Тема урока: «Не с существительными» в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе

Тема урока: «Не с существительными».

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Создать условия для открытия новых сведений по теме «Правописание НЕ с существительными».

2.Развивать логические умения: анализ, сравнения, обобщения.

3.Воспитывать позитивные ценностно-ориентированные отношения к жизни, воспитывать чувства дружбы.


  1. Этап актуализации знаний, мотивация.

Задание.

Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов.

Что написано пером, того (не) вырубишь топором

Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.

Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый - за них его (не)навидит.

(Не вырубишь,не разрубишь - раздельно, потому что это глаголы; ненавидит - слитно, так как этот глагол без НЕ не употребляется.)

Задание.

Аналогично предыдущему выполните следующее задание.

Кто в нраве крут, тот никому (не)друг.

Не бросай друга в (не)счастье.

Дорог (не)подарок, дорога любовь.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет (не)достатка.

Он был мне вовсе (не)враг.


  1. Этап целеполагания и планирования.

У- Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?

-Почему возникли эти трудности?

Д.Не знаем, как писать существительные с НЕ.

-Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.

Д.Научиться писать НЕ с существительными.

У- Что необходимо для того, чтобы научиться писать существительные с НЕ?

Д.Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких - раздельно.

У- В каком виде вы представите результат своего исследования?

Д.Составим таблицу по правилу о правописании НЕ с именами существительными.)


  1. Этап осмысления новых сведений и способов их практического применения.

1. Получение промежуточного результата.

Задание.(Работа в парах)

Работая в парах, распределите предложения на группы по какому-либо основанию, объясняя это деление, запишите выводы в таблицу, подтверждая их примерами из данных предложений.

Попытка не пытка , а спрос не беда.

И другу и недругу закажу.

Не работа сушит, а забота.

Красное словцо не ложь.

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Друг до поры - тот же недруг.

Невеличка блошка, а спать не дает.

Соха не плуг, приятель не друг.

Друзья познаются в несчастье.

Он был мне вовсе не враг.

Часто совсем не радость сближает людей.

2. Презентация результатов.

(Учащиеся озвучивают полученные результаты).

Физкультминутка

3.Сопоставление полученных выводов с правилом в учебнике

-Сравните ваши выводы с правилом в учебнике.

(Корректировка полученных результатов).

  1. Фиксирование правила в тетрадь.

Правописание НЕ с существительными

Слитно:

  1. Без НЕ не употребляется

Непоседа ,ненависть


  1. Можно заменить синонимом или близким по значению словосочетанием

недруг = враг

недоверие = отсутствие доверия ,недостаток = дефицит

Раздельно:

  1. Есть или подразумевается противопоставление

не лесть, а правда

не подарок, а любовь

вовсе не враг,совсем не радость


  1. Этап закрепления новых знаний и первоначальная отработка способов действия с ними.

Задание1.

Применяя новые знания, объясните правописание данных слов.

(Не)годование; (не)ряха; (не)нависть; (не)взгоды; (не)настье; (не) счастье, а несчастье

Задание2.

Восстановите пословицы, заменяя выделенные слова и словосочетания существительными с НЕ.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Бедный знает и друга, и врага.

Дружба от вражды близко живет.

Задание 3.

Спишите, раскрывая скобки.

Без топора (не)плотник, без иглы (не) портной.

Друг до поры - тот же (не)друг.

Знайка дорожкой бежит, (не)знайка на печке лежит.

(Не)величка блошка, а спать не дает.


  1. Этап контроля.

Выполнить тест.

1 вариант

1. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:

1) Он всё время рассказывал (не)былицы.

2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.

3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.

2. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:

1) Он никогда (не)видел моря.

2) (Не)приятель был разгромлен.

3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.

3. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1) Дурное слово друга делает его (не)другом.

2) В небесах туча - на земле (не)счастье.

3) (Не)знание ценны, а умение их использовать.

4. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:

1) Не вежливость вызывает возмущение.

2) В сочинении надо было отметить недочёты.

3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.

2 вариант

1. «НЕ» с существительными пишется слитно:

1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;

2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;

3) если слово без «НЕ» не употребляется.

2. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:

1) В (не)счастье важна поддержи-ка друга.

2)На его лице было написано (не)годование.

3) (Не)вежливость - это нарушение правил поведения.

3. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:

1) Он никогда (не)видел моря.

2) (Не)приятель был разгромлен.

3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.

4. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:

1) Не вежливость вызывает возмущение.

2) В сочинении надо было отметить недочёты.

3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.

Взаимопроверка

Рефлексия .

Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сего­дня работали? Как мы ее решили?

Оценки за урок

    Домашнее задание.

    Напишите сочинение-рассуждение о пользе труда, используя пословицы и поговорки с существительными с НЕ соответствующей тематической группы

    4

    © 2010-2022