Урок-практикум по русскому языку в 11 классе Подготовка к ЕГЭ. Особенности публицистического стиля речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум по русскому языку в 11-ом классе по теме

«Особенности публицистического стиля речи»

Цели урока:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его лексические и синтаксические особенности, средства эмоциональной выразительности, работать с заданиями по материалам ЕГЭ.

Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

  • Совершенствование речемыслительной деятельности;

  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и составлять таблицы обобщающего характера;

  • Развитие умения логически верно излагать мысли;

  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

  • Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Тип урока: урок обобщающего повторения и углубления знаний;

Технология: технология критического мышления;

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная;

Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике, совершенствуют навык работы с тестовыми заданиями по материалам ЕГЭ

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийное оборудование; презентация «Публицистический стиль речи»;карточки для индивидуальной и групповой работы; таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал); тестовые задания (раздаточный материал);бланки ответов для заданий части В на ЕГЭ.

Ход урока.

1.Органицационный момент.

- Всем присутствующим на уроке хочу пожелать только положительных эмоций, а вам, ребята, удачи, так как с маленькой удачи начинаются большие успехи.

2. Индивидуальные задания на доске:

1) Выписать по 1 примеру словосочетаний с разными способами связи слов (согласование, управление, примыкание), выполнить их синтаксический разбор.

2) выполнить синтаксический разбор предложения.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.(Д.С. Лихачев)

3) Выполнить морфологический разбор слова своей из предложения.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

4) Выписать лексическое значение слова благоговение и словосочетания отрадное чувство:

3.Орфографическая работа.

Бескрайние поля, беспредельные величественные дали, островки берёзовых рощ, по-девичьи грациозные берёзки, блестящие на солнце реки, узкие липовые аллеи, роскошные долины и леса, аромат распустившихся деревьев, ясная синева осеннего неба, бесконечные вереницы облаков, наслаждение гармонией и чистотой природы, чарующий взгляд на просторы родного края, благоговение перед красотой своей земли, отрадное чувство.

3. Самопроверка (нормы оценок на доске), у 2 уч-ся проверяет учитель.

-Какие орфограммы повторили?( корни с провер. и непровер. гл. в корне слова, черед. корни, правописание приставок, ь после шипящих на конце существ.)

4. Проверка индивидуальных заданий на доске.

1. -связь слов в с/с

Согласование:

Управление:

Примыкание: грациозные по-девичьи.

2. -синтаксический разбор предложения

Повеств, невоскл., сложное, с/п с придаточным условия:

1 )Придаточное, присоедин. с помощью союза если, двусост, рапр, полное, прям. порядок слов;

2)Главное, двусост, распр., полное, прям. порядок слов, осложнено вводным словом)

3. - морфологический разбор слова

Своей - местоимение.

1.Страны (чьей?) своей. Указывает на принадлежность предмета.

2. Пост.призак - притяжательное. Непост признаки: в Р.п, ед.ч., ж.р.

3. Страны (чьей?) своей. (является определением)

4. Лексическое значение слов:

Благоговение - глубочайшее почтение

Отрадное (чувство) - отрадный - приятный, утешительный.

Отрадное чувство - приятное чувство.

5. Беседа

-Какой темой можно объединить словосочетания, с которыми вы работали при выполнении орфографической работы? (Тема Родины)

-Подберите синонимы к слову Родина.(Отечество, Отчизна, родной край, родная страна, место рождения).

-Обратите внимание на смысл предложения. Чьё это высказывание?

-Как вы его понимаете?

- Оформите каждый себе в тетрадь это предложение как предложение с прямой речью.

Д.С.Лихачёв писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

6. Сообщение темы урока, постановка целей.

-О какой теме пойдёт речь сегодня на урок?(О теме Родины)

-Как вы думаете, высказывание Д.С.Лихачёва принадлежит к какому стилю речи?(публицистическому)

-О каком стиле речи мы будем говорить на уроке?

-Какая тема урока?

- Сегодня на уроке я вам предлагаю продолжить разговор о теме Родины, но выяснить особенность звучания этой темы мы должны в текстах публицистического стиля.

Тема урока. Особенности публицистического стиля речи.

Цель?

Цель Обобщить знания об особенностях публицистического стиля

-А какое умение будем развивать?

развивать умение работать с текстом, определять его особенности.

- А зачем вам нужно знать стили речи, уметь работать с текстом разных стилей .

Основная цель уроков русского языка :Подготовка к сдаче ЕГЭ


  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его лексические и синтаксические особенности, средства эмоциональной выразительности, работать с заданиями по материалам ЕГЭ.

  • 7. Работа по теме урока.

-сначала нам необходимо найти ответы на теоретические вопросы предложенной таблицы. Где мы можем их найти?

