- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по чтению и развитию речи
Рабочая программа по чтению и развитию речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юсупова Д.Г. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тойгельдинская (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
общеобразовательных предметов
С(К)ОШ VIII вида
Руководитель____________/______________
____ августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
С(К)ОШ VIII вида
________________ /Д.А.Гилязова/
_____августа 2014 г.
«Утверждено»
Руководитель С(К)ОШ VIII вида
____________/Р.НСафин./
Приказ № __ от августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
Юсупова Диля Галиаскаровна
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол № 1
от ___августа 2014г
2014-2015учебный год
Учебно-тематическое планирование
по чтению
Классы 9
Учитель Юсупова Д.Г.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков , зачетов_____, тестов___2___ч.;
Административных контрольных уроков_______________ч.
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой . Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание, исправленное и дополненное 2010г.
Учебник
А.К. Аксенова, М.И. Шишкова Чтение Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., Просвещение, 2011 г.
Средства обучения
учебник, портреты писателей и исторических лиц, ИКТ, словарь, иллюстрации и т.д.
Дополнительная литература
И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. - М., Просвещение, 2010г.
Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Новый учебник, 2003 г.
Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 1984г.
Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
Пояснительная записка
Литература 9 класс
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. «Просвещение» Москва, 2010 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание, исправленное.
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Цель программы:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи программы:
- формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
- развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий;
- развитие у детей умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы
-
Пояснительная записка;
-
Календарно-тематическое планирование;
-
Учебно-методическая литература;
-
Лист корректировки рабочей программы.
Содержание программы включает следующие разделы: «Устное народное творчество», «Из произведений русской литературы XIX века», «Из произведений русской литературы ХХ века», «Зарубежная литература».
Раздел «Устное народное творчество» знакомит учащихся с понятием «жанр» устного народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, загадка; видами сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных); языковыми особенностями сказок (присказка, зачин, троекратные повторы).
В разделе «Произведения русских писателей XIX века» учащиеся знакомятся с биографией, творчеством и произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.П. Чехова. Продолжается работа над текстом - выделять тему идею произведения, составлять план произведения, отвечать на вопрос «Что хотел сказать автор своим произведением?».
В разделе «Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века» учащиеся знакомятся с биографией, творчеством и произведениями А.М. Горького, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.М. Рубцова и другими.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года)- 90-100 слов.
Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения.
В 9 классе 6 учеников.
1 ученик (Рыжов Сергей) относится к 1-му уровню. Эту группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
4 ученика (Бадретдинов Альберт, Манкеев Тимур, Сафиуллин Ильдар, Соловьев Алексей) относятся ко 2-му уровню, т.к. им характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
1 ученик (Муллахметов Алмаз) относится к 3-му уровню, так как отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнению других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам.
Учащихся по 4-му уровню в 9 классе нет. Эту группу составляют дети, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Таким образом, в 9 классе по литературе предусмотрено обучение по 1-му уровню Рыжову Сергею; по 2-му уровню Бадретдинову Альберту, Манкееву Тимуру, Сафиуллину Ильдару, Соловьеву Алексею; по 3-му уровню Муллахметову Алмазу.
Критерии оценивания
«5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса - легкие тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он;
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
«1» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;
- не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;
- не знает наизусть стихотворения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников:
К началу учебного года учащиеся должны знать:
1-й уровень
• Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;
• читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится- не нравится, почему);
• пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью словаря);
• знать наизусть 8-10 стихотворений (объем 12 строк).
2-й уровень
• Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;
• читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;
• выражать свое отношение к поступкам героев;
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).
3-й уровень
-
Читать вслух правильно, целым словом или по слогам;
-
пересказывать отдельные части произведения (с помощью учителя)
• по наводящим вопросам выражать свое отношение к поступкам героев;
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• Читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения;
• читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их;
• называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам;
• пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику;
• знать наизусть 8-10 стихотворений (объем не менее 12 строк).
2-й уровень
• Уметь читать вслух по слогам и целым словом;
• читать про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
• участвовать в анализе произведения;
• пересказывать доступный текст и отдельные его части по картинному плану;
• выражать свое отношение к поступкам действующих лиц (нравится - не нравится, почему);
• учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.
