Урок по рассказу В. П. Астафьева

В копилку педагогических идей предлагаю конспект  урока литературы для 5 класса  по технологии «сказкотворчество» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Программа Коровиной В.Я.Типология урока – комплексное применение знаний. Дидактическая цель – создать условия для применения знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях. Это универсальный конспект урока, его можно применить для проведения нетрадиционных уроков, обучить теории литературы, провести анализ текста художественного про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карта урока по технологии «сказкотворчество».

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Учитель - Сенникова Ирина Анатольевна.

Предмет - литература.

Класс - 5А (программа Коровина В.Я.)

Тема урока - В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Типология урока - комплексное применение знаний.

Обучающая цель: обеспечить применение учащимися знаний по теории литературы, знаний текста рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и способности переносить события литературного произведения на жизненные ситуации.

Развивающая цель: обеспечить условия для развития у школьников умений анализировать текст, видеть главное, обращать внимание на детали, умение инсценировать, строить аналогии с действительностью.

Воспитательная цель: создать условия для воспитания культуры общения в групповой работе. Бережное отношение друг к другу, ко всему живому.

Название этапов

Авторский текст

Формы и методы реализации

Время

1.

Благоприятное начало

Леший: Сегодня мы отправляемся в поход по тайге - путь будет трудный, испытания ждут, но есть возможность прославиться, принести пользу людям и даже чуть-чуть разбогатеть

Групповая форма работы (группы сформированы самими учащимися). Задания группам: надо придумать, что можно взять с собой в тайгу, чтобы выжить (только 1 предмет, не обязательно вещь)

Соль, спички, сухари, веселую песню, доброе слово.

1-2 мин.

2.

Вхождение в сказку

Леший проводит викторину перед выходом, веселее идти. 6 вопросов: Любите ли вы сказку? Назовите любимых героев? Какие герои помогали людям, делали добро? Вы хотите быть на них похожими? Чем сказка отличается от рассказа? Какова роль того и другого? (вопросы в виде мухоморов)

Групповая работа. Дети отвечают на вопросы и получают за это кедровые орешки.

Игра «Подарок» (оценка друг друга) (дополнительный орешек)

5-7 мин.

3.

Работа по группам.

1) на вербальность

Идут по лес и видят, как деревья между собой сомкнулись. Чтобы пройти дальше, надо дать определения понятиям. И деревья расступятся.

Групповая работа.

Выход на литературный материал: какова тема рассказа? Идея? Как рассказ начинается и заканчивается? (связь со сказкой) Композиция. Теория литературы.

5 мин

2) инсценирование

Каждая группа попадает на обед к лешему (как Васютка) Что может предложить каждая группа? На столе печеный глухарь, вареные утки, жареный гусь, кусочек хлеба, кедровые орешки.

Групповая работа. В каком эпизоде это или иное блюдо? Расскажите, как в истории с глухарем характеризовался Васютка? Как данный предмет функционирует? Работа с деталью.

10 мин

3) Современная характеристика сказочного героя.

В нашем лесу ЧП несколько лешачков ( слуг лешего) через дупло дерева оказались в современном реальном мире с волшебной палочкой. Как ведут себя герои? (стр. учебника)

Групповая работа - выход на коллективное обсуждение. Аргументы! Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу? ( в учебнике сравнение)

15 мин

4.

Графическая работа.

И вот (как Васютка) мы подходим к солнечной чудной поляне. Каждый видит ее по-своему.

Групповая работа по Д/з: надо было нарисовать чудесную поляну добра и дать комментарий.

5-7 мин

5.

Работа на вербальность.

Мы устали, болеем (и Васютка тоже) А на поляне добра вылечился - надежда. Как и что и говорят люди на этой поляне?

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу, на рыбалке и т.д. Попробуйте написать об этом рассказ.

Язык рассказа. Текст. (Культура речи лечит). Или стихи, тексты о лесе!

5-15

6.

Нравственный выбор жизненной позиции.

Язык добра нужно перенести в другое место. Подарить по 1 предмету: волшебное кольцо, молодильное яблоко, золотая рыбка.

Как, используя эти предметы, принести добро людям, не нанося зла?

Васютка нашел озеро! Верно ли распорядился? А как бы мог?

10мин.

7.

Ретроспекция жизненных ситуаций.

Леший предложил ковер-самолет, чтобы вернуться назад. Можно изменить прошлое, но надо ли?

Вспомните, чего Васютке хотелось исправить, если бы он вернулся назад?

5 мин.

8.

Мотивация выбора.

-на себя

-на другого

На общество

Люди перед выходом с солнечной волшебной полянки. Им в подарок возможность воспользоваться огромной суммой денег за терпение и труд.

Чтобы вы сделали с этими деньгами? А если бы попали на место Васютки?

10миин.

9.

Итог открытый.

Д/з Рассказ, если не сделали ранее. Каким стал Васютка или Как Васютка выжил?

Приложение (задания группам).

К 1 этапу: Придумать, что можно взять с собой в тайгу, чтобы выжить (только 1 предмет, не обязательно вещь).

Ко 2 этапу:

1. Любите ли вы сказку? Назовите любимых героев?

2. Какие герои помогали людям, делали добро? Вы хотите быть на них похожими?

3. Чем сказка отличается от рассказа? Какова роль того и другого?

К 3 этапу: 1. Какова тема рассказа «Васюткино озеро»?

2. Какова идея рассказа «Васюткино озеро»?

3. Какова композиция рассказа «Васюткино озеро»? Как рассказ начинается и заканчивается?

К 5 этапу: Подобрать стихи и тексты из художественной литературы о лесе.

3

© 2010-2022