- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения по литературе на тему Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края
Урок внеклассного чтения по литературе на тему Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Демчук Н.И. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по литературе в 6 классе.
Внеклассное чтение. Региональный компонент с агротехнологической направленностью.
«Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края»
Составила учитель русского языка и литературы первой категории
МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района
Демчук Наталья Ивановна.
Цели и задачи урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством сибирских поэтов; формировать умение анализировать лирическое произведение;
расширить знания детей о родном крае, его красоте и богатстве;
воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе, чувство уважения к труженикам сельского хозяйства;
уметь применять в жизни знание особенностей сибирского разнотравья.
Оборудование:
Ход урока
№
этапа
Основное содержание
Работа учащихся
Комментарий
1.
Введение в тему урока. Чтение стихотворение Петра Логинова «Земля тюменская- Тюмень…»
-Понравилось стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?
-Я, считаю, стихотворные строки автора-это подсказка тому, что предстоит нам сделать на уроке. Как вы думаете? ….
Читает наизусть ученица.
Чувством любви, восхищения Тюменским краем.
*Чтение стихотворения на фоне слайда презентации-1-карта Тюменской области.
*формулирование цели урока учениками
2.
Вступительное слово учителя.
Да, богата Сибирь, не зря об этом говорит Петр Логинов, ведь наша область занимает самую большую территорию в стране, населяют ее люди разных национальностей, разных профессий. А какая разнообразная природа нас окружает! Это и растительность тундры, и разнотравье лесостепи. Разве можно ей не любоваться! Вот мы сегодня и совершим поэтическое путешествие, окунувшись в разнотравье Тюменского края.
Читая стихи, вы должны понять , представить, какую картину рисует автор. Будем учиться видеть, слышать, понимать.
Проблемный вопрос.
3.
Словарная работа.
Разнотравье, -я, ср. Растущие вместе разные травы, травянистые растения (кроме злаков, бобовых и осоковых). II прил. разнотравный, -ая, (Значение слова «Разнотравье» по словарю Ожегова)
4.
Цветы Севера. Анализ лирического произведения.
Чтение стихотворений.
ПОЛЯРНЫЙ МАК
Здесь только в августе весна
Всего лишь на десяток дней,
Что по-февральски холодна,
А может, даже холодней.
Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.
Там у тебя полдневный жар
И по утрам прохлады нет,
Там у тебя листва чинар,
Магнолий белопенный цвет.
Что им: красуйся и расти
На знойном берегу.
А вот попробуй расцвести,
Как мак багряный, расцвести
На стуже, на снегу.
И.Д. Рождественский
ЦВЕТЫ ТУНДРЫ
Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.
Они растут у снежных груд.
Их вьюги сотни раз отпели,
И всё-таки они цветут
И дальше к полюсу идут -
Цветы высокой параллели.
И.Д. Рождественский
ЦВЕТЫ ПОДО ЛЬДОМ
В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился -
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...
Хмурым утром
Я видел однажды:
Туман опустился
На стылые земли,
Густо укутал
Тонкие стебли,
На листья осела
По капле вода,
Маки покрылись
Корочкой льда.
Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство.
Но я не о том...
Маки цветут подо льдом.
З.Я. Яхнин
Учитель. О чём говорится в этих строчках? (О цветах, которые растут на Севере.)
Что общего в изображении этих цветов? (Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.)
Учитель. Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского
- какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.
Учитель. С помощью каких языковых средств поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)
Учитель. Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти языковые средства. Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства
Работа в парах.
-О цветах, которые растут на Севере.
- Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.
- Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..
Работа в группах.
5.
Поэтическая справка.
Учитель. А какими были эти поэты? Давайте познакомимся с ними.
(Заранее подготовленные сообщения учеников.)
Слайд презентации
6.
7.
Исследовательская работа.
Разнотравье, разноцветье…
Вот она - моя Сибирь!
Есть ли лучший край на свете?
Где ещё такая ширь?
Нет, не дальний край, не дальний -
Центр России вот каков!
Переплёлся звон кандальный
С песнею колоколов.
Разнотравье, разноцветье…
Я люблю тебя, Сибирь!
Лучше нет тебя на свете,
Ты прекрасна вдаль и вширь.(Петр Драверт)
Задание: прочитать стихи, проследить по тексту, какими травами, цветами , деревьями, запахами любуются и наслаждаются поэты.
Образец ответа: Поэт… любуется…, наслаждается…, чувствует запахи и ароматы…
1-я группа. Стихотворение Геннадия Переверзева «Лето»
Геннадий Переверзев
Лето
Люблю приметы лета, право,
Природы буйства велики,
Мне подмигнули так лукаво
Из ржи высокой васильки!
Запах сена, ковер разнотравья,
То внизу, а вверху-синь небес,
Безымянной речушки название
И манящий прохладою лес.
Васильки во ржи, а на лугу - ромашки,
По опушке леса - земляники цветь
И внезапный дождь - хоть выжимай рубашку
Некуда укрыться добежать успеть!
Хорошо прикоснуться к природе
После пыли больших городов,
Словно чище становишься вроде,
Отряхнувшись от тяжких оков!
3-я группа. Владимир Василенко стихотворение «Сенокосная пора»:
Иван-чай поджёг поля
Ярким буйством цвета.
Разнотравий сочных рай
На вершине лета.
