Урок внеклассного чтения по литературе на тему Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе в 6 классе.

Внеклассное чтение. Региональный компонент с агротехнологической направленностью.

«Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края»

Составила учитель русского языка и литературы первой категории

МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района

Демчук Наталья Ивановна.

Цели и задачи урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством сибирских поэтов; формировать умение анализировать лирическое произведение;

расширить знания детей о родном крае, его красоте и богатстве;

воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе, чувство уважения к труженикам сельского хозяйства;

уметь применять в жизни знание особенностей сибирского разнотравья.

Оборудование:

Ход урока

этапа

Основное содержание

Работа учащихся

Комментарий

1.

Введение в тему урока. Чтение стихотворение Петра Логинова «Земля тюменская- Тюмень…»

-Понравилось стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?

-Я, считаю, стихотворные строки автора-это подсказка тому, что предстоит нам сделать на уроке. Как вы думаете? ….

Читает наизусть ученица.

Чувством любви, восхищения Тюменским краем.

*Чтение стихотворения на фоне слайда презентации-1-карта Тюменской области.

*формулирование цели урока учениками

2.

Вступительное слово учителя.

Да, богата Сибирь, не зря об этом говорит Петр Логинов, ведь наша область занимает самую большую территорию в стране, населяют ее люди разных национальностей, разных профессий. А какая разнообразная природа нас окружает! Это и растительность тундры, и разнотравье лесостепи. Разве можно ей не любоваться! Вот мы сегодня и совершим поэтическое путешествие, окунувшись в разнотравье Тюменского края.

Читая стихи, вы должны понять , представить, какую картину рисует автор. Будем учиться видеть, слышать, понимать.







Проблемный вопрос.

3.

Словарная работа.

Разнотравье, -я, ср. Растущие вместе разные травы, травянистые растения (кроме злаков, бобовых и осоковых). II прил. разнотравный, -ая, (Значение слова «Разнотравье» по словарю Ожегова)

4.

Цветы Севера. Анализ лирического произведения.

Чтение стихотворений.

ПОЛЯРНЫЙ МАК

Здесь только в августе весна
Всего лишь на десяток дней,
Что по-февральски холодна,
А может, даже холодней.

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.

Там у тебя полдневный жар
И по утрам прохлады нет,
Там у тебя листва чинар,
Магнолий белопенный цвет.

Что им: красуйся и расти
На знойном берегу.
А вот попробуй расцвести,
Как мак багряный, расцвести
На стуже, на снегу.
И.Д. Рождественский

ЦВЕТЫ ТУНДРЫ

Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.

Они растут у снежных груд.
Их вьюги сотни раз отпели,
И всё-таки они цветут
И дальше к полюсу идут -
Цветы высокой параллели.
И.Д. Рождественский

ЦВЕТЫ ПОДО ЛЬДОМ

В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился -
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...

Хмурым утром
Я видел однажды:
Туман опустился
На стылые земли,
Густо укутал
Тонкие стебли,
На листья осела
По капле вода,
Маки покрылись
Корочкой льда.

Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство.
Но я не о том...
Маки цветут подо льдом.
З.Я. Яхнин

Учитель. О чём говорится в этих строчках? (О цветах, которые растут на Севере.)

Что общего в изображении этих цветов? (Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.)

Учитель. Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского

- какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.

Учитель. С помощью каких языковых средств поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)

Учитель. Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти языковые средства. Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства

Работа в парах.































-О цветах, которые растут на Севере.

- Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.

- Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..

Работа в группах.

5.

Поэтическая справка.

Учитель. А какими были эти поэты? Давайте познакомимся с ними.

(Заранее подготовленные сообщения учеников.)

Слайд презентации

6.





























































































7.

Исследовательская работа.

Разнотравье, разноцветье…
Вот она - моя Сибирь!
Есть ли лучший край на свете?
Где ещё такая ширь?
Нет, не дальний край, не дальний -
Центр России вот каков!
Переплёлся звон кандальный
С песнею колоколов.
Разнотравье, разноцветье…
Я люблю тебя, Сибирь!
Лучше нет тебя на свете,
Ты прекрасна вдаль и вширь.(Петр Драверт)

Задание: прочитать стихи, проследить по тексту, какими травами, цветами , деревьями, запахами любуются и наслаждаются поэты.

Образец ответа: Поэт… любуется…, наслаждается…, чувствует запахи и ароматы…

1-я группа. Стихотворение Геннадия Переверзева «Лето»

Геннадий Переверзев

Лето

Люблю приметы лета, право,
Природы буйства велики,
Мне подмигнули так лукаво
Из ржи высокой васильки!


Запах сена, ковер разнотравья,
То внизу, а вверху-синь небес,
Безымянной речушки название
И манящий прохладою лес.


Васильки во ржи, а на лугу - ромашки,
По опушке леса - земляники цветь
И внезапный дождь - хоть выжимай рубашку
Некуда укрыться добежать успеть!


Хорошо прикоснуться к природе
После пыли больших городов,
Словно чище становишься вроде,
Отряхнувшись от тяжких оков!

3-я группа. Владимир Василенко стихотворение «Сенокосная пора»:

Иван-чай поджёг поля
Ярким буйством цвета.
Разнотравий сочных рай
На вершине лета.
Ароматный и с пыльцой
Пахнет мёдом воздух…
Наслаждаюсь красотой
Я, забывший отдых…



2-я группа.Юрий Полянский

«Отлетает сибирское лето».

