Использование метода проектов на уроках литературы Козлова С. Б. . docx

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода проектов на уроках литературы

Метод проектов стал известным и популярным благодаря соединению теоретических знаний и их практических применений для решения конкретных проблем действительности.

Почему именно метод проектов?

С развитием телекоммуникаций падает интерес к чтению. Развитие рыночных отношений привело к смене приоритетов издательств. На полках современных магазинов не сложно найти книги с программными произведениями школьного курса литературы, но их вытеснили детективы, женские романы, фентези и т.д. А цена этого конкурентоспособного материала никак не способствует повышению читательского интереса. Кроме этого, транслируются передачи, есть видео -и аудионосители, которые позволяют знакомиться с программными произведениями, не читая их. А издание «Краткий пересказ всех произведений…» дал возможность игнорировать оригинальное художественное слово. Поэтому учитель на своих уроках должен заинтересовать учащихся, преподавая тот или иной материал. Это позволит решить проектная технология. А в основе проектной технологии лежит развитие основных компетенций: познавательных навыков учеников, умение ориентироваться в разных источниках информации, применять на практике знания, выделять проблемы и наметить цели их решения, планировать, прогнозировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать собственную мысль, показывать результаты проектной деятельности. Проектная технология способствует воспитанию толерантности и коммуникативности, так как предлагает работу в группах, в парах, требует сотрудничества учеников разного возраста. Этот метод формирует критическое и творческое мышление учеников, таким образом отвечая основной цели школы - воспитанию социально активной личности, способной к самообразованию.

Хочется указать на преимущество метода, который позволяет результативно решить некоторые учебные и воспитательные проблемы.

Одна из сложнейших, на мой взгляд, проблем обучения - создание мотивации. Каждый педагог хотя бы раз в жизни слышал от учеников приблизительно такую фразу: «А зачем мне это надо?». Действительно, иногда очень сложно пояснить ребенку необходимость запоминать, например, направления модернизма. В такой ситуации применение метода проектов поможет учителю найти аргументы в необходимости обучения.

Каждый учитель, желающий использовать метод проектов в своей работе, хочет больше узнать об этом методе и обращается к научной литературе. Большинство публикаций, посвященные методу проектной технологии, дают информацию про типологию, роль учителя и учеников во время проектной деятельности, а именно: «К столетию метода проектов» (Андреев Г.П., Бугаев Н.И.// Школьные техенологии-2005 - №4); Сигевко Г.К. «Современные образовательные технологии - М.: «Народное образование, 1998 и мн.др.)

Однако, по моему мнению, среди большого количества теоретических разработок до сих пор не хватает работ практического характера, которые бы раскрывали способы применения метода на уроках, во внеклассной работе по литературе или по другому предмету. Другими словами, кроме ответа на вопрос : «Что это такое?», я хочу для себя ответить «Как это сделать?».

«Я знаю, зачем я учусь, где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Что касается учителя литературы, то этот метод дает учителю безграничные возможности для выполнения учебных заданий и развитию творческих способностей учащихся. Метод помогает решить следующие вопросы: как повысить читательскую активность учеников, каким образом преобразить процесс чтения, чтобы ученик увидел его актуальность.

Предмет «Литература» изучается в 5-11-х классах общеобразовательной школы. Поэтому учителю литературы надо учитывать возрастные особенности учеников. Каждый возраст имеет свои особенности. Для определенного возраста характерны свои видения, когда изменяется содержание и форма творческой деятельности.

Таким образом, учитель должен планировать проектную деятельность в разных классах в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Какие же уроки больше всего «требуют» использование метода проектов? Я бы выделила следующие:

  1. Урок - обозрение

Для примера обратимся к программе 9 класса.

Тема: «Литература средних веков и эпохи Возрождения». На изучение темы отводится 3 часа. Если прочитать Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, становится понятным, что для выполнения требования «называет отличительные особенности древнерусской литературы, сопоставляет сюжет, образы, с их художественным воплощением в других видах искусства», то становится ясно, что для изучения этой темы учитель может использовать компьютерную презентацию «Рекламный постер», «Публикация», где наглядно поможет учащимся усвоить информацию по данной теме быстро и легко.

  1. Урок - биография писателя

Как же интересно и ненавязчиво подать материал? Учитель? А может ученики? Форм подачи биографии писателя множество. Но мне и моим ученикам больше интересны такие: в 5 классе при изучении биографии поэтов А. Пушкина и И. Бунина ученик 5 - А класса Поливода Дмитрий подготовил компьютерную презентацию с музыкальным сопровождением, и при подготовке нашел запись голоса И. Бунина, читающего свои стихи. Со своей презентацией он выступил не только пред своими одноклассниками, но и перед учениками параллельных классов. Я могу с уверенностью утверждать, что это одна из интересных форм проектной деятельности.

