Статья Индивидуализация и дифференциация образования в русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуализация и дифференциация обучения русскому языку

Учитель русского языка
Гурсова Л.М.


Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика, но требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения - очень давняя традиция. Однако его реализация в различное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.
Личностно ориентированный подход к обучению, необходимость реализации которого остро ощущается в настоящее время в связи с происходящими социально-политическими изменениями, опирается на различные философские, психологические, социальные, педагогические концепции и теории, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями. Однако продуктивность вклада этих концепций в теорию личностно ориентированного подхода различна. Философские и социологические концепции убеждают в его необходимости и формулируют ценности, лежащие в его основе. Педагогические - предлагают пути его реализации. И лишь психологические концепции объясняют, в чём суть изменений, происходящих при этом в ученике, какие закономерности психического развития следует знать и учитывать для того, чтобы обеспечит эффективность учебно-воспитательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Понять сущность этого подхода и тем более осуществить его на практике можно лишь тогда, когда педагог примет идею личностно ориентированного обучения как значимую для себя и отражающую принципиально новую образовательную парадигму.
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнение её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.
Термины «личностно ориентированное обучение», «дифференцированный подход в обучении», «индивидуализация обучения» сегодня постоянно встречаются не только на страницах педагогических изданий, но и звучат в устах каждого учителя. Действительно, на современном этапе многие учителя понимают, что осуществлять полноценный образовательный процесс без переосмысления его функций невозможно. Тем самым, к двум функциям традиционного образования (социологизация личности и её информатизация) непременно присоединятся ещё две: развитие личности и приобщение её к культуре, становление ребёнка как человека культуры.
Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. Учитель же становится координатором, организатором деятельности ученика, в процессе которой учит его осуществлять целеполагание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа. Основной задачей обучения становится обеспечение самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Исходя из данной логики и структуры деятельности учителя и учащихся, необходимо подобрать и технологию, в пространстве которой и будет осуществляться это взаимодействие учителя и ученика. Условно можно выделить три типа данных технологий на основе целевых установок:
• ценностно-ориентирующие - направленные прежде всего на развитие самосознания личности;
• адаптивные - «приспосабливающие» обучение к индивидуальным возможностям и интересам ребёнка, развитие данных свойств, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию ученика в учебной деятельности;
• развивающего обучения - направленные на общее развитие учащихся и интеллектуальное как его основы.
Признавая право каждого человека быть индивидуальностью, а следовательно, иметь свой неповторимый путь развития, школа должна обеспечить ребёнку возможность идти своим путём в процессе обучения. Решение этой проблемы во многом зависит от определения приоритетов в выборе форм и способов осуществления дифференцированного обучения и его индивидуализаци . Здесь необходимо развести эти два понятия. В методической литературе существуют разные точки зрения на характер их взаимосвязи.
Индивидуализация - учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся, который проявляется прежде всего в выборе соответствующих данным особенностям форм и методов обучения;
Дифференциация - разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение как постоянным, так и временным.