Ароматный и с пыльцой
Пахнет мёдом воздух…
Наслаждаюсь красотой
Я, забывший отдых…
2-я группа.Юрий Полянский
«Отлетает сибирское лето».
Отлетает сибирское лето,
Разнотравья все отцвели.
Чистотел лишь горит желтым цветом
И над ним хороводят шмели.
От обилия рос, повалилась трава;
Лес таинственный стал: погрузился весь в тень
И нет - нет, да мелькнет блеклой прядью листва,
Нет пичуг и не слышно их пений.
А подчас все недвижно. Стоит тишина.
Не трепещется лист на осине.
Только слышно, как иглы роняет сосна,
Да как мошка пищит в паутине.
Или мышь прошуршит меж брусничных листков,
Унося с собой несколько ягод.
Заготовка на зиму идет у зверьков,
Чтоб в мороз не испытывать тягот.
Вдруг, тревожно нарушив покой,
Раскричится в распадке кедровка,
Или свист прозвучит за спиной -
4-я группа. Ольга Данилова-Пушкарь
«Ромашковое поле»
Ромашковое поле,
Берёза у плетня...
Российское раздолье,
Здесь вся моя родня.
Я упаду в ромашки,
Июль тепло разлил...
Покусываю "кашку"
И набираюсь сил.
А сверху солнце греет,
Стрекочут "кузнецы",
Славянским духом веет,
Играют бубенцы.-
Здесь русской тройкой лето
Летит во весь опор,
Лесных певцов куплеты
Выплёскивает бор.
Не надо лучшей доли...
Вот села стрекоза...
Сибирское приволье.
Гляжу во все глаза.
Комментарий. В этом стихотворении Данилова - Пушкарь описывает свой родной край. Используя средства выразительности поэтесса создаёт весёлый, живой образ природы. Описывая всё это она отмечает свой родной сибирский край в котором выросла и о котором осталось столько хороших воспоминаний
5-я группа. Александр Кухно.
«Незабудки»
… То ли выплыли
из ручья такие просини,
то ли сосны небо выпили -
голубую смолку сбросили.
Чтоб других за сердце тронули,
чтоб пьянили пуще солода
день ли синий, сосен кроны ли,
ранний вечер весь из золота…
Чтоб всегда, в минуту каждую,
а не просто - время выдалось! -
людям виделась, как важное,
красота земная виделась.
Пусть в стихах родятся заново
и сияют в ночи зимние
под сосной, у комля самого,
незабудок брызги синие.
Вывод. -Что объединяет авторов всех этих произведений?( Всех авторов объединяет любовь к родному краю, разнотравью, цветам. С древних времен цветы занимали особое место в творчестве поэтов, художников, композиторов. Мы любуемся красотой цветов, трав, и природа (при условии бережного отношения к ней) дарит нам свое тепло, любовь, богатство.
Учащиеся зачитывают понравившиеся четверостишия из стихов.
Васильки, запах сена,ковер разнотравья,
Синь небес,ромашки,
Земляники цветь.
Иван-чай, разнотравий сочных рай, ароматный с пыльцой воздух пахнет медом.
Чистотел, шмели хороводят, трепещет лист, мошка пищит, брусника.
Ромашка, береза, раздолье, кашка-клевер,
Славянским духом пахнет
Сосны, незабудки.
8.
Агротехнологический компонент.
- Где и как в практической жизни сельского человека можно применить разнотравье Сибири?
-Но и это еще не все. Знаете ли вы, что среди всех этих растений есть у нас друзья- это травы, обладающие лечебными свойствами? Животным очень хорошо известны такие растения. Сибирские олени-маралы- восстанавливают силы, поедая траву и корни левзеи (маралий корень), раненые олени отыскивают красную гвоздику, она помогает остановить кровотечение.
Опыт применения трав передается с древних времен, применяется в медицине, народными целителями-травниками. Живет и у нас , в Тюмени травница, Лидия Сурина.
-Заготовка сена для личного хозяйства;
-заготовка сена, кормов для крупного рогатого скота, например, агрофирмы «Каскара»;
-в качестве медоносов при закачке меда.
9.
Сообщение ученика о травнице.
10.
Игра Л.Суриной «найди лекарство»
1. Суставный ревматизм - берёза.
2. Кровоточивость дёсен - календула.
3. Сильное носовое кровотечение - крапива.
4. Простуда, кашель - липа.
5. Бородавки, веснушки - чистотел.
6. Ранка при ушибе - подорожник.
7. Грипп - чеснок.
8. Упадок сил, авитаминоз - шиповник.
Учащиеся 1 ряда поворачиваются лицом к учащимся 3-го ряда. У одних карточки с симптомами болезней, у других-название трав
11.
Мастерская саше. Изготовление ароматических подушечек.
На партах в тарелках стоят ароматические травы, ими наполняем специально сшитые мешочки.
12.
Дегустация травяного чая
13.
Итог. Вот и подошел к завершению наш урок, много нового узнали, мы продолжим на других уроках встречу с поэтами края, знания о разнотравье перенесете в свою жизнь. А самое главное, мне бы хотелось, чтобы вы любили родину, гордились тем , что мы живем в Сибири.
14.
Просмотр фильма Романа Камзаракова «Расскажи мне о СиБиРи»
Д/З: Выразительное чтение стихов, подбор иллюстраций к стихам