- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-творческая мастерская Родники
Урок-творческая мастерская Родники
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Польская Е.И. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока «Родники»
Цель урока:
-
формировать представление о языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа
Задачи:
-
побудить к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества,
-
активизировать имеющиеся знания о средствах выразительности речи,
-
показать красоту и выразительные возможности тропов;
-
организовать творческую деятельность уч-ся на уроке;
-
воспитывать ценностное отношение к языку;
Тип урока: творческая мастерская
Технология: проблемная
Оборудование: компьютер, раздаточный материал
ХОД УРОКА
1.Организация класса.
Здравствуйте, здравствуйте! (слайд №1)
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим нашим гостям.
У нас всё готово, итак, за работу!
Удачи желаю всем вам!
2.Вступительная беседа учителя
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. Представим себе, что мы находимся в мастерской скульптора. Материалом его творчества является глина. Он берет ее в руки, знакомится с ней, прочувствует ее, согреет своими руками, разомнет, попробует слепить какую-то фигурку, потом другую, и когда он почувствует, что глина подвластна его рукам, приступает к работе, к творчеству.
Представим себе, что мы тоже находимся в мастерской и материалом нашего творчества является слово.
-Скажите, а у кого из вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
Сегодня мы тоже с Вами заведём «копилки» - листы бумаги, которые должны будем сегодня наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями). То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур.
Такие уроки называются творческими мастерскими. (слайд №2)
Любой язык, будь то русский или китайский, испанский или английский, необычайно красив и богат. Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог для каждого свой родной язык.
В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? Как слово становится царственным? И как каждый из нас может превратить обычное слово в загадочное и интересное? (Слайд №3)
Сегодня мы попытаемся увидеть всё это в ходе нашего занятия.
Движение темы
Если я спрошу, приходилось ли вам создавать красоту?
-
Составлять букет?
-
Рисовать картину?
Наверняка, каждый ответит: конечно.
А получалось ли увлечь собеседника своим рассказом так, чтобы он не просто удивился, а восхитился?
→ Чем же может привлечь нас слово?
Проведём небольшое исследование: вот два предложения: (Слайд №4)
-
Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
-
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)
→ Что общего между ними? (они содержат одну мысль).
- А в чём разница?
→ О чём сообщается в первой фразе? (некоторые сведения, информация)
→ А во второй? (Мы в и д и м живописную картину, нарисованную словами.)
Всего несколько слов - и перед нами удивительная картина. В этом и заключается прелесть художественной литературы - рисовать словами.
Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.
-Ребята, как вы думаете, одинаковым ли способом познают мир учёный и художник?
(ученый доказывает, художник - показывает)
Учитель: А как создается образ мира в разных видах искусства?
Ученики: В музыке - через гармонию звуков, в живописи - через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе, русском языке - через поэтические образы, выразительные средства.
-А одинаково ли мы воспринимаем художественный образ? Проверим.
- Кто мне скажет, а что такое родник?
(Родник - водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
(С. И. Ожегов "Словарь русского языка")
Родник - чистый Источник Жизни, связь человека с изначально чистым его природы.
А. В. Нечаев
(Слайд №5 )
Обратите внимание, на слайде стихотворение «Родник» учителя Саратовской школы Лидии Заевой. Возможно, оно вам пригодиться, когда мы будет составлять с вами синквейн.
(Слайд №6 )
«Поющий» родник
В тени деревьев серебрится
Вода лесного родника.
И люди едут насладиться
Его водой издалека.
Дороже злата им и хлеба
Кристально чистая вода.
Энергию земли и неба
Родник пронес нам сквозь года.
Они спешат, летят мгновенья,
Родник - ты вечный всем причал,
Ты маг - источник вдохновенья,
В тебе начало всех начал.
Живут, сменяясь, поколенья
Под бьющий, трепетный мотив
Природы чудного явленья,
Что дремлет, косы распустив.
Учитель:
-Скажите, а кто из вас знает, что такое синквейн.
(В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам).
-Образцы правила написания синкейна у вас лежат на столе. (слайд №7)
(На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры синквейна: ель - душистая, чудесная;
растет, веселит, радует.
