Проекты на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над проектами по литературе

В соответствии с моделью педагогики развития основу содержания и структуру школьной географии составляет дидактический принцип личностно ориентированного обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных знаний и умений. Хотя изучение русского языка и литературы являются ведущими предметами в школьной программе, тем не менее обучающиеся читают книги мало и неохотно. Эта проблема хорошо известна всем школьным педагогам. В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий - проектная деятель Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей. Обучающиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, исследуют, развивают навыки отбора информации, анализируют текст, развивают речь - все это позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

Хочу поделиться опытом работы по работе над проектами. К работе над проектами я стараюсь привлекать детей с пятого класса. Предлагаю различные темы, выявляю заинтересованных, мотивированных. Так в 5 классе были созданы проекты «Наша школьная библиотека», в 6 классе «Настоящий русский человек (по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), «Книги, которые нам нужны( по повестям А.Алексина», в 7 классе «Алые паруса» Грина , «Книги - экология души». Работы были успешно закончены , принимали участие в научно-практических конференциях разного уровня, получали призовые места. Но главное, через работу над проектом удается заинтересовать обучающихся чтением художественной литературы, учить различным навыкам исследования. Проекты были групповые, но были и индивидуальные.

Персональный проект - это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чем-либо, являющаяся внутренним побудителем активности) - мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель - результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определенные задачи и совершить некие операционные действия.

Если в 5 классе проектная работа идет под непосредственным руководством учителя, то, чем старше становятся дети, тем легче с ними организовать данную работу,т.к. многие навыки уже сформированы.

Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану:

1. Ознакомление с темой.

2. Распределение обязанностей и составление плана.

3. Работа над проектом.

4. Оформление.

5. Предзащита.

6. Защита.

Творческий проект моей ученицы «Книги - экология души» явился завершением работы над отдельными проектами, начиная с пятого класса. Проект девочка делала самостоятельно, нужно было только курировать .

Защита проекта -стимул дальнейшей, более серьезной работы над подобными проектами. Именно на таких защитах закладываются ростки будущих интересов, что не раз я и наблюдала. А для учителя проектная деятельность своих учеников - один из поводов к самообразованию.

Меняется роль учителя. Из непререкаемого наставника, авторитета он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего товарища по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко, и к ней нужно готовиться.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого - проектная деятельность.



© 2010-2022