Использование различных технологий на уроках русского языка и литературы

На уроках русского языка и литературы (в том числе интегрированных) чаще всего мною используются следующие технологии: технология проблемного обучения и проектно-исследовательская. В данном материале представлены теоретические сведения об этих педтехнологиях, а также примеры их использования. Материал подготовлен с опорой на Интернет-ресурсы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование различных технологий


на уроках русского языка и литературы


На уроках русского языка и литературы (в том числе интегрированных) чаще всего мною используются следующие технологии: технология проблемного обучения и проектно-исследовательская.

Технология проблемного обучения


Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Важным моментом в организации урока в условиях ФГОС является самостоятельность учащихся в нахождении способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы. Учителю важно не только создать проблемную ситуацию, но и суметь подвести учащихся к решению вопроса и организовать поиск решений.

Цель проблемного обучения: способствовать развитию проблемного мышления учащихся.

Задачи проблемного обучения: 1. Повысить мотивацию учащихся к обучению. 2. Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности. 3. Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.

Этапы проблемного обучения:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Методические приемы:

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрение явлений с различных позиций;

- побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

Методы поиска решения проблемной ситуации: 1) Побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников. 2) Подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной проблемной ситуации - он развивает логическое мышление и речь. 3) Подводящий диалог, который разворачивается без проблемной ситуации - он развивает логическое мышление и речь.

Примеры использования технологии проблемного обучения

Название этапа проблемного обучения

Содержание

Примеры использования на уроке

Результат

1. Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации. Методы - диалог; «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников) и «актуальность». Осознание противоречия. Формулирование проблемы

А) Почему изменилось отношение отца к сыну? Какие события повлияли на то, что отец стал ближе к сыну? (В.Г.Короленко «В дурном обществе»).

Б) С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушил хронологический порядок следования глав в романе «Герой нашего времени»?

В) Запишите слова в 2 столбика:
Земля - земле - земли - о земле. Земляной, приземлиться, земледелец, подземный.
По какому принципу подобраны слова в столбиках? (Тема урока «Формы слова»).

Г) Что спасет мир? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

Д) Какова стилистическая роль бессоюзных сложных предложений в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина (глава 5)?

Развитие коммуникативной компетентности

2. Поиск решения

Методы поиска решения: наблюдение и побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог

А) Подводящий диалог. Обращение к тексту, анализ действий героев, дискуссия.

Б) Наблюдение. Побуждающий диалог. Работа с критическими статьями о романе.

В) Подводящий к теме диалог. Определите части речи. Разберите слова по составу. Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором? Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие - формой одного и того же слова? Почему?

Г) Побуждающий диалог. Предъявление противоречивых точек зрения. Дискуссия.

Д) Наблюдение. Подводящий диалог. Чтение текста, пунктуационный анализ, приём синтаксического параллелизма. Замена бессоюзных сложных предложений синонимичными союзными.

Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности

3. Выражение решения

Результат - вывод, самостоятельно сформулированный

А) Сын совершал благородные поступки, оцененные другими людьми. Отец это понял, осознав ошибочность своего предвзятого отношения и равнодушия к сыну.

Б) Чтобы постепенно и более полно дать характеристику образа Печорина.

В) Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные - при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается.

Г) «Красота спасет мир» (Ф. М. Достоевский). Л. Н. Толстой считает, что целомудренная женщина. В Библии говорится, что мир спасет Любовь.

Д) Текст у Пушкина имеет ярко выраженную просторечную окраску, о снах и гаданиях люди повествуют разговорным языком. А для текстов разговорного стиля использование более выразительных бессоюзных сложных предложений является характерной чертой.

Продукт - новое знание и формирование ключевых компетентностей

Система формирующего оценивания

  1. Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации. Цель: проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации: выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий.

  2. Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся. Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

  3. Отношение учащихся к учению. Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения.

Проектно-исследовательская технология

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. Ее начальной формой является метод проектов.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В процессе подготовки и проведения урока ученики включаются в процесс коллективной исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла, используют доступные источники познания и учатся отбирать нужную информацию, делают выводы и представляют своё исследование.

Задачи, решаемые в ходе работы над учебным проектом: Предметные. Метапредметные. Личностные.

Как правило, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями: - интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); - творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия тог или иного явления); - коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Основные требования к использованию методов проектов: 1) наличие значимой проблемы; 2) практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3) исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность; 4) структурирование содержательной части;

5) распределение ролей и указание поэтапных результатов; 6) использование исследовательских методов проектирования.

Этапы разработки проектов: а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы; б) выдвижение гипотез решения проблемы; в) выявление возможных источников информации; г) обсуждение оформления результатов; д) работа в группах над поиском фактов и аргументов; е) обсуждение методов; ж) корректировка выводов; з) рефлексия, выдвижение новых проблем.

Ожидаемые результаты: Повышение мотивации учащихся в учебе; получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации; повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы; предоставление каждому возможностей самореализации; развитие творческих способностей; развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе; получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Примеры использования проектно-исследовательской технологии

  1. Функция назывных предложение в пейзажной лирике (А.А.Фет «Шепот, легкое дыханье…»; Ф. И. Тютчев «Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть…»; Константин Бальмонт "Безглагольность"; А.Майков «Весна») в 8 классе. Назывные предложения используются для изображения явлений природы. Образы - метафоры рисуют состояние лирического героя (восхищение, любование, уважение к родной природе.

  2. Создание обложки книги, сборника басен, проекта-кроссворда в 5 классе.

  3. Составление словаря «сибирских» диалектизмов, местных слов из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе.

  4. Составление сборника современных зарубежных литературных сказок с аннотацией в 6 классе.

  5. Сравнительный анализ героев трагедии У.Шекспира «Гамлет» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в 11 классе.

  6. Сочинительные союзы - показатели смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения в 9 классе.

© 2010-2022