Рабочая программа по чтению и развитию речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тойгельдинская (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

общеобразовательных предметов

С(К)ОШ VIII вида

Руководитель____________/______________

____ августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

С(К)ОШ VIII вида

________________ /Д.А.Гилязова/

_____августа 2014 г.

«Утверждено»

Руководитель С(К)ОШ VIII вида

____________/Р.НСафин./

Приказ № __ от августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению

Юсупова Диля Галиаскаровна

9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета протокол № 1

от ___августа 2014г







2014-2015учебный год

Учебно-тематическое планирование

по чтению

Классы 9

Учитель Юсупова Д.Г.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков , зачетов_____, тестов___2___ч.;

Административных контрольных уроков_______________ч.

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой . Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание, исправленное и дополненное 2010г.

Учебник

А.К. Аксенова, М.И. Шишкова Чтение Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., Просвещение, 2011 г.

Средства обучения

учебник, портреты писателей и исторических лиц, ИКТ, словарь, иллюстрации и т.д.

Дополнительная литература

И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. - М., Просвещение, 2010г.

Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Новый учебник, 2003 г.

Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 1984г.

Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.



Пояснительная записка

Литература 9 класс


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. «Просвещение» Москва, 2010 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание, исправленное.

Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Цель программы:

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи программы:

- формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

- развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;

- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий;

- развитие у детей умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы

  1. Пояснительная записка;

  2. Календарно-тематическое планирование;

  3. Учебно-методическая литература;

  4. Лист корректировки рабочей программы.


Содержание программы включает следующие разделы: «Устное народное творчество», «Из произведений русской литературы XIX века», «Из произведений русской литературы ХХ века», «Зарубежная литература».

Раздел «Устное народное творчество» знакомит учащихся с понятием «жанр» устного народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, загадка; видами сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных); языковыми особенностями сказок (присказка, зачин, троекратные повторы).

В разделе «Произведения русских писателей XIX века» учащиеся знакомятся с биографией, творчеством и произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.П. Чехова. Продолжается работа над текстом - выделять тему идею произведения, составлять план произведения, отвечать на вопрос «Что хотел сказать автор своим произведением?».

В разделе «Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века» учащиеся знакомятся с биографией, творчеством и произведениями А.М. Горького, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.М. Рубцова и другими.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года)- 90-100 слов.

Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения.

В 9 классе 6 учеников.

1 ученик (Рыжов Сергей) относится к 1-му уровню. Эту группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

4 ученика (Бадретдинов Альберт, Манкеев Тимур, Сафиуллин Ильдар, Соловьев Алексей) относятся ко 2-му уровню, т.к. им характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

1 ученик (Муллахметов Алмаз) относится к 3-му уровню, так как отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнению других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам.

Учащихся по 4-му уровню в 9 классе нет. Эту группу составляют дети, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Таким образом, в 9 классе по литературе предусмотрено обучение по 1-му уровню Рыжову Сергею; по 2-му уровню Бадретдинову Альберту, Манкееву Тимуру, Сафиуллину Ильдару, Соловьеву Алексею; по 3-му уровню Муллахметову Алмазу.

Критерии оценивания

«5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса - легкие тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

«1» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;
- не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;
- не знает наизусть стихотворения.


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников:

К началу учебного года учащиеся должны знать:

1-й уровень

• Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;

• читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;

• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится- не нравится, почему);

• пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;

• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью словаря);

• знать наизусть 8-10 стихотворений (объем 12 строк).

2-й уровень

• Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;

• читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;

• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;

• выражать свое отношение к поступкам героев;

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).

3-й уровень

  • Читать вслух правильно, целым словом или по слогам;

  • пересказывать отдельные части произведения (с помощью учителя)

• по наводящим вопросам выражать свое отношение к поступкам героев;

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

1-й уровень

• Читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения;

• читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их;

• называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам;

• пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику;

• знать наизусть 8-10 стихотворений (объем не менее 12 строк).

2-й уровень

• Уметь читать вслух по слогам и целым словом;

• читать про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

• участвовать в анализе произведения;

• пересказывать доступный текст и отдельные его части по картинному плану;

• выражать свое отношение к поступкам действующих лиц (нравится - не нравится, почему);

• учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.

