- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок + презентация к уроку по теме «Правописание букв з и с на конце приставок»
Урок + презентация к уроку по теме «Правописание букв з и с на конце приставок»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старшова Н.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Матакская сош» Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан
Правописание -з и -с на конце приставок
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Матакская сош»
Старшова Надежда Владимировна
2014
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора написания буквы в приставках, оканчивающихся на - З и - С.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание -з и -с на конце приставок»;
развивающие : формировать умение определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок;
обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;развивать мыслительные процессы, память, внимание;
воспитательные : воспитание культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Обоснование выбранных приемов работы
1. Организационный момент
Слайд 1
2.. Постановка учебной проблемы: сообщение темы урока с
мотивирующим приемом (прием - «яркое пятно»)
А какие приставки вы знаете, которые оканчиваются на
-з и -с?
Слайд 3
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их.
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: "Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен , уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке".
Я желаю вам успеха.
Лингвистическая сказка.
В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери - Орфография
и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:
- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие - нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!
Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -з и -с.
На -з : без-, воз-, вз-, низ-, раз-,из
На - с: бес-, вос-,вс-, нис-, рас-, ис-
Эти приставки никак Орфоэпию не слушают! А она не знает, к каким словам их приставить. Приставила приставку раз- к глаголу толкать, так приставка взяла и убежала к другому
слову. Устала Орфоэпия, устали и приставки . Вот Орфоэпия и просит у нас помощи.
Чтение девиза
Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание -з и -с
на конце приставок»
Называют приставки
Лингвистическая сказка создала положительный эмоциональный
настрой, вызвала интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности, позволила учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и цели урока
2. Постановка целей
Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
Формулировка целей урока
3. Первичное введение нового материала
Приложение 1
Понаблюдаем и исследуем.
А для этого мы возьмем листочек, который лежит перед вами. Это-фишбоун. Объясняю его заполнение.
В голове рыбы напишем проблему урока.
Ребята, мы с вами выяснили , какие приставки заканчиваются на -з и -с. Давайте с этими приставками придумаем слова. Первая команда на -з, вторая команда на -с.
(Кто-то из команды читает эти слова)
А сейчас обсудите в группах следующее задание: как вы объясните правописание приставки на -з и на -с?
Используем фишбоун, оформляем правило на «скелете рыбы»
Ребята называют проблему по теме урока.
Групповая работа
Обсуждают в группах, кто-то высказывает мнение всей группы.
Коллективная работа.
Организация исследователь- ской деятельности через групповую
работу способствовала развитию как психических процессов (внимания, мышления, памяти), так и личностных качеств (чувства товарищества). Использовался прием здоровьесбережения.
4.Физминутка
А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -з, -с.
Чтение отрывков из стихотворений.
Листья, листья листопад,
Не расчистить школьный сад.
У солнышка есть правило: оно лучи расправило,
Раскинуло с утра. И на земле жара.
Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.
Разбираюсь правильно, как пинать мячи».
Если брат приходит с тройкой,
Раздаются три звонка.
Нет, в жизни мне не повезло:
Однажды я разбил стекло.
Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на
-з или -с
Развитие слуховой памяти, закрепление эмоционально положительной атмосферы урока
4. Закрепление
материала.
Перед вами слова.
В данных словах проставьте нужную букву, устно проговаривая условия правописания орфограммы,
распределите слова по группам.
Слайд 4
Составление алгоритма по теме урока
Слайд 5
1.Ра…чёт
2. Бе…форменный
3. Ра…творять
4. Бе…вкусица
5. ….делать
6. Ра…говор
1.Выдели в слове приставку.
2. Посмотри на букву согласного звука после приставки. 3. Если начинается на глухой согласный - с 4. Если оканчивается на звонкий согласный - з
Запись слов, графическое обозна- чение орфограммы.
Поиск слов с приставками на -з, -с, графическое обозначение орфограммы
Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу
Устное проговаривание условий
правописания орфограммы учит ребят рассуждать на лингвисти
ческую тему
Развитие логического мышления (операций исключения, обобщения, анализа), памяти, восприятия; поддержание познавательного интереса к изучаемой теме
6. Самостоятельная работа.
Слайд 6
Продолжим нашу работу. На слайде вам представлено задание в форме тестирования
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется
буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться,
бе..донный, бе..заветный;
2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
-
ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;
-
бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..делать;
Чтение заданий, решение задач на применение алгоритма.
Данный вид работы обеспе -чивает решение задач на при- менение, увеличивает объем знаний по теме, помогает глубже понять основной ма- териал. Анализируя задания, учащиеся имеют возможность оценить свои знания и умения. Данный способ обратной связи помогает и учи- телю оценить степень успеш- ности овладения новым материалом.
7. Рефлексия
Слайд 7
Продолжите предложения.
1. На уроке я узнал….
2. На уроке я запомнил….
3. У меня есть вопрос по теме урока…
С целью обеспечения языкового развития учащихся была проведена рефлексия,
позволила подвести итоги урока, обобщить полученные сведения по теме
Самоанализ открытого урока в 5 классе
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора написания буквы в приставках, оканчивающихся на - З и - С.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание -з и -с на конце приставок»;
развивающие : формировать умение определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок;
обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;
развивать мыслительные процессы, память, внимание;
воспитательные : воспитание культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний
Лингвистическая сказка создала положительный эмоциональный настрой, вызвала интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности, позволила учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и цели урока. Организация исследовательской деятельности через групповую работу способствовала развитию как психических процессов (внимания, мышления, памяти), так и личностных качеств (чувства товарищества). Использовался прием здоровьесбережения. Устное проговаривание условий правописания орфограммы учит ребят рассуждать на лингвистическую тему , развивает логическое мышление (операций исключения, обобщения, анализа), память, в поддерживает познавательный интерес к изучаемой теме.
Тестирование обеспечивает решение задач на применение изученного материала , увеличивает объем знаний по теме, помогает глубже понять основной материал. Анализируя задания, обучающиеся имеют возможность оценить свои знания и умения. Данный способ обратной связи помогает и учителю оценить степень успешности овладения новым материалом. С целью обеспечения языкового развития учащихся была проведена рефлексия, позволила подвести итоги урока, обобщить полученные сведения по теме
1.Ра…чёт
2. Бе…форменный
3. Ра…творять
4. Бе…вкусица
5. ….делать
6. Ра…говор
1 группа-
2 группа-
3 группа-
3. I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется
буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;
2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
1. ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;
2. бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..делать;