Рабочая программа коррекционного обучения: Развитие умственной деятельности у дошкольников 6-7 лет со снижением познавательной деятельности

Программа предназначена для работы педагогов – дефектологов. Программа предусматривает развитие умственной деятельностиу детей с ЗПР. Параллельно решается важная задача развития познавательных процессов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы  обеспечивается включением в занятие предметно – практической деятельности детей. Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа коррекционного обучения: Развитие умственной деятельности у дошкольников 6-7 лет со снижением познавательной деятельности.


Юго-Западное окружное управление

образования Департамента образования

города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2109»

(ГБОУ Школа № 2109)

______________________________________________________________________

117148, г.Москва, ул.Маршала Савицкого, д.6, к.4 Тел. 8(499) 232-11-18





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


«Развитие умственной деятельности

у дошкольников 6-7 лет

со снижением познавательной деятельности













Москва 2015 г.


Пояснительная записка

Краткая характеристика обучающихся групп с детьми ЗПР.

Умственное воспитание является одной из важнейших составляющих в системе в коррекционно - образовательной работы с детьми. Умственное воспитание предполагает формирование у ребенка способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, обобщения, классификации), познавательных способностей, ориентировочных действий, речи. Умственное развитие детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия используются тут же в различных видах деятельности.

Важнейшим условием решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями - анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением. У детей с ЗПР отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:

-в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

-в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;

-в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;

-в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью, по сравнению с нормой. Деятельность детей с задержкой в развитии при анализе недостаточно целенаправленна: выделение признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Аналогичная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения.

Детям данной категории с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор» в игре «Четвертый лишний»; «Чем похоже?» и «Чем отличаются?» два предмета; «Назови одним словом».

Л.С. Выготский отмечал, что для ребенка раннего возраста мыслить - значит разбираться в видимых связях, а для ребенка дошкольного возраста мыслить - значит разбираться в своих представлениях.

Содержание рабочей программы.


Содержание рабочей программы коррекционного обучения определено структурой дефекта и степенью его выраженности у детей данной группы. Программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под общей редакцией С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса 2004; Р.Д. Триггер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова, методическое пособие Р.И. Лалаева, А Гермаковская, Нарушение в овладении математикой. - Спб.: Издательство «Союз», 2005 и Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Н.Д., Соколова, Л.Б., Баряева, О.П., Гаврилушкина, СПб., Каро, 2009. Программы имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», включены в Федеральный перечень учебников, учебно - методических и методических изданий. Программа предназначена для работы педагогов - дефектологов. Программа предусматривает развитие умственной деятельности у детей с ЗПР. Параллельно решается важная задача развития познавательных процессов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы обеспечивается включением в занятие предметно - практической деятельности детей.

Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно - развивающего воспитания и подготовке к школе.

Задачи программы:

-обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;

-обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;

-проводить коррекцию (исправления или ослабления) негативных тенденций развития;

-стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной);

-проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Содержание:

Коррекционно - развивающие занятия могут быть использованы в качестве самостоятельных, а также могут быть включены в занятие как его фрагмент. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но могут проводиться и с группой детей. Длительность занятия 30 минут. Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов корекционно - развивающей работы.

На занятиях соблюдается охранительный режим:

-проведение физ. минуток,

-соответствие учебной нагрузке возрасту ребенка,

-соответствие дидактического материала по размеру и цвету,

-соответствие мебели возрасту детей,

-соблюдение санитарно - гигиенических требований.

Цикл занятий делится на последовательные этапы. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.

Программа рассчитана на 6 месяцев и предполагает проведения 36 занятий (2 раза в неделю).

Структура занятий включает:

-орг. момент- 4 мин

-основная часть-20 мин.

-физ. минутка-3 мин

-итог занятия-3 мин.

На каждом занятии отрабатываются умения и навыки всех пяти этапов.

Обязательно включение в эту работу семьи ребенка (непосредственное участие родителей в коррекционно - развивающем процессе; закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул).

