Рабочая программа по Русской словесности. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по Русской словесности. 5 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35» города Оренбурга


Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель

_____ /Дейберт И.А./

Протокол №____

от «28» августа 2015__г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР

_____________/Ларина Н.А/.

-------------------- /Никифорова Е.С./

«28» августа 2015__г.

Утверждено

Директор школы

_________/В.С. Маслова/

Приказ №_____

от «___» _________ 2015__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Русская словесность»

5 «А» класс

Разработана: учителем русского языка и литературы Суховой Анастасией Анатольевной


2015г.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Пояснительная записка 3

Раздел II. Учебно-тематическое планирование. 7

Раздел III. . Содержание учебного курса. Тематическое планирование 8

Раздел IV. . Календарно-тематическое планирование 11

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся 15

Раздел VI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Русская словесность» 17

Раздел VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 18


Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русская словесность» для 5 класса является частью образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа и тематическое планирование разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ»

2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

3. Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 - 9 классы».

4. Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ №35 (ООП ООО МОБУ СОШ №35)..

Основная идея программы.

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательный, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

Актуальность программы.

Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения - как явления словесного искусства.

Образовательная область.

Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. В месте с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности - прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала о класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем из языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляем единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях.

Цели и задачи.

Изучение начальных сведений о словесности в 5-6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности в 7-9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно- художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

  1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явления искусства слова.

  3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Место и роль курса.

Программа рассчитана на 35 часов в год. 1 урок в неделю.




Раздел II. Учебно-тематическое планирование.


Что такое слово.(5 ч.)

Богатство лексики русского языка. (8 ч.)

Прямое и переносное значение слова. (3 ч.)

Текст.(5 ч.)

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.(2 ч.)

Устная народная словесность. (3 ч.)

Литературное эпическое произведение. (3 ч.)

Литературное лирическое произведение. (2 ч.)

Литературное драматическое произведение. (5 ч.)


Раздел III. . Содержание учебного курса

Что такое слово.(5 ч.)

Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения, средство сообщения информации, средство побуждения к чему-либо.

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Выразительное прочтение текстов. Знакомство с этимологическим словарём.

Словесность как словесное творчество.

Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности.

Отличие языка в жизни от значения языка в произведении.

Богатство лексики русского языка. (8 ч.)

Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Слова-термины.

Способы определения значения слов. Способы определения понятий.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Работа с толковыми словарями. Выработка умений читать словарную статью, определять лексическое значение слова. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях

Неологизмы. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Фразеологизмы.

Прямое и переносное значение слова. (3 ч.)

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений аллегории.

Текст.(5 ч.)

Текст как результат употребления языка. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение.

Тема и основная мысль текста (идея).Способы связи предложений в тексте. Диалог. Монолог

Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета.

Определение темы и основной мысли текста. Выразительное чтение текста-описания.

Создание собственного рассуждения, диалога , монолога.

Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения, диалога.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.(2 ч.)

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Особенности интонации. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения в прозаическом тексте. Восклицательные предложения и их интонация. Стиховая пауза. Ритм, рифма. Строфа.

Устная народная словесность. (3 ч.)

Различные виды устной народной словесности.

Знакомство со сказками, небылицами,загадками,скороговорками,пословицами,поговорками,считалками.

Литературное эпическое произведение. (3 ч.)

Произведение, созданное писателем.

Эпическое, лирическое, драматическое произведения.

Литературная сказка.

Басня.

Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басни. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведении. Особенности языка.

Литературное лирическое произведение. (2 ч.)

Стихи о родине и природе.

Понимание главного свойства лирических произведений - выражение мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.

Литературное драматическое произведение. (5 ч.)

Драматическое произведение как особый род словесности.

Пьеса-сказка. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении. Авторские ремарки. Чтение пьесы по ролям.

Сочинение собственной сценки.

Инсценировка эпического произведения. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик..

Раздел IV . Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание программного материала.

Кол-во

часов

Дата

Что такое слово.(5 ч.)

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения, средство сообщения информации, средство побуждения к чему-либо.

1


2

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Выразительное прочтение текстов. Знакомство с этимологическим словарём.

1


3-4

Словесность как словесное творчество.

Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык. Диалог и монолог. Просторечие.

2


5

Язык художественной словесности.

Отличие языка в жизни от значения языка в произведении.

1


Богатство лексики русского языка. (8 ч.)


6-7

Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Слова-термины.

Способы определения значения слов. Способы определения понятий.

2


8-9

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Работа с толковыми словарями. Выработка умений читать словарную статью, определять лексическое значение слова. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

2


10-11

Неологизмы. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

2


12-13

Фразеологизмы.

2


Прямое и переносное значение слова. (3 ч.)

14

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Понимание прямого и переносного значения слова.

1


15-16

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений аллегории.

2


Текст.(5 ч.)

17-18

Текст как результат употребления языка. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение.

Тема и основная мысль текста (идея).Способы связи предложений в тексте. Диалог. Монолог.

2


19-20

Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета.

Определение темы и основной мысли текста. Выразительное чтение текста-описания.

2


21

Создание собственного рассуждения, диалога , монолога.

Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения, диалога.

1


Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.(2 ч.)

22-23

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Особенности интонации.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения в прозаическом тексте. Восклицательные предложения и их интонация. Стиховая пауза. Ритм, рифма. Строфа.

2


Устная народная словесность. (3 ч.)

24-25

Различные виды устной народной словесности.

Знакомство со сказками, небылицами,загадками,скороговорками,пословицами,поговорками,считалками.

2


Литературное эпическое произведение. (3 ч.)

26.

Произведение, созданное писателем.

Эпическое, лирическое, драматическое произведения.

Литературная сказка.

1


27.

Басня.

Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басни. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

1


28.

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведении. Особенности языка.

1


Литературное лирическое произведение. (2 ч.)


29-30

Стихи о родине и природе.

Понимание главного свойства лирических произведений - выражение мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.

2


Литературное драматическое произведение. (5 ч.)

31-32

Драматическое произведение как особый род словесности

Пьеса-сказка. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении. Авторские ремарки. Чтение пьесы по ролям.

2


33-35

Сочинение собственной сценки.

Инсценировка эпического произведения. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик..

3





Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения предмета «Русская словесность»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





Раздел VI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Русская словесность»

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым

разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русской словесности, служат

соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.



Раздел VI. Перечень учебно-методической литературы.

Для учителя.

1) Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность : От слова к словесности. 9 класс». - М.,2000.

2)Горшков А.и. А.С.Пушкин в истории русского языка. - М., 2000.

3)Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб.. 1998.

4)Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л..1967

5)Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: пособие для учителя. - М., 1997.

6)Максимов Л.Ю. о языке и композиции художественного текста// Язык и композиция художественного текста/отв.ред. Л.Ю.Максимов. - м., 1983.

7)Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

Для учащихся.

1)Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

2).Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. - М.. 1960.

3)Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

4)Успенский Л. Слово о словах.(Любое издание)

5)Чуковский К.И. Живой как жизнь. (Любое издание)

6)Шанский Н.М. Занимательный русский язык.- М., 1996. - Ч. 1,2.

7)Шанский Н.М. лингвистические детективы. - М., 2002.




Материально-технические средства для реализации программы

Технические средства обучения

КомпьютерPHILIP ,подключенных к сети Internet

1

Проектор ACER

1

Авторские презентации по темам уроков русской словесности

1

Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках

1

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

15+30

Стол учительский с тумбой.

1

Стол компьютерный

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

6

Настенная доска

1





17


© 2010-2022