3-й уровень:
-
Уметь читать вслух целыми словами и по слогам;
-
читать про себя доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы учителя;
-
давать характеристику главным героям;
-
выражать свое отношение к поступкам действующих ли (нравится - не нравится);
• учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол - во часов
Дата проведения
Виды работ и контроля по развитию устной речи
Словарь
Наглядность
По плану
Факт.
Устное народное творчество
1
Русские народные песни
Колыбельная
1
Чтение о видах устного народного творчества, беседа, работа с половицами
Колыбельная
Иллюстрация
ИКТ
2
Былины.
На заставе богатырской
1
Выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, характеристика главных героев
Застава, атаман, есаул, чело, пошлина, казна
Иллюстрация
3
Сказки.
Сказка про Василису Премудрую (Р.н.ск.)
1
Выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение.
Закрома, верста, лампада
Иллюстрации,
ИКТ
4
Лиса и тетерев (Р.н.ск.)
1
Чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, чтение по ролям
Тетерев
Иллюстрация
Из произведений русской литературы XIX века
5
В.А. Жуковский. Биография
Три пояса. Сказка
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ
Пансион
Портрет
6
И.А. Крылов. Биография
Кот и повар. Басня
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ
Баснописец, басня
Портрет
7-8
А.С. Пушкин. Биография
Руслан и Людмила. Поэма
2
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ
Лицей, баллада
Портрет, иллюстрации
9
Вн.чтение А.С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Повесть
1
Чтение, беседа, чтение по ролям, выборочное чтение, рассказ. характеристика времени описывания в повести
Китайка, камердинер, баишь, полотно, камердинер
Иллюстрации
2 четверть
1
Ю. Лермонтов. Биография . Тучи
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения
Клевета
Страсти
Портрет
2
М.Ю. Лермонтов. Баллада.
1
Работа над выразительностью, вопросы, описание,чтение по плану (по частям), беседа по вопросам
Творческое задание (правильный вариант),
Пучина
Пери
Баллада Очи
Чело
Уста
Иллюстрация
3
Морская царевна
1
Выразительное чтение, определение главной мысли, ответы на вопросы
Уста, прядёт, узды
Иллюстрация
4-5
Н.В. Гоголь. Биография. Майская ночь, или утопленница. Повесть
2
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения
Парубки, бандура, голова, монисто, сотник, зеницы, недоимка, нагайка
Текст
Иллюстрации
6
Н.А. Некрасов. Биография.
Саша.
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения, отношение поэта к матери (настроение, чувства)
Розги, бурлаки
Портрет
7
А.А.Фет. Биография
«На заре ты ее не буди …»
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения, словарь, беседа, выборочное чтение
Ланита
Портрет, аудиозапись
3 четверть
37
А.П. Чехов. Биография
1
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения
Портрет
38
А.П. Чехов.
Злоумышленник
1
Выборочное чтение, пересказ, объяснить название рассказа, чтение по ролям
Живец, уклейка, пескарь, шилишпер
Текст, иллюстрация
39
А.П. Чехов.
Пересолил
1
Определение жанра произведения, разделить рассказ на части по плану, чтение по ролям, пересказ
Землемер
Сермяга
Сто целковых
Трущоба
Терпуг
Текст
Иллюстрации
40
Внеклассное чтение
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа, пересказ
Текст
Из произведений русской литературы XX века
22
41
М. Горький. Биография. Песня о Соколе
1
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, анализ «Песни…», выборочное чтение, пословицы
Псалтырь
Часослов
Псевдоним
Бредни
Портрет, иллюстрация
42
В.В.Маяковский. Биография
Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
1
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, выборочное чтение, словарь, определить жанр стих., чтение по ролям (стихосложение поэта)
Ретируюсь
РОСТА, дармоед
Портрет
43
М.И. Цветаева. Биография
1
Чтение биографии, беседа о жизни и творчестве поэтессы (заоч. экскурс. в г. Елабугу), буклеты
Буклеты о г. Елабуге
44
М.И. Цветаева. «Красною кистью…»
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа
Иоанн
Богослов
45
М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел …»
1
Чтение, беседа, анализ творчества М. Цветаевой
46-47
К.Г.Паустовский. Биография Стекольный мастер
2
Биография писателя, чтение, анализ рассказа, словарная работа, выборочное чтение, основная идея рассказа
Поставец
Картуз
Понёва
Шушун
Портрет, иллюстрация
48
С.А. Есенин. Биография. «Нивы сжаты, рощи голы …»
1
Биография поэта, ответы на вопросы, выразительное чтение, беседа, сочинение по плану
Губерния
Репродукция
49
С.А. Есенин. Собаке Качалова
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа о чувствах поэта к собаке
Приятца
50
М.А. Шолохов. Биография
1
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ
Хутор
Портрет
51-52
М.А. Шолохов. Судьба человека
2
Страницы истории, чтение по ролям, выборочно, составить план отрывка «Побег из плена».
