- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа внеурочной деятельности Пресс - центр
Рабочая программа внеурочной деятельности Пресс - центр
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усанова И.П. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФИО: Усанова Ирина Парфирьевна
Место работы: ГБОУ СОШ с. Кротково м. р. Похвистневский
Контактные телефоны: 8(84656)45523 - рабочий
89171523124 - сотовый
Название программы: «Школьный пресс - центр»
Направление ВУД: общекультурное
Классы: 5 - 9 (разновозрастная группа)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Кротково
муниципального района Похвистневский Самарской области
Программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
общекультурного направления
«Школьный пресс - центр»
Срок реализации программы: 1 год
Программа для учащихся 5 класса
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с.Кротково Усанова И.П.
Т. 8(84656)45523
2015 год
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости и актуальности внедрения программы в образовательный процесс:
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
-
знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
-
владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
-
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
-
понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
-
способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.
Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-
технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
-
проблемно-диалогическую технологию,
-
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
2. Цели и задачи программы
Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.
Задачи:
Образовательные:
-
расширение информационного диапазона всех субъектов образовательного процесса;
-
обучение детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений;
-
развитие и стимуляция активности учащихся, их творческих способностей;
-
формирование умений строить устные и письменные высказывания;
-
воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
-
научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования;
-
формировать навыки работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет;
-
знакомство с основами журналистики;
-
выпуск общешкольной газеты " Светоч"
Воспитывающие:
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение делать выбор и принимать решения;
-
умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
-
умение быть автономным.
Развивающие:
-
межличностное взаимодействие и сотрудничество;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
любознательность, критическое и системное мышление;
-
информационная и медиаграмотность.
3.Методы обучения и воспитания:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
- Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).
- Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
- Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ)
4.Виды деятельности:
-
теоретические занятия;
-
творческий практикум;
-
работа с прессой;
-
работа со справочной литературой;
-
анкетирование;
-
социологический опрос;
-
экскурсии;
-
встречи с журналистами;
-
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
-
выпуск школьной газеты;
-
публикации в местной прессе.
5.Основные направления работы пресс-центра:
-
Формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра.
-
Выпуск печатной газеты «Светоч», информационных листовок
-
Публикация материала на школьном сайте
-
Сбор и обработка информации
-
Встречи с интересными людьми
-
Передача информации в местные СМИ
-
Пропаганда здорового образа жизни
-
Кружок юного журналиста
Редакция газеты «Светоч» информирует всех субъектов образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы для освещения в районных СМИ.
Газета выходит не менее 1 раза в месяц, тиражом не менее 10 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.
Включает в себя следующие рубрики:
-
«Я - гражданин Российской Федерации»:
освещение важных событий в стране, области, городе, районе;
формирование активной жизненной позиции обучающихся, политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе;
-
« Вести из классов»:
освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов;
статьи об участниках и победителях олимпиад;
статистика интеллектуального развития классов.
-
« Новости спорта»:
статьи о спортивных соревнованиях в школе, о выездных спортивных соревнованиях;
интервью с лучшими спортсменами школы;
беседы с болельщиками;
статистика спортивной подготовки классов;
пропаганда здорового образа жизни.
-
« Мир моих увлечений»:
статьи, связанные с интересами мальчишек и девчонок.
-
«Юмор»:
шуточные истории из жизни учащихся, анекдоты, стишки-прибаутки, сканворды.
-
« Проба пера»:
стихотворения,рассказы, написанные учащимися школы, учителями;
статьи о писателях и поэтах родного края.
6.Средства обучения и воспитания:
-Материальные (плакаты, таблицы)
-Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).
7.Форма и режим занятий
Образовательная программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.
8. Уровень результатов работы по программе
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные, метапредметные и предметные.
Предметные результаты:
-
Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
-
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
-
Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
-
Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
-
Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
-
Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
-
Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
-
Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
-
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
-
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
-
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные результаты:
-
Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-
Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
-
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
-
Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
-
Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
Учиться определять и формулировать цель деятельности.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
-
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
-
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний.