В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы дифференциации обучения:
• Внутренняя дифференциация (осуществляется в классе, не однородном по составу, без выделения стабильных групп)
• Внешняя дифференциация (с выделением стабильных групп, классов для
отдельного обучения)
Но лишь объединив эти две формы и используя различные технологии уровневого обучения, можно добиться положительных результатов в обучении.
поэтому во многих школах пытаются реализовать комплекс форм дифференцированного обучения. Это создаёт условия для максимального развития всех учащихся: внимание уделяется и одарённым детям, и детям группы риска, и имеющим ярко выраженные познавательные интересы, и практико-ориентрованным детям.
Осознавая, что в самом общем плане основная цель обучения - развитие учащегося, т.е. психические и физические изменения в его организме, переход в любых его формах от простого к сложному, от низших форм к более высоким, считаю, что оно (развитие) должно исходить из достигнутого уровня. Однако у школьников одной возрастной группы этот уровень весьма различен: это дети, различные по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться. Таким образом, развитие каждого учащегося может быть достигнуто лишь с помощью индивидуализации и дифференциации учебного процесса, что позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулирует процесс самопознания и самоопределения личности.
Качество образовательного процесса в условиях дифференциации возможно, если реализуемый комплекс форм дифференцированного обучения отвечает требованиям целостности, преемственности и теоретической обоснованности.
Требование целостности предполагает использование в общеобразовательном учреждении комплекса форм дифференциации, охватывающих различные виды и уровни.
Требование преемственности предполагает взаимосвязь используемых на различных возрастных этапах форм дифференцированного обучения.
Требование теоретической обоснованности вводимых в школе видов и форм дифференцированного обучения определяет необходимость чёткой соотнесённости их с условиями функционирования школы, постоянной рефлексии и коррекции процесса обучения в условиях дифференциации.
Основные концептуальные идеи организации образовательного процесса в школе включают в себя представления педагогического коллектива о целях и задачах образовательного процесса, основных принципах его построения, желаемом «образе» выпускника.
Исходя из всего сказанного выше, коллектив школы должен ставить перед собой следующие цели:
1 .Обучающая - средствами индивидуализации и дифференциации усовершенствовать компетенции учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание (учение ниже возможностей), углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и способностей.
2 Развивающая - формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда; улучшение учебной мотивации; развитие познавательных интересов.
Отсюда вытекают задачи, которые необходимо ставить учителю при обучении русскому языку:
-совершенствование системы педагогического мониторинга;
-адаптация программ обучения, создание индивидуальных программ с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся;
- подбор дифференцированного дидактического материала по разным темам курса.
Возможности развития учащихся таятся в соответствующим образом отобранном содержании учебного материала. Подбирая материал к уроку, надо не забывать о том, что любой труд интересен, если он разнообразен, что, чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается, что учение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается труд ученика, тем интереснее ему работать. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала учителем.
Однако эти средства являются лишь предпосылкой развития. Для того , чтобы обучение на самом деле проявило развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие: развиваемый субъект должен быть включён в активную деятельность. Эффективность обучения зависит не только от характера заданий, но, прежде всего, от качества активности учащегося при его выполнении . Это возможно только при наличии следующих этапов деятельности на уроке:

