Упражнения по теме Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеУпражнения по теме ПричастиеВыберите из предложений причастия.


1.Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногою.
2. И низко висит над чужою землей ревущее грозою наше небо.
3. Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков.
4. И потекла новая песня, решительная и решившаяся.
5. Вся собранная, острая, живая, ты много, где успела побывать.
6. Гроза отгремела и ушла, оставив над городом мелкий дождичек, моросивший до самогоутра.
7. Потемневшие деревья слились с силуэтами домов.

Выберите причастия.

Злющий, злящий, злящийся, зливший, злившийся.
Удлинивший, удлинившийся, длиннющий, удлиняющий, удлиняющийся.

Выберите из предложений причастия.

1. Мороз усилился, и, когда Андрей Дмитриевич проходил в светлом круге, которыйобразовался от зажжённого фонаря, он видел реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.
2. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугами рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещаласьсеребристо- розовым светом.
3. Порою лепесток, роняемый цветущим в саду деревом, медленно падал, и я старалсясхватить взглядом отражение этого лепестка.

Выделите причастия и существительные, с которыми причастия согласованы (т.е. определяемые слова).

1. Луга давно расцвели. Зазеленели кусты и деревья, но новорожденные листочки былисовсем крошечные. Озарённые нежным светом раннего утра, свежие, будто улыбающиеся, онинапоминали детей, только что пробудившихся ото сна.
2. Бемби вышел из кустарника и оказался на пустынном глухом месте, поросшем рутой. Бембибыл совсем один. И, уже не чувствуя над собой чужой власти, он дал волю давно томившемуего позыву к бегству. Под его летящим вперёд телом тугой ракитник стлался, словно под косой.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Итальянский язык казался особенно звонким в густом снегу, засыпавш м пустынные проспекты и дворцы Петербурга. 2. Создатель русского стиха Пушкин был первым поэтом, превративш м русские слова в крылья бабочек и крылья птиц и заставивш м размерные русские строки сверкать золотом и звенеть серебром. 3. Глаза его скользили по бесчисленным колосьям, жёлтым, отяжелевш м, суховато шелестящим на легчайш м полуденном ветерке.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Матросы сели на холме, заросш м вереском и волчьими ягодами. 2. Мягкий солнечный свет вырвался, откуда - то снизу, как будто его излучала сама земля навстречу слепящ м бликам солнца, рассыпанным в листве. 3. У неё было чувство воробья, залетевш го в тысячеколёсный механизм башенных курантов. 4. Добро существует в душе, в окружающ м нас мире. 5. Мшистые стволы упавш х деревьев, ямы, высокий папоротник мешали ей на каждом шагу.

Выделите причастия и существительные, с которыми причастия согласованы (т.е. определяемые слова).

1. Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва смирившейся реке.
2. Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувшем.
3. Зарево на дальних высотах трепещущих румянцем отразилось.
4. Ключ этот бьёт из расселины берега, превратившегося в небольшой овраг.
5. Лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тожележали, понурив головы.
6. Листья становятся какого - то бело - мутного цвета, ярко выдающиеся на лиловом фонетучи, шумят и вертятся.
7. И низко висит над чужою землёй ревущее грозою небо.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Он будто всё ещё во весь дух нёсся за лающ й собакой. 2. Солнце смущённо глянуло на леденящ ю землю. 3. Он был подобран пароходом «Лукреция», шедш м в Кассет. 4. Виднелась струящ яся голубизна камней. 5. Он как бы видел свою оторопевш ю дочку в богатой толпе у прилавка. 6.Стог сена, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика, видневш йся вдали, - всё виделось как - то особенно выпукло и ярко.

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 4.

Расставьте знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме "Причастие"


1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Вид...щий, вид...мый, вид...вший,; слыш...щий, слыш…мый, слыш...вший,; леле...щий, леле...мый, леле..вший; знач…мый, знач…вший, назнач…нный. назнач...ны; кле...щий, кле...вший, скле...нный, скле...ны; се...щий,се…вший, засе...нный.

Выделите причастия и укажите, какие они: действительные, или страдательные, настоящего или прошедшего времени?

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерёв. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна... Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерёв или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие, цепкие крючья, легко колеблемые воздухом... В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнёзда на трепетные свои вершины. У иных из них отдёрнутые и не вполне отделённые ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями.



© 2010-2022