В старших 9-11-х классах ребятам уже интересны другие формы проектной деятельности. Я использую проекты «Пресс-конференция», «Интервью». Это ролевые проекты. Общеизвестно, что журналисты заранее готовятся к интервью, изучают факты биографии и готовят вопросы. Можно разыграть такую пресс-конференцию по готовому сценарию. Но интереснее будет «живая» пресс-конференция с непредсказуемым (поэтому и интересным) течением событий, во время которой «журналисты» узнают про этапы творческого пути от самого «писателя» (с «писателем» идет отдельная работа). Конечно же, такие уроки будут интересны и способствуют повышению читательского интереса.

  1. Урок - спектакль (итоговый по теме).

Это тоже один из видов ролевого (игрового) проекта. Сюда бы я отнесла такие проекты: «Суд над …», «Наш любимый отрывок», «Наше видение произведения», и мн. др. Беря участие в таком проекте, ребята вживаются в роль литературных или исторических персонажей, придуманных героев с целью воспроизведения разных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого завершения. Чем закончится судовое заседание? Будет ли разрушен конфликт и заключен договор? В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания работы.

В 5-7 классах мы ставим мини-спектакли «Наш любимый отрывок». Понятно, что за 40-45 минут нельзя поставить пьесу большую по объему. Для таких спектаклей подойдет, например, басня И. Крылова «Волк и ягненок» в 6 классе, отрывки из повести М. Твена «Приключения Т.Сойера», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (5 класс), сказки М. Салтыковы-Щедрина и т.д.

Выбираем 3 группы, на которые делится весь класс. Домашнее задние: каждая группа готовит спектакль за написанным своим сценарием. В презентации участвует весь класс - 3 группы актеров, режиссеров, костюмеров, художников. Презентуются разные режиссерские решения, разная актерская игра. Есть возможность сравнить три представления и на примере полученных спектаклей начать разговор об особенностях интерпретации художественного произведения.

Степень творчества в таких проектах очень велика. Ребятам не только интересно на уроках, но и проявляется активность, уверенность в себе, коллективизм.

Из долгосрочных проектов для повышения читательского интереса я бы выделила проект «Читательский дневник». Этот проект будет уместным в любом классе, именно благодаря ему некоторые ученики расширяют круг своих читательских интересов, заинтересуются углубленным изучением программных произведений, станут стремиться развивать речь, обогащать словарный запас и т.д.

В разных классах можно предложить разные формы ведения читательского дневника и разные формы его презентации.

№ п/п

Автор произведения

Краткое содержание

Мои впечатления от прочитанного

Какие вопросы поставило передо мной произведение

Плюс иллюстрации к произведению.

Содержание последних колонок в старших классах могут быть другими: письма к писателю или герою произведения; критические статьи; аннотации, реклама произведений, которые понравились больше всего; эскизы обложки книг и т.д.

Стоит отметить, что начало работы над читательским дневником дается с трудом. Но при первых же презентациях ребята «воодушевляются». А значит им становиться интересно. Кроме того, читательский дневник дает возможность длительного наблюдения над чтением учащихся, литературным развитием, краткие аннотации, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения. Это тоже умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.

Проектная работа обеспечивает нас широким спектром деятельности. Она неисчерпаема, как неисчерпаемо творчество. Именно поэтому эта методика всегда будет актуальной и одной из перспективных. Участие в проектной деятельности дает возможность самореализации, как ученикам, так и педагогу, раскрывает интеллектуальный потенциал всех участников проекта.

Увлеченные проектированием ученики получают знания по основным литературным понятиям интересно и нетрадиционно. Проектирование заинтересует учащихся изучать литературу, научит апеллировать полученными умениями и навыками в процессе чтения оригинальных и переведенных художественных текстов, определять в прочитанном произведении тему, основные проблемы, художественные описания, отличать сюжет и композицию, основные жанры, а самое главное, повышает интеллектуальную активность.

Тот, кто уже применяет метод проектов в своей педагогической практике, подтвердит, что это дело сложное, но интересное.

Проект позволяет выйти за рамки урока, изменить отношения между учениками и учителем и отношение к самому себе, определить ключевые жизненные компетенции у школьников. И еще современные сферы человеческой деятельности базируются на проектировании. Список преимуществ метода - долгий. И эти преимущества должны использовать педагоги современной школы. Это - требование жизни.

А значит к тезису: «Я знаю, зачем я учусь, где и как я могу эти знания применить», можно добавить:

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь».

24


© 2010-2022