Этапы программы:

  1. Формирование классификации. В процессе коррекционной работы необходимо научить детей выявлять признаки, на основе которых осуществляется классификация. Сначала классификация проводится на хорошо знакомом детям материале, для того, чтобы они поняли ее суть. Примерные задания: группировка картинок, «домашние и дикие животные», игра «Четвертый лишний», классификация на основе внешних признаков, родовых понятий, функциональных признаков, на абстрактном материале, на основе семантических признаков, формально - языковых признаков.

  2. Формирование сериации можно осуществлять в нескольких вариантах: на невербальном варианте; с включением речи. Используются следующие упражнения: ранжирование предметов, геометрических фигур по величине, длине, насыщенности цвета и другим признакам, сериация сюжетных картинок данных в беспорядке, раскладывание геометрических фигур по величине.

  3. Формирование сравнения. В начале детям дают задание на сравнение предметов, наглядных ситуаций, затем переходят к сравнению абстрактного и речевого материала. Примерное задание : сравнение сюжетных картинок, определение «ошибок» художника при изображении предметов, на сюжетных картинках, сравнение абстрактных объектов.

  4. Формирование умозаключения на основе аналогии. Рекомендуется начинать с простых аналогий, постепенно переходя к определению закономерностей на основе абстрактных объектов. Примерное задание: определи, какую фигуру надо поместить в пустой клетке, расложи изображение предметов по аналогии, лабиринты.

  5. Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса. Развитие ручной моторики осуществляется в следующих направлениях:

-развитие кинестетичекой основы движений;

-развития динамической организации и координации движений;

-формирование зрительно - пространственной организации движений.

Примерное задание: упражнение на воспроизведение статики движений (праксис поза), развитие динамической организации движений (различные виды предметно - практической деятельности, пальчиковые игры).

  1. Формирование сукцессивного и симультанного анализа и синтеза. Сукцессивные процессы необходимо развивать на восприятие различной модальности:

1) На основе зрительного восприятия;

2) На основе речеслухового восприятия (задания на восприятие и воспроизведение ритма, пробы Рея), рисование геометрических фигур по речевой инструкции;

3) Воспроизведение автоматизированных рядов;

4) Повторение предложений.

5) В процессе формирования временных представлений;

6) В процессе развития вербально - логического мышления (раскладывание серии сюжетных картинок).

Ожидаемый результат.

Учитывая игровой способ умственного развития, развития мелкой моторики пальцев рук и усидчивости при специально организованной коррекционной работе, предполагается, что уровень развития у детей со сниженной познавательной активностью повысится. Помимо этого ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, знания о себе и окружающем мире, научится ориентироваться в тетради, овладеет основными мыслительными операциями - анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Параллельно решается важная задача развития познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Планирование занятий


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно-воспитательная работа

1

Классификация

3ч.

Умения:

-выявлять конкретные признаки;

-группировать элементы с учетом их признаков;

-абстрагироваться от конкретного, учитывая общие критерии;

-проводить классификацию на основе внешних признаков (величины, формы);

- проводить классификацию на основе родовых понятий, на основе двух признаков;

-проводить классификацию на основе функциональных признаков, на абстрактном материале (геометрические фигуры);

-проводить классификацию слов по различным признакам: на основе семантических признаков, формально - языковых признаков, грамматического значения;

-определять ошибки в классификации;

-проводить классификацию на вербальном уровне.

Формирование классификации

2

Сериация

3ч.

Умения:

-ранжировать предметы, геометрические фигуры по величине, длине, насыщенности цвета и другим признакам;

-сравнивать скорости различных транспортных средств;

-разложить сюжетные картинки данных в беспорядке;

-использовать сравнительную лексику, в вербальном плане оформлять результаты сравнения в речевой форме;

-проводить сериацию на числовом материале;

-определять место чисел в ряду;

-дополнять числовые ряды;

-заполнять решетки с последовательностью чисел.

Формирование сериации

3

Сравнение

3ч.

Умения:

-сравнивать предметы, определять их отличия и сходства;

-сравнивать сюжетные картинки;

-определить «ошибки» художника при изображении предметов, на сюжетных картинках;

-сравнивать абстрактные объекты.

Формирование мыслительной операции сравнение

4

Умозаключение на основе аналогии

3ч.