Лагерфюрер, шнапс, оппель-адмирал
Иллюстрации
53-54
Е. И.Носов. Биография
Трудный хлеб
2
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы
Чтение рассказа, анализ содержания, выборочное чтение, составление характера, основная мысль рассказа
Крохаль
Ситник
Ягдташ
Портрет, иллюстрации
55
Внеклассное чтение
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа, пересказ
Текст
56
Н. М.Рубцов. Биография
Тихая моя Родина
1
Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы.
Чтение беседа, сравнения с картиной, выразит. чтение
Погост
Картина И. Левитана, портрет
57
Н. М.Рубцов. Русский огонек
1
Чтение, беседа, отношение автора к герою - анализ, выборочное чтение, объяснить название стих.
Грезы
Виденья
Текст
58
Н. М.Рубцов. Зимняя песня
1
Чтение, беседа, определение автора, работа над выразительностью
Текст
59-62
Ю.И. Коваль. Биография
Приключения Васи Куролесова (отрывок)
4
Биография писателя, чтение, беседа, чтение по ролям, выборочное чтение, устный пересказ, объяснить название рассказа
Кумак
Каротель
Блезир
Иллюстрации
Зарубежная литература
8
63
Р.Л. Стивенсон. Биография. Вересковый мед
1
Чтение биографии, беседа о творчестве поэта, чтение баллады, ответы на вопросы
Вереск
Портрет, иллюстрация
64-66
Э. Сетон-Томпсон.Биография
Снап. История бультерьера
3
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа, ответы на вопросы, характеристика главного героя, пересказ
Бультерьер, джинджерснап, пенруфы
Иллюстрация, портрет
67-69
Д. Даррелл. Биография.
Живописный жираф.
3
Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа, пересказ, беседа о животных.
Аристократ, интеллигент
Портрет, иллюстрация
70
Контрольные вопросы и задания
1
Ответы на контрольные вопросы и задания, беседа
Учебно-методическая литература
1. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова Чтение Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., Просвещение, 2011 г.
2. И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. - М., Просвещение, 2010г.
3. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Новый учебник, 2003 г.
4. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 1984г.
5. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
9 класс Начало учебного года
Илья Муромец
(По А. Александровну)
То не ясный сокол в перелёт летал, то на сивушке-белогривушке ехал славный богатырь Илья Муромец.
Доезжал он до города Чернигова. А под городом Черниговым - черным-черно. То не тёмный лес, не тучи грозные - там стоят три царевича - королевича басурманские, с каждым войско в сорок тысяч воинов.
Разыгралось сердце богатырское, вынимал Илья булатный меч, наезжал на войско вражеское. Стал врагов он мечом сечь. Взял в плен он басурманских королевичей.
Говорил им Илья Муромец такие слова:
- Я бы смог с вас головы снять, да помилую. Вы езжайте и несите весть по чужим землям, что святая Русь не пустая стоит, есть у русских земель защитники.
(105 слов)
-
С какой целью Илья Муромец отпустил врагов?
-
Найди слова и выражения, характерные для устного народного творчества.
-
Есть ли в тексте слова, которые тебе непонятны.
9 класс Конец учебного года
Русь
(По С. Романовскому)
Русь! Короткое, а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказывали много соображений, что оно обозначает, а кто из них прав - не знаю.
Но есть у слова «Русь» значение, которое я услышал в глухой деревушке.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с цветком:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он зацвел! - сказала она.
- На русь? - ахнул я.
- На русь, соколик, на русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Всё светлое так и зовём. Русый парень. Русая девушка. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь - светлое место! Страна света.
(115 слов)
-
С каким значением слова «Русь» познакомился автор в глухой деревушке?
-
Какое чувство он испытывал от слов Анны Ивановны?
-
Какими фактами можно подтвердить, что Русь - страна света?
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
__________________________________________________________________________
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту