- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Устаревшие слова
Устаревшие слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиева А.С. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Устаревшие слова.
Тип урока: урок-путешествие.
Цели: обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов; учить объяснять лексическое значение слов; изучать особенности одежды русских людей.
Задачи:
-
познакомить учащихся с разделом лексики - устаревшими словами; обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру;через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа.
-
развивать устную речь обучающихся;расширять кругозор обучающихся в области истории русского языка.
-
воспитывать в обучающихся любовь к родному языку, к русским традициям; развивать эстетический вкус обучающихся;помогать обучающимся выразить свои способности на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, загадки о предметах быта русского народа, аудиозапись народной песни.
Ожидаемый результат: научить учащихся различать историзмы от архаизмов.
Ход урока.
-
Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты.
-
Объявление цели урока.
Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе - слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное - произнесёшь такое - словно песня из уст польётся.
В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача - подобрать однокоренные слова к слову старина, выделить корень. Проверяем. Какие слова вы подобрали? Какой выделили корень?
Дети: старина, старинный, стар, старье, старый. корень - -стар-.
-
Введение в тему урока.
Учитель. Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Древнюю Русь. Оказывается, путешествовать во времени можно, используя слова. Наш русский язык всё время меняется, так как меняется жизнь. И слова, как люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Сегодня мы поговорим о словах, которые в нашей речи давно не употребляются. Их принято называть устаревшими, в сказках, песнях и устном народном творчестве их можно еще услышать, да и мы сегодня побываем в далекой старине.
Эти слова делятся на две группы. Их названия зашифрованы в анаграммах: иомсизрт, иразхам (анаграммы написаны на доске). Назовите их. (Слайд №3)
Ученики: историзм, архаизм.
Учитель: Ну а теперь заглянем в словарь и выполним следующее задание №1- соотнесите устаревшие и современные слова. (Слайд №5).
Перст-палец, очи-глаза, шуйца-левая рука, десница-правая рука, выя-шея, чело-лоб.
Такие слова называются архаизмами. (Слайд №6). Это слова и выражения, вышедшие из активного употребления, но заменённые новыми. Они имеют современные синонимы.
Учитель: А теперь, давайте посмотрим, как одевался крестьянин 19 века.
КАРТУЗ, -а, м. 1. Мужской головной убор с жестким козырьком,неформенная фуражка. 2. Бумажный мешок для чего-н. сыпучего (устар.). 3.Мешочек из особой ткани для пороховых зарядов (устар.), || прил. картузный,-ая, -ое.
ЖБАН, -а, м. Род кувшина с крышкой. || прил. жбанный, -ая, -ое.
КОСОВОРОТКА, -и, ж. Мужская рубашка со стоячим воротом, застегивающимся сбоку.
Пестерь - заплечный мешок (Словарь пермских говоров.П,2000)
Слово «пестерь»- диалектизм.
А это одежда, в которую наряжались.
ЧЕКМЕНЬ, -я, м. (устар.). 1. Суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. 2.Долгополая верхняя форменная одежда казачьих офицеров. 3. То же, что черкеска.
ЗИПУН, -а, м. В старое время: крестьянская одежда - кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.
АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. || прил.армячный, -ая,-ое.
КАФТАН, -а, м. Старинная мужская долгополая верхняя одежда.
САЛОП, -а, м. (устар.). Широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с короткими рукавами. Лисий с. || прил. салопный, -ая, -ое.
Здания, в основном, сооружались из дерева.
АМБАР, -а, м. Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. || уменьш. амбарушка, -и, ж. || прил. амбарный, -ая, -ое. А. замок(большой висячий замок). Амбарная книга (большая в переплете тетрадь для записей о товарах, припасах).
ОВИН, -а, м. Строение для сушки снопов перед молотьбой. || прил.овинный, -ая, -ое.
СУСЕК. Закром с выгребом, с выступом внизу, из которого можно выгребать хлеб. На мельницах хлеб также сыплется в закром, откуда выпускается в воронку, а из ее на поставы или
снасти.
А передвигались на бричках, беговых дрожках, бестарках да в кибитках. (Слайд №7-11).
БРИЧКА, -и, ж. Легкая колесная повозка, иногда крытая. || прил.бричечный, -ая, -ое.
КИБИТКА, -и, ж. 1. Крытый экипаж, повозка. Дорожная к. 2. У кочевых народов: переносное жилище. Войлочная к. || прил. кибиточный, -ая, -ое.
А такие слова называются историзмами. (Слайд №13). Это слова, вышедшие из повседневного употребления, потому что исчезли обозначаемые ими предметы и понятия. Например, названия старинной одежды: армяк, зипун, кафтан. Многие слова вышли из употребления в связи с изменением устройства нашего государства. Так исчезли названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских. Хочу напомнить, что у историзмов нет синонимов в современном русском языке.
