- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по рассказу В. П. Астафьева
Урок по рассказу В. П. Астафьева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сенникова И.А. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Карта урока по технологии «сказкотворчество».
В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Учитель - Сенникова Ирина Анатольевна.
Предмет - литература.
Класс - 5А (программа Коровина В.Я.)
Тема урока - В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Типология урока - комплексное применение знаний.
Обучающая цель: обеспечить применение учащимися знаний по теории литературы, знаний текста рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и способности переносить события литературного произведения на жизненные ситуации.
Развивающая цель: обеспечить условия для развития у школьников умений анализировать текст, видеть главное, обращать внимание на детали, умение инсценировать, строить аналогии с действительностью.
Воспитательная цель: создать условия для воспитания культуры общения в групповой работе. Бережное отношение друг к другу, ко всему живому.
№
Название этапов
Авторский текст
Формы и методы реализации
Время
1.
Благоприятное начало
Леший: Сегодня мы отправляемся в поход по тайге - путь будет трудный, испытания ждут, но есть возможность прославиться, принести пользу людям и даже чуть-чуть разбогатеть
Групповая форма работы (группы сформированы самими учащимися). Задания группам: надо придумать, что можно взять с собой в тайгу, чтобы выжить (только 1 предмет, не обязательно вещь)
Соль, спички, сухари, веселую песню, доброе слово.
1-2 мин.
2.
Вхождение в сказку
Леший проводит викторину перед выходом, веселее идти. 6 вопросов: Любите ли вы сказку? Назовите любимых героев? Какие герои помогали людям, делали добро? Вы хотите быть на них похожими? Чем сказка отличается от рассказа? Какова роль того и другого? (вопросы в виде мухоморов)
Групповая работа. Дети отвечают на вопросы и получают за это кедровые орешки.
Игра «Подарок» (оценка друг друга) (дополнительный орешек)
5-7 мин.
3.
Работа по группам.
1) на вербальность
Идут по лес и видят, как деревья между собой сомкнулись. Чтобы пройти дальше, надо дать определения понятиям. И деревья расступятся.
Групповая работа.
Выход на литературный материал: какова тема рассказа? Идея? Как рассказ начинается и заканчивается? (связь со сказкой) Композиция. Теория литературы.
5 мин
2) инсценирование
Каждая группа попадает на обед к лешему (как Васютка) Что может предложить каждая группа? На столе печеный глухарь, вареные утки, жареный гусь, кусочек хлеба, кедровые орешки.
Групповая работа. В каком эпизоде это или иное блюдо? Расскажите, как в истории с глухарем характеризовался Васютка? Как данный предмет функционирует? Работа с деталью.
10 мин
3) Современная характеристика сказочного героя.
В нашем лесу ЧП несколько лешачков ( слуг лешего) через дупло дерева оказались в современном реальном мире с волшебной палочкой. Как ведут себя герои? (стр. учебника)
Групповая работа - выход на коллективное обсуждение. Аргументы! Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу? ( в учебнике сравнение)
15 мин
4.
Графическая работа.
И вот (как Васютка) мы подходим к солнечной чудной поляне. Каждый видит ее по-своему.
Групповая работа по Д/з: надо было нарисовать чудесную поляну добра и дать комментарий.
5-7 мин
5.
Работа на вербальность.
Мы устали, болеем (и Васютка тоже) А на поляне добра вылечился - надежда. Как и что и говорят люди на этой поляне?
Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу, на рыбалке и т.д. Попробуйте написать об этом рассказ.
Язык рассказа. Текст. (Культура речи лечит). Или стихи, тексты о лесе!
5-15
6.
Нравственный выбор жизненной позиции.
Язык добра нужно перенести в другое место. Подарить по 1 предмету: волшебное кольцо, молодильное яблоко, золотая рыбка.
Как, используя эти предметы, принести добро людям, не нанося зла?
Васютка нашел озеро! Верно ли распорядился? А как бы мог?
10мин.
7.
Ретроспекция жизненных ситуаций.
Леший предложил ковер-самолет, чтобы вернуться назад. Можно изменить прошлое, но надо ли?
Вспомните, чего Васютке хотелось исправить, если бы он вернулся назад?
5 мин.
8.
Мотивация выбора.
-на себя
-на другого
На общество
Люди перед выходом с солнечной волшебной полянки. Им в подарок возможность воспользоваться огромной суммой денег за терпение и труд.
Чтобы вы сделали с этими деньгами? А если бы попали на место Васютки?
10миин.
9.
Итог открытый.
Д/з Рассказ, если не сделали ранее. Каким стал Васютка или Как Васютка выжил?
Приложение (задания группам).
К 1 этапу: Придумать, что можно взять с собой в тайгу, чтобы выжить (только 1 предмет, не обязательно вещь).
Ко 2 этапу:
1. Любите ли вы сказку? Назовите любимых героев?
2. Какие герои помогали людям, делали добро? Вы хотите быть на них похожими?
3. Чем сказка отличается от рассказа? Какова роль того и другого?
К 3 этапу: 1. Какова тема рассказа «Васюткино озеро»?
2. Какова идея рассказа «Васюткино озеро»?
3. Какова композиция рассказа «Васюткино озеро»? Как рассказ начинается и заканчивается?
К 5 этапу: Подобрать стихи и тексты из художественной литературы о лесе.
3