Создание проблемной ситуации

→ Индивидуальные высказывания по проблеме или обсуждение проблемы в группах

→ Общее обсуждение результата, разрешение проблемы

→ Возникновение новых проблемных ситуаций
(непрерывный процесс)
Учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый мог сам брать знания, т.е. мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Обучающий направляет и корректирует процесс мышления и действия обучаемых, ориентируя их мыслительные поиски.
Поэтому, готовясь к уроку, необходимо придерживаться следующей модели технологического процесса подготовки к занятию:


Целевое пространство
- определить цели деятельности;
- определить действия под цель;
- выбрать средство под действие (таблица, схема, кроссворд, лингвистическая задача...)
- выделить ключевые понятия;
- спрогнозировать результат.
Поисковое пространство
- действовать в соответствии со средствами; - получить новые знания по предмету;
- осознать результаты поисковой деятельности.


Рефлексивное пространство
- корректировка деятельности;
- постановка новой цели.
Чтобы сделать процесс обучения увлекательным, раскрыть возможности каждого ребёнка и пробудить его инициативу, необходимо создать на уроке атмосферу психологического комфорта: вселить в учащихся веру в собственные силы, стараться проводить обучение на высоком уровне трудности. При этом доброжелательность необходимо сочетать с требовательностью, напряжённый учебный труд с заинтересованностью в его результатах.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Созданию чувства удивления, новизны, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные формы проведения уроков и проблемные ситуации на них, а также широкий спектр спецкурсов и факультативов по предмету, которые учащиеся выбирают, исходя из склонности и желания.
Внедряя идею индивидуально-дифференцированного подхода в урочные и внеурочные занятия, желательно сочетать разнообразные формы работы, учитывая при этом общее для класса, типичное для группы и индивидуальное для отдельных учащихся. Диагностический материал также разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Здесь большую помощь коллективу предметников школы может оказывать медико-психологическая служба. Именно на основании рекомендаций этого блока учащиеся в классах делятся на подгруппы, составляется программа индивидуальных занятий, просчитываются возможные этапы помощи в учении и развитии каждому ученику. В индивидуальной карте учащегося прописывается уровень его обученности и обучаемости, что регулярно подвергается корректировке; уровень развития способностей по предмету, что частично через беседы, анкетирование, творческие работы оценивает и сам учащийся.
Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход позволяет каждому учащемуся работать в оптимальном для него темпе, даёт возможность справиться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В результате учащиеся понимают, что они имеют право на собственную образовательную траекторию.
Реализация принципов дифференцированного обучения необходима на любом этапе развития, но особенно важна в старших классах. Именно в это время происходит самоопределение учащихся, решается выбор дальнейшего вида деятельности. Задача учителя - ненавязчиво помочь учащимся в этом нелёгком выборе, помочь определиться при наличии полной информации о предмете. И здесь, ставя во главу угла комплекс форм внутренней и внешней дифференциации, необходимо работать как можно более вариативно по следующей схеме:

Урок

- деление на группы, исходя из подготовки учащихся;
- деление на группы, исходя из направления профиля обучения;
- деление на группы по интересу к решаемой задаче;
- вариативность заданий к одному материалу
- вариативность материалов для |работы.

факультатив

- олимпиадныи курс;
- занимательное языкознание;
- более широкое рассмотрение конкретной темы.

элективный курс

- направленность дальнейшей деятельности учащихся;
- углубление раздела науки о языке, исходя из желания учащихся.

индивидуальные занятия

- работа с одарёнными детьми;
- работа с детьми, часто пропускающими занятия;
- коррекционная работа.
Урок:
Как говорилось выше, совместная работа медико-психологической службы и педагогического совета делит класс на группы, которые в течение учебного года могут меняться: это связано и с возможностью переопределения учащегося внутри модели мультипрофильного образования, и в связи со здоровьем учащегося, и т.д.
Факультатив:
Ставя перед собой задачу поддерживания интереса к предмету, на факультативных занятиях возможно обсуждение с учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника и расширяющего возможности понимания школьниками русского языка в системе общего образования, внушение учащимся мысли о том, что необходимо пользоваться русским языком как предметом для изучения других наук.
Элективные курсы:
Исходя из заинтересованности учащихся в более глубоком знании предмета, составление программы следующих элективных курсов:
- «Написание сочинений различных жанров»
- «Как раскрываются афоризмы»
- «Лингвистический анализ текста»
- «Практическая стилистика»
- «Лингвистические парадоксы»
--- «Алгоритм решения тестовых зданий в цвете подготовки к ГИА И ЕГЭ»

Индивидуальные занятия:
Так как индивидуализация учебного процесса должна быть основополагающей в педагогической деятельности, необходимо разработать план работы на ближайшее время и на перспективу для каждого учащегося, исходя из его способностей, возможностей и тех целей, которые ставит учитель перед собой в работе с этим конкретным учеником, считаясь с целями самого ученика и его родителей.

Система занятий по предмету даст положительные результаты при сдаче учащимися ЕГЭ по русскому языку и поможет им не растеряться в этот ответственный для них момент.

Литература
1. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся ж. Русский язык в школе, 1991,
№1.
2. Кирсанов А.Л.Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема
Казань. 1982.
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии М, 2000.
4. Личностно-ориентированное обучение; теории и технологии: учебное пособие по ред. Н.Н.
Никитиной Ульяновск, 1998.
5. Малякина Ы.А.Научить каждого ж. Русский язык в школе, 1999, №1.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М, 1993.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., Народное образование, 1998
8. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения Ярославль, 1995
9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М., 1990



© 2010-2022