(Учебник и Интернет) В учебнике раздел «Публицистический стиль»

Просмотрите раздел и найдите ответы на предложенные вопросы.

-А у Любы было задание поработать с дополнительными источниками информации и подготовить мультимедийную презентацию по данной теме.

Послушайте и будем отвечать на вопросы теории по данной теме.

*Выступление ученицы с мультимедийной презентацией по теме «Публицистический стиль речи»

2) Вопросы к классу по таблице.

Цель публицистического стиля речи

Сфера применения (где?)

Информирование, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём - то.

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Функции (зачем?)

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу

Основные стилевые особенности

Лексические особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта

Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики.

Синтаксические особенности

Средства эмоциональной выразительности


Однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты

Экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории, и т. п.)

Жанры

Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)

А теперь поработаем с текстом, определим его стилевую принадлежность, выявим особенности.

3)Упражнение 407 (подписываем в тетрадь)

- Кто автор текста? Что вы знаете об этом человеке?

4 ) Сообщение ученика о Д.С.Лихачёве.

Важно знать факты из жизни и творчестве этого человека, т.к на ЕГЭ часто встречаются тексты для написания сочинения- рассуждения.

5) Чтение текста .

-Послушайте текст с сопровождением мультимедийной презентацией, составленной Алексеем М.

-А теперь я вам предлагаю в группах поработать над анализом текста

6) Задание по группам:

1 группа

Объясните лексическое значение слов и выражений:

Архитектурный облик - внешний вид здания, сооружений.

Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Варварство - грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

Историческое и культурное наследие - явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Реставратор- специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.

Реконструкция - коренное переустройство, переоборудование чего-либо.

Невиданное поругание святыни - действие, причиняющее оскорбление, унижение; глумление.

Монастырь - Религиозная община Монахов или монахинь, представляющая собой Отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Увертюра 1. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п.

2. перен. Начальный этап, предваряющая часть чего-либо.

Невосполнимая потеря - То, что потеряно, утрачено.

Уникальные памятники - единственные в своем роде, неповторимые.

Рукотворные свидетельства прошлого - созданные , сотворенные руками человека, человеческим трудом памятники, сооружения, здания.

- Какой вывод можно сделать, какие понятия затрагивает текст Д.С.Лихачёва.

Значимые для общества?

Конечно, текст затрагивает общественно значимые понятия: понятия культуры, морали, этики.


  1. группа

1. Найдите синтаксические средства и средства эмоциональной выразительности.

2. К какому жанру относится данный текст?

3 группа

  1. Какая проблема волнует автора текста?

Проблема заявлена в первом предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?»

Д.С. Лихачева волнует проблема (чего ?) бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

4группа

Актуальна ли проблема варварского отношения к историческому и культурному наследию в современном мире?

Проблема актуальна, так как нельзя говорить о цивилизованности народа, уничтожающего свою историю.

5группа

1.Прокомментируйте авторскую оценку проблемы варварского отношения к историческому и культурному наследию страны.

- «запас» памятников культуры крайне ограничен;

- он истощается со все прогрессирующей скоростью;

- утрата любого - памятника культуры невосстановима: он всегда индивидуален

2. В чём, по мнению автор, причина варварского отношения к историческому наследию?

Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.

6 группа Как, по мнению Д.С. Лихачёва, воспитывать такое чувство, как патриотизм?

От воспитания с малого - любви к семье, дому, школе к воспитанию любви к родной речи, к родному селу или городу, к родному краю, к родной культуре, уважения к чужой культуре речи, земле .

Вывод Стиль речи данного текста - публицистический, так как главная функция текста - воздействие на читателя по проблеме варварского отношения к историческому и культурному наследию страны.

Лексические особенности текста - текст насыщен понятиями культуры, морали, этики. Средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы , риторические вопросы, восклицательные предложения, ряды однородных членов.

Синтаксические особенности: сложные предложения, безличные предложения.

По жанру текст представляет собой статью.

8) Самостоятельная работа

Работа с данным текстом продолжается, и я вам предлагаю поработать с этим текстом самостоятельно и выполнить тестовые задания части В

( задания В1- В8 ). Ответы запишите на бланках .

9) Домашнее задание .

1) Заполнить таблицу «Особенности публицистического стиля речи»

2) Написать сочинение - рассуждение по тексту .

9) Итоги урока. Оценки.

10) Рефлексия

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

6.

Я думаю, что ответы на задания части В на ЕГЭ найду

без затруднений / будут трудности

7.

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
полезным/бесполезным

Сдайте тетради, вложив в них листки самооценки.

Урок закончен, всем спасибо за работу.

8


© 2010-2022