Отлетает сибирское лето,
Разнотравья все отцвели.
Чистотел лишь горит желтым цветом
И над ним хороводят шмели.

От обилия рос, повалилась трава;
Лес таинственный стал: погрузился весь в тень
И нет - нет, да мелькнет блеклой прядью листва,
Нет пичуг и не слышно их пений.

А подчас все недвижно. Стоит тишина.
Не трепещется лист на осине.
Только слышно, как иглы роняет сосна,
Да как мошка пищит в паутине.

Или мышь прошуршит меж брусничных листков,
Унося с собой несколько ягод.
Заготовка на зиму идет у зверьков,
Чтоб в мороз не испытывать тягот.

Вдруг, тревожно нарушив покой,
Раскричится в распадке кедровка,
Или свист прозвучит за спиной -

4-я группа. Ольга Данилова-Пушкарь

«Ромашковое поле»

Ромашковое поле,

Берёза у плетня...

Российское раздолье,

Здесь вся моя родня.



Я упаду в ромашки,

Июль тепло разлил...

Покусываю "кашку"

И набираюсь сил.



А сверху солнце греет,

Стрекочут "кузнецы",

Славянским духом веет,

Играют бубенцы.-



Здесь русской тройкой лето

Летит во весь опор,

Лесных певцов куплеты

Выплёскивает бор.



Не надо лучшей доли...

Вот села стрекоза...

Сибирское приволье.

Гляжу во все глаза.


Комментарий. В этом стихотворении Данилова - Пушкарь описывает свой родной край. Используя средства выразительности поэтесса создаёт весёлый, живой образ природы. Описывая всё это она отмечает свой родной сибирский край в котором выросла и о котором осталось столько хороших воспоминаний

5-я группа. Александр Кухно.

«Незабудки»

… То ли выплыли

из ручья такие просини,

то ли сосны небо выпили -

голубую смолку сбросили.

Чтоб других за сердце тронули,

чтоб пьянили пуще солода

день ли синий, сосен кроны ли,

ранний вечер весь из золота…

Чтоб всегда, в минуту каждую,

а не просто - время выдалось! -

людям виделась, как важное,

красота земная виделась.

Пусть в стихах родятся заново

и сияют в ночи зимние

под сосной, у комля самого,

незабудок брызги синие.



Вывод. -Что объединяет авторов всех этих произведений?( Всех авторов объединяет любовь к родному краю, разнотравью, цветам. С древних времен цветы занимали особое место в творчестве поэтов, художников, композиторов. Мы любуемся красотой цветов, трав, и природа (при условии бережного отношения к ней) дарит нам свое тепло, любовь, богатство.

Учащиеся зачитывают понравившиеся четверостишия из стихов.











Васильки, запах сена,ковер разнотравья,

Синь небес,ромашки,

Земляники цветь.













Иван-чай, разнотравий сочных рай, ароматный с пыльцой воздух пахнет медом.



Чистотел, шмели хороводят, трепещет лист, мошка пищит, брусника.















Ромашка, береза, раздолье, кашка-клевер,

Славянским духом пахнет































Сосны, незабудки.








8.

Агротехнологический компонент.

- Где и как в практической жизни сельского человека можно применить разнотравье Сибири?

-Но и это еще не все. Знаете ли вы, что среди всех этих растений есть у нас друзья- это травы, обладающие лечебными свойствами? Животным очень хорошо известны такие растения. Сибирские олени-маралы- восстанавливают силы, поедая траву и корни левзеи (маралий корень), раненые олени отыскивают красную гвоздику, она помогает остановить кровотечение.

Опыт применения трав передается с древних времен, применяется в медицине, народными целителями-травниками. Живет и у нас , в Тюмени травница, Лидия Сурина.

-Заготовка сена для личного хозяйства;

-заготовка сена, кормов для крупного рогатого скота, например, агрофирмы «Каскара»;

-в качестве медоносов при закачке меда.

9.

Сообщение ученика о травнице.

10.

Игра Л.Суриной «найди лекарство»

1. Суставный ревматизм - берёза.

2. Кровоточивость дёсен - календула.

3. Сильное носовое кровотечение - крапива.

4. Простуда, кашель - липа.

5. Бородавки, веснушки - чистотел.

6. Ранка при ушибе - подорожник.

7. Грипп - чеснок.

8. Упадок сил, авитаминоз - шиповник.

Учащиеся 1 ряда поворачиваются лицом к учащимся 3-го ряда. У одних карточки с симптомами болезней, у других-название трав

11.

Мастерская саше. Изготовление ароматических подушечек.

На партах в тарелках стоят ароматические травы, ими наполняем специально сшитые мешочки.

12.

Дегустация травяного чая

13.

Итог. Вот и подошел к завершению наш урок, много нового узнали, мы продолжим на других уроках встречу с поэтами края, знания о разнотравье перенесете в свою жизнь. А самое главное, мне бы хотелось, чтобы вы любили родину, гордились тем , что мы живем в Сибири.

14.

Просмотр фильма Романа Камзаракова «Расскажи мне о СиБиРи»

Д/З: Выразительное чтение стихов, подбор иллюстраций к стихам



© 2010-2022