Устаревшие слова

Тема: Устаревшие слова. Тип урока: урок-путешествие. Цели: обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов; учить объяснять лексическое значение слов; изучать особенности одежды русских людей. Задачи: 1)    познакомить учащихся с разделом лексики – устаревшими словами; обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру;через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа. 2)    развивать устную речь обучающихся;расширять кругозор обучающихся в области истории русского языка. 3)    воспитывать в обучающихся любовь к родному языку, к русским традициям; развивать эстетический вкус обучающихся;помогать обучающимся выразить свои способности на уроке. Оборудование: интерактивная доска, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, загадки о предметах быта русского народа, аудиозапись народной песни. Ожидаемый результат: научить учащихся различать историзмы от архаизмов. Ход урока. 1.     Орг.момент. Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты. 2.     Объявление цели урока. Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе – слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное – произнесёшь такое – словно песня из уст польётся. Данная разработка по теме "Устаревшие слова" для учащихся шестого класса с русским языком обучения. В течении урока ученики знакомятся с двумя видами устаревших слов: архаизмами и историзмами, учатся различать их на основе многочисленных примеров. Учитель дает дополнительный раздаточный материал в виде выписки из словаря Ожегова.Также учащиеся за время урока знакомятся с традициями, обычаями, фольклором и бытом русского народа, обогащается их словарный запас, расширяется кругозор обучающихся в о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Устаревшие слова.

Тип урока: урок-путешествие.

Цели: обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов; учить объяснять лексическое значение слов; изучать особенности одежды русских людей.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с разделом лексики - устаревшими словами; обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру;через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа.

  2. развивать устную речь обучающихся;расширять кругозор обучающихся в области истории русского языка.

  3. воспитывать в обучающихся любовь к родному языку, к русским традициям; развивать эстетический вкус обучающихся;помогать обучающимся выразить свои способности на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, загадки о предметах быта русского народа, аудиозапись народной песни.

Ожидаемый результат: научить учащихся различать историзмы от архаизмов.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты.

  1. Объявление цели урока.

Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе - слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное - произнесёшь такое - словно песня из уст польётся.

В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача - подобрать однокоренные слова к слову старина, выделить корень. Проверяем. Какие слова вы подобрали? Какой выделили корень?

Дети: старина, старинный, стар, старье, старый. корень - -стар-.

  1. Введение в тему урока.

Учитель. Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Древнюю Русь. Оказывается, путешествовать во времени можно, используя слова. Наш русский язык всё время меняется, так как меняется жизнь. И слова, как люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Сегодня мы поговорим о словах, которые в нашей речи давно не употребляются. Их принято называть устаревшими, в сказках, песнях и устном народном творчестве их можно еще услышать, да и мы сегодня побываем в далекой старине.

Эти слова делятся на две группы. Их названия зашифрованы в анаграммах: иомсизрт, иразхам (анаграммы написаны на доске). Назовите их. (Слайд №3)

Ученики: историзм, архаизм.

Учитель: Ну а теперь заглянем в словарь и выполним следующее задание №1- соотнесите устаревшие и современные слова. (Слайд №5).

Перст-палец, очи-глаза, шуйца-левая рука, десница-правая рука, выя-шея, чело-лоб.

Такие слова называются архаизмами. (Слайд №6). Это слова и выражения, вышедшие из активного употребления, но заменённые новыми. Они имеют современные синонимы.

Учитель: А теперь, давайте посмотрим, как одевался крестьянин 19 века.

КАРТУЗ, -а, м. 1. Мужской головной убор с жестким козырьком,неформенная фуражка. 2. Бумажный мешок для чего-н. сыпучего (устар.). 3.Мешочек из особой ткани для пороховых зарядов (устар.), || прил. картузный,-ая, -ое.

ЖБАН, -а, м. Род кувшина с крышкой. || прил. жбанный, -ая, -ое.

КОСОВОРОТКА, -и, ж. Мужская рубашка со стоячим воротом, застегивающимся сбоку.

Пестерь - заплечный мешок (Словарь пермских говоров.П,2000)

Слово «пестерь»- диалектизм.

А это одежда, в которую наряжались.

ЧЕКМЕНЬ, -я, м. (устар.). 1. Суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. 2.Долгополая верхняя форменная одежда казачьих офицеров. 3. То же, что черкеска.

ЗИПУН, -а, м. В старое время: крестьянская одежда - кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. || прил.армячный, -ая,-ое.

КАФТАН, -а, м. Старинная мужская долгополая верхняя одежда.

САЛОП, -а, м. (устар.). Широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с короткими рукавами. Лисий с. || прил. салопный, -ая, -ое.

Здания, в основном, сооружались из дерева.

АМБАР, -а, м. Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. || уменьш. амбарушка, -и, ж. || прил. амбарный, -ая, -ое. А. замок(большой висячий замок). Амбарная книга (большая в переплете тетрадь для записей о товарах, припасах).

ОВИН, -а, м. Строение для сушки снопов перед молотьбой. || прил.овинный, -ая, -ое.

СУСЕК. Закром с выгребом, с выступом внизу, из которого можно выгребать хлеб. На мельницах хлеб также сыплется в закром, откуда выпускается в воронку, а из ее на поставы или

снасти.

А передвигались на бричках, беговых дрожках, бестарках да в кибитках. (Слайд №7-11).

БРИЧКА, -и, ж. Легкая колесная повозка, иногда крытая. || прил.бричечный, -ая, -ое.

