- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: «Не с существительными» в 6 классе
Тема урока: «Не с существительными» в 6 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Приходько Е.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 6 классе
Тема урока: «Не с существительными».
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1.Создать условия для открытия новых сведений по теме «Правописание НЕ с существительными».
2.Развивать логические умения: анализ, сравнения, обобщения.
3.Воспитывать позитивные ценностно-ориентированные отношения к жизни, воспитывать чувства дружбы.
-
Этап актуализации знаний, мотивация.
Задание.
Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов.
Что написано пером, того (не) вырубишь топором
Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.
Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый - за них его (не)навидит.
(Не вырубишь,не разрубишь - раздельно, потому что это глаголы; ненавидит - слитно, так как этот глагол без НЕ не употребляется.)
Задание.
Аналогично предыдущему выполните следующее задание.
Кто в нраве крут, тот никому (не)друг.
Не бросай друга в (не)счастье.
Дорог (не)подарок, дорога любовь.
Когда горшок кипит, то и в друзьях нет (не)достатка.
Он был мне вовсе (не)враг.
-
Этап целеполагания и планирования.
У- Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?
-Почему возникли эти трудности?
Д.Не знаем, как писать существительные с НЕ.
-Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.
Д.Научиться писать НЕ с существительными.
У- Что необходимо для того, чтобы научиться писать существительные с НЕ?
Д.Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких - раздельно.
У- В каком виде вы представите результат своего исследования?
Д.Составим таблицу по правилу о правописании НЕ с именами существительными.)
-
Этап осмысления новых сведений и способов их практического применения.
1. Получение промежуточного результата.
Задание.(Работа в парах)
Работая в парах, распределите предложения на группы по какому-либо основанию, объясняя это деление, запишите выводы в таблицу, подтверждая их примерами из данных предложений.
Попытка не пытка , а спрос не беда.
И другу и недругу закажу.
Не работа сушит, а забота.
Красное словцо не ложь.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Друг до поры - тот же недруг.
Невеличка блошка, а спать не дает.
Соха не плуг, приятель не друг.
Друзья познаются в несчастье.
Он был мне вовсе не враг.
Часто совсем не радость сближает людей.
2. Презентация результатов.
(Учащиеся озвучивают полученные результаты).
Физкультминутка
3.Сопоставление полученных выводов с правилом в учебнике
-Сравните ваши выводы с правилом в учебнике.
(Корректировка полученных результатов).
-
Фиксирование правила в тетрадь.
Правописание НЕ с существительными
Слитно:
-
Без НЕ не употребляется
Непоседа ,ненависть
-
Можно заменить синонимом или близким по значению словосочетанием
недруг = враг
недоверие = отсутствие доверия ,недостаток = дефицит
Раздельно:
-
Есть или подразумевается противопоставление
не лесть, а правда
не подарок, а любовь
вовсе не враг,совсем не радость
-
Этап закрепления новых знаний и первоначальная отработка способов действия с ними.
Задание1.
Применяя новые знания, объясните правописание данных слов.
(Не)годование; (не)ряха; (не)нависть; (не)взгоды; (не)настье; (не) счастье, а несчастье
Задание2.
Восстановите пословицы, заменяя выделенные слова и словосочетания существительными с НЕ.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Бедный знает и друга, и врага.
Дружба от вражды близко живет.
Задание 3.
Спишите, раскрывая скобки.
Без топора (не)плотник, без иглы (не) портной.
Друг до поры - тот же (не)друг.
Знайка дорожкой бежит, (не)знайка на печке лежит.
(Не)величка блошка, а спать не дает.
-
Этап контроля.
Выполнить тест.
1 вариант
1. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:
1) Он всё время рассказывал (не)былицы.
2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.
3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.
2. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:
1) Он никогда (не)видел моря.
2) (Не)приятель был разгромлен.
3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.
3. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:
1) Дурное слово друга делает его (не)другом.
2) В небесах туча - на земле (не)счастье.
3) (Не)знание ценны, а умение их использовать.
4. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:
1) Не вежливость вызывает возмущение.
2) В сочинении надо было отметить недочёты.
3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.
2 вариант
1. «НЕ» с существительными пишется слитно:
1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;
3) если слово без «НЕ» не употребляется.
2. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:
1) В (не)счастье важна поддержи-ка друга.
2)На его лице было написано (не)годование.
3) (Не)вежливость - это нарушение правил поведения.
3. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:
1) Он никогда (не)видел моря.
2) (Не)приятель был разгромлен.
3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.
4. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:
1) Не вежливость вызывает возмущение.
2) В сочинении надо было отметить недочёты.
3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.
Взаимопроверка
Рефлексия .
Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили?
Оценки за урок
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение о пользе труда, используя пословицы и поговорки с существительными с НЕ соответствующей тематической группы
4