В процессе обучения участники кружка делятся на рабочие группы:

Корреспонденты - сбор информации и обработка материала

Художники-фотографы - предоставление необходимого графического материала для газеты.

Редакторы - подготовка материалов.

Литературный отдел - подготовка сценария к разделам газеты.

Корректоры -устранение грамматических ошибок, опечаток и других неточностей.

Верстальщики - верстка газеты.

Дизайнеры - работа с Интернет-ресурсами, дизайн школьного издания.

Руководитель, главный редактор.

10. Содержание программы:

Введение в журналистку 5 часов

Основы журналистики 21 час

Художественно - техническое оформление издания - 8 часов

Учебно-тематический план



Введение в журналистику

Тема занятий

Способы и формы работы

Результаты

1

Можно ли научиться писать?

Игра «Проба пера»

Психологический тренинг.

Знакомство с «памятками» журналиста, результаты тренинга, анализ работ.

2

Особенности различных детских и подростковых изданий.

Обзор детских изданий.

Деловая игра «Точка зрения!»

Обзор Интернет-ресурсов.

Работа-отчет «Самое креативное школьное издание» с использованием презентации.

3

История возникновения журналистики

Проблемный диалог, информационный поиск

Мини-проект «Журналист будущего»

4урналист будущего"информационный поискзличных детских и подростковых изданий.сть объемом 16 куб.м.

Что такое профессиональная этика журналиста.


Работа в малых группах, «побуждающий и подводящий диалог»

Предварительный просмотр статей, анализ текстов.

5

Круглый стол

Вопросы для собеседования:

Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»?

Почему в 18-19 в.в. издатели отдавали приоритет журналу, а не газете?

Какие виды газет вы знаете?

Какие исторические типы журналистики вы знаете?

Существует ли полная свобода печати?

Каковы причины возникновения журналистики?

Что такое гласность и свобода печати?

Что такое дайджест?

Какие законы РФ о СМИ вы знаете?

Какие детские и подростковые издания выходят в Самарской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их.


Литературный обзор«Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)».

Основы журналистики

6

Понятие информации. Информационные жанры.


Практикум « Работа с информацией».

Тренинг «Работа с событием».

Собеседование, индивидуальная работа.

7-8

Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности


Игра «Проба пера».

«Маленький мистер Бин». Написать материал (тема, жанр - на выбор), в который включить свои «бины» (например, каБИнет)

Составление материалов в виде зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания».

9

Как построить заметку.

Урок читательских удовольствий.

Конкурс «Заметка дня!»

Заметка о значимом событии в жизни школы.

Подготовка газетной полосы.

10-11

Статья. Виды статьи

Деловая игра «Идеальное задание»

Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»


Мастер-новость «Час важных сообщений»

Подготовка газетной полосы.

12

Что такое удачный заголовок и как его придумать.

Мастер-класс. «Обыграй словечко!»

Структурирование номера газеты.

Конкурс «Лучший заголовок»

Подготовка газетной полосы.

13

"Пусть не пугает чистый лист..."


Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму ( «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь»,- пословица журналиста)

Подготовка газетной полосы. Работа в рубриках

«Вести из классов», «Мир моих увлечений», «Это интересно!»

14

Общение - это искусство

Ролевая игра «Трудные собеседники».

Подготовка и проведение блиц-опроса.

Подготовка газетной полосы.

15-16

Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью

Игра «Умеете ли вы задавать вопросы?»

Подготовка и проведение интервью.

Подготовка газетной полосы.

17

Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия".

Практикумг «Вы - в центре событий»

Репортаж с места событий.

Подготовка газетной полосы.

18

"Король" художественно-публицистических жанров. Очерк.

Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ

Конкурс «Лучший очерк».

Подготовка газетной полосы.

19

Фельетон


Литературный тренинг «Угадай, кто это?»

Используя русские народные пословицы, написать фельетон на школьную тему.

Подготовка газетного номера.

20

Выпуск газеты

Работа с информационно-иллюстративным материалом.

Номер газеты.

21

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса.

Деловая игра «Собеседование»

Составление вопросов.

Творческая мастерская «Бюро расследований»

Подготовить и провести блиц-опрос, составить мониторинг.

Подготовка газетного номера.

22

Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи.

Пресс-конференция

Индивидуальная работа. Подбор материала в виде заметок, зарисовок, статей.

Подготовка газетного номера.

23

Круглый стол

Вопросы для собеседования:

Какие вы знаете жанры газетных материалов?

Чем жанры отличаются друг от друга?

Какие жанры относятся к информационной группе?

В какой форме может проводиться интервью?

Из каких элементов состоят новости?

Что такое жанр?

Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды

Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия?

Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами?

Что такое социология?

Как социология связана с журналистикой?


Творческая работа (по выбору).

Подготовка газетного номера.

24

Синтез жанров в современной журналистике

Игра-тренинг «Фантастическая добавка»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

25

Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя

Ролевая игра «Попробуй убедить меня в…»

Работа в форуме, блоге.

26

Газета-экспромт

Работа в малых группах.

Выпуск номера газеты

Художественно-техническое оформление издания

27

Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций.

Диалог «Заголовок и иллюстрация»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

28-295дакционный коллектив"мера.й, "ск номер

Художественно-техническое оформление издания

Деловая игра «Редакционный коллектив»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.


30-

31

Макет номера. Верстка, основные ее правила


Деловая игра «Редакционный коллектив».

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

32

Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды.


Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ.

Конкурс «Лучший литературный редактор».

Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой.

Подготовка газетного номера.


33


Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык.

Круглый стол

Работа в малых группах.

1 группа - Рекламный отчет

2 группа - Рекламное интервью

3 группа - Рекламная заметка

4 группа - Рекламный очерк

Вопросы для собеседования:

Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием?

Что такое шаблон?

Как создать публикацию?

Что такое колонтитул?

Какими бывают заголовки? Каковы их функции?

Что такое выходные данные и что в них входит?


Придумать рекламный логотип для школьной газеты, школьного сайта.

Индивидуальная работа.

Подготовка газетного номера.

Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации).

34


Выпуск газеты

Подведение итогов

Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом.

Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный».

Творческий отчёт «Пресс-клуб - это…»

Награждение





11. Список литературы:

  • Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста - М., (издательство московского университета), 2000

  • Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. - М., 2000

  • Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М., 1989

  • Тертычный А. Жанры периодической печати - М., «Аспект-пресс», 2000

  • Отт У. Вопрос + ответ = интервью. - М., 1993

  • Шостак М.. Журналист и его произведение. - М., 19981.

  • «Журналистика в школе 7-10 классы. Программа. Материалы к занятиям». Автор-составитель Н.А. Спирина. Волгоград, 2010.

  • «Пресс-центр и школьная газета. Занятия. Тренинги. Портфолио.» Автор-составитель Н.В. Кашлева. Волгоград, 2010.

  • «Классный руководитель», № 3, 2003.

Интернет-ресурсы:

Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.

journ-lessons.com/litra.html

school-collection.edu.ru/

skazvikt.ucoz.ru/load/literaturnye_detskie_zhurnaly_putevoditel_chast_1/9-1-0-33











© 2010-2022