Урок по теме «Преданья старины глубокой» (по произведению П. Ф. Куляшова «Ох, Анна»)

Урок по теме «Преданья старины глубокой» (по произведению П.Ф.Куляшова «Ох,Анна») Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа ресурсов, что позволило за короткое время дать достаточно большой объем информации. Применение информационных технологий позволило реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Интеграция педагогических технологий и предметных областей позволяет повысить интерес к уроку, предмету и данной теме. По структуре урок состоял из нес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Преданья старины глубокой»

(по произведению П.Ф.Куляшова «Ох,Анна»)

Цель: знакомство с одним из произведений уральских писателей.

Задачи:

  1. Развитие умения анализировать прозаическое произведение.

  2. Развитие творческих способностей учащихся.

  3. Воспитание любви к родному краю, интереса к его истории.

Личностные УУД:

  • формирование основ гражданской идентичности личности:

- изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России;

- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

  • смыслообразование:

- выстраивание системы личностных отношений;

  • нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Познавательные УУД:

  • общеучебные:

- смысловое чтение,

- выделение информации,

- умение передавать содержание текста,

- структурирование знаний,

  • логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- анализ текста,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

- подведение под понятие, выведение следствий,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию,

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала);

- планирование (составление плана и последовательности действий),

- контроль (сличение результата с заданным эталоном),

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата),

- оценка (выделение и осознание усвоенного).

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, культуры своего народа, усвоение гуманистических ценностей;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

- планирование и регуляция деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической речью.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа; формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Ход урока.

Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята! Наш сегодняшний урок мы начнем с упражнения «Я желаю вам…»

Я желаю вам сегодня быть активными, внимательными, отвечать громко и главное думать.

А теперь повернитесь друг к другу, и каждый скажет свои пожелания. Вы можете адресовать их всему классу, конкретному ученику и мне.

Садитесь.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением писателя Куляшова, творчество которого связано с Пермским краем, нашими родными местами. Чтобы сформулировать тему нашего урока, мы обратимся к творчеству известного русского поэта. Может быть, кто - то назовет и автора произведения, первые слова которого звучали так: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? Перед этими строчками автор поместил пролог: «У Лукоморья дуб зеленый…»

Правильно! Произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:

«Преданья старины глубокой»(по произведению П.Ф.Куляшова «Ох, Анна!») - Слайд 1

СЛАЙД 2

Павел Федорович Куляшов

  • Родился 22 июня 1929 г. в с. Манчаж Свердловской области.

  • В годы Великой Отечественной войны оставил школу и работал учеником бондаря, рабочим нефтеразведки, молотобойцем.

  • В 1949 г. призван в ряды Советской Армии, служил во Владивостоке.

  • В 1952 г. в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта» опубликован первый рассказ П. Куляшова «Это не забывается».

  • В 1966 г. журнал «Молодая гвардия» опубликовал одну из лучших его повестей «Камская оратория» о строительстве Воткинской гидростанции,

  • Затем последовала повесть «Медвежий угол», в которой писатель обращается к далёкому (пугачёвскому) прошлому уральской деревни.

  • Член Союза писателей СССР с 1975 г.

  • Скончался П.Ф. Куляшов 16 мая 2005 г.

В теме нашего урока звучит слово Предание. А чем предание или сказание отличается от сказки?

(Составление кластера)

Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Слайд 3

А теперь обратимся к литературному словарю

Слайд4

Сказание или легенда - художественное произведение, иногда в форме фантастической сказки, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности, или историческое событие.

- Чем же предание отличается от сказки?

(основано на реальных событиях, есть обращение к реальной истории)

Послушаем произведение Куляшова, к какому жанру его можно отнести?

(Читаю произведение и слушаю ответ на свой вопрос)

Вопросы по произведению:


  1. Давайте подумаем, что же произведение написал автор?(Предание)

  2. А как доказать, что это предание? Какой синоним можно подобрать?

  3. А предание похоже на сказку? Чем? А в произведении Куляшова есть сказочные чудеса?

  4. Что мы узнали про Анну? Как вы понимаете слово нищебродка?

А какой она стала?

Устное рисование портрета Анны, ставшей красавицей.

  1. Как описан юноша в произведении? Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)

  2. А какая же была у них любовь? Подберите прилагательные - эпитеты(верная, чистая)

  3. Как же автор называет людей, которые принесли несчастье влюбленным?

(разбойники, злодеи, губители)

  1. Как вы понимаете слова:

« Эту вечную скорбь по ушедшим повторяли все, кто встречался когда - либо в жизни с большой печалью. Она входила в сознанье горьким осадком и, отстаиваясь, крепла в людях доброй и вечной памятью».

(Когда мы теряем близкого человека, всегда испытываем печаль, скорбь. Горечь остается на всю жизнь, но постепенно главным для нас становится добрая и вечная память о нем.)

9.Почему же произведение мы все - таки не можем назвать сказкой?

(нет счастливого конца, упоминаются реальные факты)

  1. Возвратимся к началу произведения. Что описывает автор? (церковь на берегу Камы) СЛАЙД 5

Этот собор называется Успенским , он и сейчас стоит на том же месте, его начали восстанавливать.

  1. Какое сравнение использует автор и почему? Давайте посмотрим на фотографии. Какие слова подберем, чтобы их описать?

  2. Чему же нас учит это произведение?

Давайте ещё раз сделаем вывод, каков же жанр этого произведения?

  1. Про название Оханска есть ещё много вариантов различных преданий и легенд. Но во всех говорится про печальную любовь. Почему? (Оханск - Ох, Анна)

Сейчас я хочу пригласить вас в путешествие по району. Мы мысленно побываем в моем родном селе Беляевка, окружающих деревнях и попытаемся понять, почему их так назвали, а вот о названии села есть своя легенда.

Давайте посмотрим на карту.

Название села и речки, на которой первоначально располагалось село, происходит от имени Беляйко Тяпкина, одного из крестьян, поставивших свои усадьбы на территории нынешнего Беляевского поселения.

Обживал Беляйко здешние места, росла его семья, появились новые жители, строили новые деревни. Давайте посмотрим, как же их называли? Может быть и про их названия можно сложить легенды?

Я предлагаю отправиться в путешествие по деревня нашего поселения: Зеленье, Пташки, Кысово, Заборье.

Подумайте, почему их так назвали?

Каждая группа отвечает на вопрос, далее по моей команде группы меняются местами по часовой стрелке, отвечают на вопрос предыдущей группы, не изменяя их ответа, а добавляя только свое и так до тех пор пока каждая группа не вернется на свое место. Далее группа, прочитав все записи на листочке, приходит к единому мнению и кто-то из группы выдвигает общую гипотезу, презентует свой ответ.

Метод «Автобусная остановка»

Почему так назвали эти деревни?


  1. Деревня Зеленье


  1. Деревня Кысово


  1. деревня Пташки

4. Деревня Заборье

Идет презентация ответов.

Домашнее задание: Слайд 6

Дома вы можете сделать два задания на выбор:

1.Составить предание о названии какого - нибудь населенного пункта или места около г.Оханска.

2.Нарисовать рисунок к преданию Куляшова П.Ф. «Ох, Анна!»

Рефлексия.

Перед вами лежат листочки, на которых вы напишите, как же прошел наш урок.

Что я нового узнал

Чему я научился

Где мне пригодятся полученные знания


© 2010-2022