-
Делать предварительный отбор источников информации.
-
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
-
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
-
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, круглый стол, работа в малых группах, технология проблемного диалога.
9.Система организации учащихся пресс-центра
Программа рассчитана на 1 год обучения, но в дальнейшем планируется составление расширенной программы на 4 года обучения.
В процессе обучения участники кружка делятся на рабочие группы:
Корреспонденты - сбор информации и обработка материала
Художники-фотографы - предоставление необходимого графического материала для газеты.
Редакторы - подготовка материалов.
Литературный отдел - подготовка сценария к разделам газеты.
Корректоры -устранение грамматических ошибок, опечаток и других неточностей.
Верстальщики - верстка газеты.
Дизайнеры - работа с Интернет-ресурсами, дизайн школьного издания.
Руководитель, главный редактор.
10. Содержание программы:
Введение в журналистку 5 часов
Основы журналистики 21 час
Художественно - техническое оформление издания - 8 часов
Учебно-тематический план
Введение в журналистику
№
Тема занятий
Способы и формы работы
Результаты
1
Можно ли научиться писать?
Игра «Проба пера»
Психологический тренинг.
Знакомство с «памятками» журналиста, результаты тренинга, анализ работ.
2
Особенности различных детских и подростковых изданий.
Обзор детских изданий.
Деловая игра «Точка зрения!»
Обзор Интернет-ресурсов.
Работа-отчет «Самое креативное школьное издание» с использованием презентации.
3
История возникновения журналистики
Проблемный диалог, информационный поиск
Мини-проект «Журналист будущего»
4урналист будущего"информационный поискзличных детских и подростковых изданий.сть объемом 16 куб.м.
Что такое профессиональная этика журналиста.
Работа в малых группах, «побуждающий и подводящий диалог»
Предварительный просмотр статей, анализ текстов.
5
Круглый стол
Вопросы для собеседования:
Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»?
Почему в 18-19 в.в. издатели отдавали приоритет журналу, а не газете?
Какие виды газет вы знаете?
Какие исторические типы журналистики вы знаете?
Существует ли полная свобода печати?
Каковы причины возникновения журналистики?
Что такое гласность и свобода печати?
Что такое дайджест?
Какие законы РФ о СМИ вы знаете?
Какие детские и подростковые издания выходят в Самарской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их.
Литературный обзор«Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)».
Основы журналистики
6
Понятие информации. Информационные жанры.
Практикум « Работа с информацией».
Тренинг «Работа с событием».
Собеседование, индивидуальная работа.
7-8
Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности
Игра «Проба пера».
«Маленький мистер Бин». Написать материал (тема, жанр - на выбор), в который включить свои «бины» (например, каБИнет)
Составление материалов в виде зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания».
9
Как построить заметку.
Урок читательских удовольствий.
Конкурс «Заметка дня!»
Заметка о значимом событии в жизни школы.
Подготовка газетной полосы.
10-11
Статья. Виды статьи
Деловая игра «Идеальное задание»
Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»
Мастер-новость «Час важных сообщений»
Подготовка газетной полосы.
12
Что такое удачный заголовок и как его придумать.
Мастер-класс. «Обыграй словечко!»
Структурирование номера газеты.
Конкурс «Лучший заголовок»
Подготовка газетной полосы.
13
"Пусть не пугает чистый лист..."
Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму ( «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь»,- пословица журналиста)
Подготовка газетной полосы. Работа в рубриках
«Вести из классов», «Мир моих увлечений», «Это интересно!»
14
Общение - это искусство
Ролевая игра «Трудные собеседники».
Подготовка и проведение блиц-опроса.
Подготовка газетной полосы.
15-16
Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью
Игра «Умеете ли вы задавать вопросы?»
Подготовка и проведение интервью.
Подготовка газетной полосы.
17
Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия".
Практикумг «Вы - в центре событий»
Репортаж с места событий.