3-й уровень:

  • Уметь читать вслух целыми словами и по слогам;

  • читать про себя доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы учителя;

  • давать характеристику главным героям;

  • выражать свое отношение к поступкам действующих ли (нравится - не нравится);

• учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.









Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол - во часов

Дата проведения


Виды работ и контроля по развитию устной речи

Словарь

Наглядность

По плану

Факт.


Устное народное творчество







1

Русские народные песни

Колыбельная

1

Чтение о видах устного народного творчества, беседа, работа с половицами

Колыбельная

Иллюстрация

ИКТ

2

Былины.

На заставе богатырской

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, характеристика главных героев

Застава, атаман, есаул, чело, пошлина, казна

Иллюстрация

3

Сказки.

Сказка про Василису Премудрую (Р.н.ск.)

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение.

Закрома, верста, лампада

Иллюстрации,

ИКТ

4

Лиса и тетерев (Р.н.ск.)

1

Чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, чтение по ролям

Тетерев

Иллюстрация


Из произведений русской литературы XIX века



5

В.А. Жуковский. Биография

Три пояса. Сказка

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ

Пансион

Портрет

6

И.А. Крылов. Биография

Кот и повар. Басня

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ

Баснописец, басня

Портрет

7-8

А.С. Пушкин. Биография

Руслан и Людмила. Поэма

2

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ

Лицей, баллада

Портрет, иллюстрации

9

Вн.чтение А.С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Повесть

1

Чтение, беседа, чтение по ролям, выборочное чтение, рассказ. характеристика времени описывания в повести

Китайка, камердинер, баишь, полотно, камердинер

Иллюстрации

2 четверть

1

Ю. Лермонтов. Биография . Тучи

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения

Клевета

Страсти

Портрет

2

М.Ю. Лермонтов. Баллада.

1

Работа над выразительностью, вопросы, описание,чтение по плану (по частям), беседа по вопросам

Творческое задание (правильный вариант),

Пучина

Пери

Баллада Очи

Чело

Уста

Иллюстрация

3

Морская царевна

1

Выразительное чтение, определение главной мысли, ответы на вопросы

Уста, прядёт, узды

Иллюстрация

4-5

Н.В. Гоголь. Биография. Майская ночь, или утопленница. Повесть

2

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения

Парубки, бандура, голова, монисто, сотник, зеницы, недоимка, нагайка

Текст

Иллюстрации

6

Н.А. Некрасов. Биография.

Саша.

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения, отношение поэта к матери (настроение, чувства)

Розги, бурлаки

Портрет

7

А.А.Фет. Биография

«На заре ты ее не буди …»

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения, словарь, беседа, выборочное чтение

Ланита

Портрет, аудиозапись

3 четверть

37




А.П. Чехов. Биография

1

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, сравнения

Портрет

38

А.П. Чехов.

Злоумышленник

1

Выборочное чтение, пересказ, объяснить название рассказа, чтение по ролям

Живец, уклейка, пескарь, шилишпер

Текст, иллюстрация

39

А.П. Чехов.

Пересолил

1

Определение жанра произведения, разделить рассказ на части по плану, чтение по ролям, пересказ

Землемер

Сермяга

Сто целковых

Трущоба

Терпуг

Текст

Иллюстрации

40

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа, пересказ

Текст


Из произведений русской литературы XX века

22


41

М. Горький. Биография. Песня о Соколе

1

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ, анализ «Песни…», выборочное чтение, пословицы

Псалтырь

Часослов

Псевдоним

Бредни

Портрет, иллюстрация

42

В.В.Маяковский. Биография

Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

1

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, выборочное чтение, словарь, определить жанр стих., чтение по ролям (стихосложение поэта)

Ретируюсь

РОСТА, дармоед

Портрет

43

М.И. Цветаева. Биография

1

Чтение биографии, беседа о жизни и творчестве поэтессы (заоч. экскурс. в г. Елабугу), буклеты

Буклеты о г. Елабуге

44

М.И. Цветаева. «Красною кистью…»

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа

Иоанн

Богослов

45

М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел …»

1

Чтение, беседа, анализ творчества М. Цветаевой

46-47

К.Г.Паустовский. Биография Стекольный мастер

2

Биография писателя, чтение, анализ рассказа, словарная работа, выборочное чтение, основная идея рассказа

Поставец

Картуз

Понёва

Шушун

Портрет, иллюстрация

48

С.А. Есенин. Биография. «Нивы сжаты, рощи голы …»

1

Биография поэта, ответы на вопросы, выразительное чтение, беседа, сочинение по плану

Губерния

Репродукция

49

С.А. Есенин. Собаке Качалова

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа о чувствах поэта к собаке

Приятца

50

М.А. Шолохов. Биография

1

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы, пересказ

Хутор

Портрет

51-52

М.А. Шолохов. Судьба человека

2

Страницы истории, чтение по ролям, выборочно, составить план отрывка «Побег из плена».