КИБИТКА, -и, ж. 1. Крытый экипаж, повозка. Дорожная к. 2. У кочевых народов: переносное жилище. Войлочная к. || прил. кибиточный, -ая, -ое.

А такие слова называются историзмами. (Слайд №13). Это слова, вышедшие из повседневного употребления, потому что исчезли обозначаемые ими предметы и понятия. Например, названия старинной одежды: армяк, зипун, кафтан. Многие слова вышли из употребления в связи с изменением устройства нашего государства. Так исчезли названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских. Хочу напомнить, что у историзмов нет синонимов в современном русском языке.

Что ж, нас клубок зовет на порог.

  1. Переход к основной части урока.

Учитель: Вот я ключ взяла, да к дому подошла. Как в старину дом назывался? (Изба, горница, светёлка, светлица).

А мы заходим через порог? Что видим? Огонёк.

А на лавке хозяин - мастер на все руки от скуки. Всё мастерит, любое дело в руках горит.

Давайте обратимся к дереву ремёсел, и посмотрим на наше новое задание (рисунок-дерево ремесёл).

С древними ремёслами связано рождение значительного количества устойчивых словосочетаний - фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались данные фразеологизмы:

(Два сапога - пара) - сапожник

(Снять стружку) - плотник

(Заметать следы) - охотник

(Закидывать удочку) - рыбак

(Овчинка выделки не стоит) - скорняк

(Квашня квашнёй) - повар

(Плести лапти) - сапожник

(Учащиеся в процессе называния ремесла распределяют на дереве ремёсел фразеологизмы).

Даже имена на Руси давали по - особому. Красиво они звучали из уст родителей. Даны были с любовью. Богдан - богом данный, Сновид - во сне увиденный. Людмила - людям милая.

«Делу время - потехе час», - говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.

Следующим нашим заданием будет как раз задача - одеть наших героев.

Работа в парах: (Слайд №14).

(звучит запись народной песни).

Учитель зачитывает слова:

Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, онучи, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.

(Учащиеся делят на три столбика страницу - голова, туловище, ноги - и распределяют слова в таблице).

Теперь наши герои одеты нарядно, на праздник пора. А какой же праздник обходился без потехи: песен, загадок, игр да сказок.

Поэтому мы с вами будем отгадывать загадки, но все они связаны с предметом быта наших предков. (Слайды №15-20).

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит.

(печь).

Железный нос в землю врос

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

(плуг).

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(замок).

Пять овечек стог объедают,

А пять прочь отбегают.

(Руки за прялкой).

Посреди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова).

Кланяется, кланяется,

Придёт домой - растянется.

(Топор).

  1. Закрепление.

Задание 2: прочитай текст, выпиши устаревшие слова. (Слайд №23-25).

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал в город за лекарем…

Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней , то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…

День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку…

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Задание 3: подберите к данным устаревшим словам современные. (Слайд №26).

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Д л я с п р а в о к: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Задание 4: «Переводчик».

Нужно перевести выражения наших предков на современный русский язык:

1. Разумел Ярослав, яко в ночь велит сечися. - Понял Ярослав, что велит в ночь сражаться.

2. Рече же им Ольга, яко аз мстила уже обиду. - Говорит же им Ольга, что я уже отомстила за свою обиду.

3. Бысть гром велик яко слышахом в избе сидящи. - Гром был так силён, что слышали его сидящие в избе.

4. Не восхотел противися брату своему яко велики вон держа в руку своею. - Хотя и много было воинов, но он не желал противиться воле старшего брата.

5. Сдумаша яко изгоните князя своего. - Подумали, чтобы изгнать своего князя.

6. Больного посетите яко вси мертвени есмы. - Больного посетите, ибо все мы смертны.

(Так ребята познакомятся с многозначным союзом «яко»).

Задание 5: к словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты, шелом, кика-головной убор, коло-круг, окружность; чаять-ожидать, тщание-старание.

Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

Учитель: Конечно же, наше путешествие в старинную избу, безусловно, должно закончиться народной мудростью. А что подразумевает народная мудрость? Пословицы и поговорки.

Говорили же на Руси: «Пословица - всем делам помощница».

Поэтому мы сейчас с вами и вспомним их.

Труд кормит,а …лень портит.

Хорошую речь …хорошо и слушать

Нет дыма …без огня

Яблочко от яблоньки …недалеко падает

В гостях хорошо, а …дома лучше.

Слово не воробей - …вылетит не поймаешь.

«Нет слова, которое бы было так замашисто бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- так говорил о русском языке великий писатель Николай Васильевич Гоголь.

Но вы знаете, что русский язык - это один из многих славянских языков. И многие слова, даже вышедшие из употребления, очень похожи.

Давайте сейчас познакомимся с волшебной фразой другого языка и попробуем её перевести:

«Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пёстрих кветов. Под окнами стойи лавичка».

Какие слова вас здесь смущают?

(Бива - живёт, домчеку - домик, заградка - забор, кветы - цветы).

Вот мы и перевели. А ведь фраза написана по-словацки. Не правда ли, удивительно переводить с языка, который никогда не изучал?

  1. Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка - в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие - наша культура.

Ведь уважение к прошлому - это то, что отличает образованных людей.

  1. Рефлексия.

Что ж, гости дорогие, пора прощаться, назад возвращаться. Вы в нашей избе побывали, а что нового узнали?

Урок закончен. До свиданья. А оценки на прощанье за ваше старанье.

  1. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Найти несколько народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами на Руси.



© 2010-2022