Подготовка газетной полосы.
18
"Король" художественно-публицистических жанров. Очерк.
Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ
Конкурс «Лучший очерк».
Подготовка газетной полосы.
19
Фельетон
Литературный тренинг «Угадай, кто это?»
Используя русские народные пословицы, написать фельетон на школьную тему.
Подготовка газетного номера.
20
Выпуск газеты
Работа с информационно-иллюстративным материалом.
Номер газеты.
21
Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса.
Деловая игра «Собеседование»
Составление вопросов.
Творческая мастерская «Бюро расследований»
Подготовить и провести блиц-опрос, составить мониторинг.
Подготовка газетного номера.
22
Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи.
Пресс-конференция
Индивидуальная работа. Подбор материала в виде заметок, зарисовок, статей.
Подготовка газетного номера.
23
Круглый стол
Вопросы для собеседования:
Какие вы знаете жанры газетных материалов?
Чем жанры отличаются друг от друга?
Какие жанры относятся к информационной группе?
В какой форме может проводиться интервью?
Из каких элементов состоят новости?
Что такое жанр?
Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды
Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия?
Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами?
Что такое социология?
Как социология связана с журналистикой?
Творческая работа (по выбору).
Подготовка газетного номера.
24
Синтез жанров в современной журналистике
Игра-тренинг «Фантастическая добавка»
Индивидуальная работа.
Оформление газетной полосы.
Подготовка газетного номера.
25
Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя
Ролевая игра «Попробуй убедить меня в…»
Работа в форуме, блоге.
26
Газета-экспромт
Работа в малых группах.
Выпуск номера газеты
Художественно-техническое оформление издания
27
Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций.
Диалог «Заголовок и иллюстрация»
Индивидуальная работа.
Оформление газетной полосы.
Подготовка газетного номера.
28-295дакционный коллектив"мера.й, "ск номер
Художественно-техническое оформление издания
Деловая игра «Редакционный коллектив»
Индивидуальная работа.
Оформление газетной полосы.
Подготовка газетного номера.
30-
31
Макет номера. Верстка, основные ее правила
Деловая игра «Редакционный коллектив».
Индивидуальная работа.
Оформление газетной полосы.
Подготовка газетного номера.
32
Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды.
Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ.
Конкурс «Лучший литературный редактор».
Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой.
Подготовка газетного номера.
33
Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык.
Круглый стол
Работа в малых группах.
1 группа - Рекламный отчет
2 группа - Рекламное интервью
3 группа - Рекламная заметка
4 группа - Рекламный очерк
Вопросы для собеседования:
Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием?
Что такое шаблон?
Как создать публикацию?
Что такое колонтитул?
Какими бывают заголовки? Каковы их функции?
Что такое выходные данные и что в них входит?
Придумать рекламный логотип для школьной газеты, школьного сайта.
Индивидуальная работа.
Подготовка газетного номера.
Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации).
34
Выпуск газеты
Подведение итогов
Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом.
Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный».
Творческий отчёт «Пресс-клуб - это…»
Награждение
11. Список литературы:
-
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста - М., (издательство московского университета), 2000
-
Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. - М., 2000
-
Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М., 1989
-
Тертычный А. Жанры периодической печати - М., «Аспект-пресс», 2000
-
Отт У. Вопрос + ответ = интервью. - М., 1993
-
Шостак М.. Журналист и его произведение. - М., 19981.
-
«Журналистика в школе 7-10 классы. Программа. Материалы к занятиям». Автор-составитель Н.А. Спирина. Волгоград, 2010.
-
«Пресс-центр и школьная газета. Занятия. Тренинги. Портфолио.» Автор-составитель Н.В. Кашлева. Волгоград, 2010.
-
«Классный руководитель», № 3, 2003.
Интернет-ресурсы:
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.
journ-lessons.com/litra.html
school-collection.edu.ru/
skazvikt.ucoz.ru/load/literaturnye_detskie_zhurnaly_putevoditel_chast_1/9-1-0-33