Лагерфюрер, шнапс, оппель-адмирал

Иллюстрации

53-54

Е. И.Носов. Биография

Трудный хлеб

2

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы

Чтение рассказа, анализ содержания, выборочное чтение, составление характера, основная мысль рассказа

Крохаль

Ситник

Ягдташ

Портрет, иллюстрации

55

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, беседа, пересказ

Текст

56

Н. М.Рубцов. Биография

Тихая моя Родина

1

Чтение биографии поэта, беседа о жизни и творчестве, ответы на вопросы.

Чтение беседа, сравнения с картиной, выразит. чтение

Погост

Картина И. Левитана, портрет

57

Н. М.Рубцов. Русский огонек

1

Чтение, беседа, отношение автора к герою - анализ, выборочное чтение, объяснить название стих.

Грезы

Виденья

Текст

58

Н. М.Рубцов. Зимняя песня

1

Чтение, беседа, определение автора, работа над выразительностью

Текст

59-62

Ю.И. Коваль. Биография

Приключения Васи Куролесова (отрывок)

4

Биография писателя, чтение, беседа, чтение по ролям, выборочное чтение, устный пересказ, объяснить название рассказа

Кумак

Каротель

Блезир

Иллюстрации


Зарубежная литература


8


63

Р.Л. Стивенсон. Биография. Вересковый мед

1

Чтение биографии, беседа о творчестве поэта, чтение баллады, ответы на вопросы

Вереск

Портрет, иллюстрация

64-66

Э. Сетон-Томпсон.Биография

Снап. История бультерьера

3

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа, ответы на вопросы, характеристика главного героя, пересказ

Бультерьер, джинджерснап, пенруфы

Иллюстрация, портрет

67-69

Д. Даррелл. Биография.

Живописный жираф.

3

Чтение биографии писателя, беседа о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа, пересказ, беседа о животных.

Аристократ, интеллигент

Портрет, иллюстрация

70

Контрольные вопросы и задания

1

Ответы на контрольные вопросы и задания, беседа



Учебно-методическая литература

1. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова Чтение Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., Просвещение, 2011 г.

2. И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. - М., Просвещение, 2010г.

3. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Новый учебник, 2003 г.

4. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 1984г.

5. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.

9 класс Начало учебного года


Илья Муромец

(По А. Александровну)

То не ясный сокол в перелёт летал, то на сивушке-белогривушке ехал славный богатырь Илья Муромец.

Доезжал он до города Чернигова. А под городом Черниговым - черным-черно. То не тёмный лес, не тучи грозные - там стоят три царевича - королевича басурманские, с каждым войско в сорок тысяч воинов.

Разыгралось сердце богатырское, вынимал Илья булатный меч, наезжал на войско вражеское. Стал врагов он мечом сечь. Взял в плен он басурманских королевичей.

Говорил им Илья Муромец такие слова:

- Я бы смог с вас головы снять, да помилую. Вы езжайте и несите весть по чужим землям, что святая Русь не пустая стоит, есть у русских земель защитники.

(105 слов)


  • С какой целью Илья Муромец отпустил врагов?

  • Найди слова и выражения, характерные для устного народного творчества.

  • Есть ли в тексте слова, которые тебе непонятны.

9 класс Конец учебного года


Русь

(По С. Романовскому)

Русь! Короткое, а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказывали много соображений, что оно обозначает, а кто из них прав - не знаю.

Но есть у слова «Русь» значение, которое я услышал в глухой деревушке.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с цветком:

- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он зацвел! - сказала она.

- На русь? - ахнул я.

- На русь, соколик, на русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Всё светлое так и зовём. Русый парень. Русая девушка. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Страна света.

(115 слов)


  • С каким значением слова «Русь» познакомился автор в глухой деревушке?

  • Какое чувство он испытывал от слов Анны Ивановны?

  • Какими фактами можно подтвердить, что Русь - страна света?

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

__________________________________________________________________________

Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту




























































































© 2010-2022