Умения:

-разложить изображение предметов по аналогии (разложить по смыслу);

-решать задачи на основе алгоритма;

-устанавливать аналогии и на их основе находить способ решения, определить закономерности на основе анализа абстрактных объектов;

-проходить лабиринты;

-методики «дополни набор».

Формирование умозаключения на основе аналогии

Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации недоразвития познавательной сферы.

Стимуляция познавательной активности;

Развитие зрительного гнезиса и зрительного мнезиса.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

5

Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

3ч.

Умения:

-воспроизводить статику движений (праксис позы);

-развитие динамической организации движения (предметно - практическая деятельность, пальчиковый тренинг в сопровождении стихотворений, счета; без сопровождения);

-конструировать из кубиков; складывать разборные игрушки, матрешки, пирамиды; составлять предметные разрезные картинки; складывать из спичек, палочек геометрические фигуры, буквы, цифры; работать с мазайкой; работать с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание, самостоятельное творчество); наматывать нитки на катушку клубок; шнуровать, расстегивать пуговицы.

Формирование ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса

6

Сукцессивный и симультанный анализ и синтез

3ч.

Умения:

-последовательно рисовать геометрические фигуры по речевой инструкции;

-повторять серии слов и цифр с постепенным увеличением объема ряда;

-воспроизводить автоматизированные ряды (времена года, месяцы в году, дни недели, части суток);

-составлять серии сюжетных картинок;

-находить число в ряду других чисел;

-складывать разрезанные на части предметные и сюжетные картинки;

-дополнять цветные матрицы Равена;

-конструировать кубики Кооса;

-конструировать игрушки из деталей;

-выкладывать узоры мозаикы;

-выявлять сходства и различия сюжетных картинок, картинок, отличающихся временными признаками;

-делать анализ картинок с нелепым сюжетом.

Формирование сукцессивных и симультанных процессов

Методическое обеспечение дефектолога.


  1. Иванова Т.Б., Илюхина В.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР, СПб.: Детство - Пресс, 2011

  2. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Диагностика, профилактика и коррекция нарушения во владении математикой у младших школьников, СПб.: Союз, 2005

  3. Забрамная С.Д.Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995

  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007

  5. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психо-физическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006

  6. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, владос, 2008

  7. Епифанцева Д.Б. Настольная книга педагога - дефектолога, Ростов - на - Дону, Феникс, 2008 год.

  8. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. -М: АСТ: Астрель; 2008 (122-147 стр.);

  9. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР. - М. Речь, 2004.

  10. Капустина Г.М., Шевченко С.Г. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, М., 2001;

  11. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений, Москва, Мозаика-Синтез, 2010;

  12. Демина А.И. . Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования, Москва, Мозаика-Синтез, 2010;

  13. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, Владос, 2008;

  14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995;

  15. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007;

  16. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006;

  17. Савина Л.П., Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Москва, АСТ, 1999;

  18. Закрепина А.В., Трудный ребенок, Москва, Дрофа, 2008;

  19. Парамонова Л.Г., Нарушение речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции;

  20. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М: АСТ: Астрель; 2008;

  21. Борякова Н.Ю., Касицина М.А., Коррекционно - педагогическая работа с детьми с ЗПР, М., Сфера, 2007;

  22. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, справочное пособие, М., Сфера, 2008;

  23. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя - дефектолога, М., «Школьная Пресса», пособие, 2008;

  24. Защиринская О.В. Психология детей с ЗПР, хрестоматия, СПб Речь 2007;

  25. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Нарушение в овладении математикой, пособие, СПб Союз 2005;

  26. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно - педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР, М., Сфера, 2008;

  27. Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников, методические рекомендации, М., Ювента, 2006;

  28. Лубовский Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов, М., Модэк, 2008;

  29. Хамидулина Р,М. Математика. Подготовка к школе. - М.: Издательство «Экзамен», 2009;

  30. Шевченко С.Г., Триггер Р.Д., Капустина Г.М. Подготовка к школе детей с ЗПР, М., Сфера, 2005.

  31. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Н.Д., Соколова, Л.Б., Баряева, О.П., Гаврилушкина, СПб., Каро, 2009.


© 2010-2022