Что ж, нас клубок зовет на порог.
-
Переход к основной части урока.
Учитель: Вот я ключ взяла, да к дому подошла. Как в старину дом назывался? (Изба, горница, светёлка, светлица).
А мы заходим через порог? Что видим? Огонёк.
А на лавке хозяин - мастер на все руки от скуки. Всё мастерит, любое дело в руках горит.
Давайте обратимся к дереву ремёсел, и посмотрим на наше новое задание (рисунок-дерево ремесёл).
С древними ремёслами связано рождение значительного количества устойчивых словосочетаний - фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались данные фразеологизмы:
(Два сапога - пара) - сапожник
(Снять стружку) - плотник
(Заметать следы) - охотник
(Закидывать удочку) - рыбак
(Овчинка выделки не стоит) - скорняк
(Квашня квашнёй) - повар
(Плести лапти) - сапожник
(Учащиеся в процессе называния ремесла распределяют на дереве ремёсел фразеологизмы).
Даже имена на Руси давали по - особому. Красиво они звучали из уст родителей. Даны были с любовью. Богдан - богом данный, Сновид - во сне увиденный. Людмила - людям милая.
«Делу время - потехе час», - говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.
Следующим нашим заданием будет как раз задача - одеть наших героев.
Работа в парах: (Слайд №14).
(звучит запись народной песни).
Учитель зачитывает слова:
Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, онучи, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.
(Учащиеся делят на три столбика страницу - голова, туловище, ноги - и распределяют слова в таблице).
Теперь наши герои одеты нарядно, на праздник пора. А какой же праздник обходился без потехи: песен, загадок, игр да сказок.
Поэтому мы с вами будем отгадывать загадки, но все они связаны с предметом быта наших предков. (Слайды №15-20).
Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают - глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит.
(печь).
Железный нос в землю врос
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(плуг).
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(замок).
Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой).
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова).
Кланяется, кланяется,
Придёт домой - растянется.
(Топор).
-
Закрепление.
Задание 2: прочитай текст, выпиши устаревшие слова. (Слайд №23-25).
На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал в город за лекарем…
Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней , то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку…
Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
Задание 3: подберите к данным устаревшим словам современные. (Слайд №26).
Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.
Д л я с п р а в о к: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.
Задание 4: «Переводчик».
Нужно перевести выражения наших предков на современный русский язык:
1. Разумел Ярослав, яко в ночь велит сечися. - Понял Ярослав, что велит в ночь сражаться.
2. Рече же им Ольга, яко аз мстила уже обиду. - Говорит же им Ольга, что я уже отомстила за свою обиду.
3. Бысть гром велик яко слышахом в избе сидящи. - Гром был так силён, что слышали его сидящие в избе.
4. Не восхотел противися брату своему яко велики вон держа в руку своею. - Хотя и много было воинов, но он не желал противиться воле старшего брата.
5. Сдумаша яко изгоните князя своего. - Подумали, чтобы изгнать своего князя.
6. Больного посетите яко вси мертвени есмы. - Больного посетите, ибо все мы смертны.
(Так ребята познакомятся с многозначным союзом «яко»).
Задание 5: к словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты, шелом, кика-головной убор, коло-круг, окружность; чаять-ожидать, тщание-старание.
Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).
Учитель: Конечно же, наше путешествие в старинную избу, безусловно, должно закончиться народной мудростью. А что подразумевает народная мудрость? Пословицы и поговорки.
Говорили же на Руси: «Пословица - всем делам помощница».
Поэтому мы сейчас с вами и вспомним их.
Труд кормит,а …лень портит.
Хорошую речь …хорошо и слушать
Нет дыма …без огня
Яблочко от яблоньки …недалеко падает
В гостях хорошо, а …дома лучше.
Слово не воробей - …вылетит не поймаешь.
«Нет слова, которое бы было так замашисто бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- так говорил о русском языке великий писатель Николай Васильевич Гоголь.
Но вы знаете, что русский язык - это один из многих славянских языков. И многие слова, даже вышедшие из употребления, очень похожи.
Давайте сейчас познакомимся с волшебной фразой другого языка и попробуем её перевести:
«Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пёстрих кветов. Под окнами стойи лавичка».
Какие слова вас здесь смущают?
(Бива - живёт, домчеку - домик, заградка - забор, кветы - цветы).
Вот мы и перевели. А ведь фраза написана по-словацки. Не правда ли, удивительно переводить с языка, который никогда не изучал?
-
Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка - в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие - наша культура.
Ведь уважение к прошлому - это то, что отличает образованных людей.
-
Рефлексия.
Что ж, гости дорогие, пора прощаться, назад возвращаться. Вы в нашей избе побывали, а что нового узнали?
Урок закончен. До свиданья. А оценки на прощанье за ваше старанье.
-
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: Найти несколько народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами на Руси.