Я люблю зимнюю ель.
Ель- дерево надежды.
Давайте побудем в роли творцов и попробуем составить синквейн к слову родник. Время на выполнение 1 минута, в выполнении работы вам могут помочь
картины, изображённые на слайдах. (Слайды № 8-14)
Обмен мнениями в группе. Выступление от группы 1 человека.
Итак, время закончено. Слово первой группе. Слово второй группе.
Ребята, послушайте, какой ещё синквейн можно было составить.
Синкейн к слову родник
Родник
живой, звонкий
Журчит, играет, льётся
Родник - символ святой и вечной Руси.
Родник олицетворяет непорочность и чистоту души.
-Слово «родник» можно изобразить не только словами.
Его можно нарисовать красками на холсте. Обратите внимание на картины Пластова, Шишкин с изображением родников Слайд №15-16
Художник не просто рисует на картине родники - он передаёт с помощью
красок своё отношение к данному явлению, и вместе с художником мы любуемся
и восхищаемся, испытываем радость или грусть.
Но родник может быть и героем музыкального произведения.
Прослушаем музыкальное произведение песню «Родник»
в исполнении Ж.Бичевской. (слайд №17).
После прослушивания ответьте на вопрос: Символом чего в данной песне является родник? При помощи каких средств автор передаёт нам данный образ?
(Итак, мы видим, что теме родники посвящали своё творчество и писатели, и художники, и композиторы. О целительных, очистительных свойствах воды рассказывают многие предания, недаром воду использовали в разных обрядах и гаданиях. Святые родники, озера, реки всегда почитались в народе.
"Плевать в колодец - всё равно, что в лицо матери", - говорили на Руси.
"Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник".
В наши дни эта пословица звучит особенно актуально. Ведь не зря слово родник однозначное со словами род, родина, родить, природа, народ.
- Но жизнь наша - это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Бывает и такое, что родники исчезают с лица земли из-за негативного вмешательства в природу человека. Мы об этом должны задумываться и конечно же решать данную проблему.
Л. Успенский называл слово "самым удивительным орудием". А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.
Вспомним термин "метафора", Что это такое? (метафора - выр.средство, переносное значение слова - золотые руки, нос корабля)
Ребята, родники относятся к теме вода. Возьмём понятие дождь.
Учитель: Теперь попробуйте составить предложение, в котором будет представлена метафора с данным словом, например, Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)
(слайд №18)
Личное решение образовательной ситуации.
Самостоятельная работа под звук дождя.
Слушаю ваши ответы.
А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы...
Сравнение собственных образовательных продуктов с классическими образцами
(слайд №19)
1. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)
2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
3. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
-Какой вывод можно сделать?
Учитель: Теперь вы видите, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь. Я очень рада, что вы могли создать своё творчество.
Итог урока.
Наверняка, каждому известно, что язык - "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык - великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком? Для того чтобы не потерять нравственные устои русского народа, мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово - это основа нашей духовности, нашей культуры.
"Природа, родник, родина, доброта". Как вы думаете, почему данные слова могут быть поставлены в один ряд?
" Мы говорим родник, а подразумеваем маленькую часть нашей родины. Сберегая родники, мы бережем нашу родину, а это учит нас быть добрыми и отзывчивыми, любить и заботиться о том, что создала природа".
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни.
Рефлексия. (слайд №20 )
Какой этап урока показался вам самым интересным?
Испытывали ли вы душевный подъем, вдохновение? Если да, то в какой момент?
Давайте все вместе исполним песню «Живи, родник»
Спасибо всем за сотрудничество! (слайд № 21)
Синквейн
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры синквейна:
1.Ель
2.душистая, чудесная;
3.растет, веселит, радует.
4.Я люблю зимнюю ель.
5.Ель- дерево надежды.
Синквейн
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры синквейна:
1.Ель
2.душистая, чудесная;
3.растет, веселит, радует.
4.Я люблю зимнюю ель.
5.Ель- дерево надежды.
Синквейн
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры синквейна:
1.Ель
2.душистая, чудесная;
3.растет, веселит, радует.
4.Я люблю зимнюю ель.
5.Ель- дерево надежды.