Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку Круговорот воды

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок познания мира и русского языка в 3-м классе на тему «Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам»

Тема:

  • Круговорот воды в природе.

  • Изменение имен существительных по падежам.

Цели:


  • Обобщение знаний по теме: «Биоценоз»

  • Рассмотреть основные этапы круговорота воды в природе.

  • Познакомить с новыми понятиями «рельеф», «ландшафт»

  • Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе.

Оборудование к уроку:


  • Карточка со словами «рельеф» и «ландшафт».

  • Картинки с животными и растениями биоценозов леса, луга, водоема.

  • Скотч.

  • Фонограмма «Голоса птиц леса».

  • Карточки «капельки» для путешествия.

  • Карточки «капельки» для оценки правильных ответов.

  • Схема ландшафта на ватмане.

  • Рисунки дождя («фотографии» Старика-дождевика)

  • Карточки со словами «почва», «глина», «песок».

Оборудование для опыта.

  • При отсутствии стеклянного оборудования можно его изготовить из пластиковых бутылок.

Отрезать горлышко бутылки - это воронка; оставшаяся нижняя часть - стакан.

  • Кокошники или шляпы с надписями «Море», «Пар», «Облако», «Туча», «Почва», «Песок».

  • Магнитофон.

  • Снег или лед для сюрпризного момента в конце урока.

ХОД УРОКА

Урок начинается с веселой физической минутки, которая настраивает ребят на рабочий лад.

Дети хором проговаривают за учителем:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться -

И день, и ночь, и день, и ночь.

«БИ» - рука влево;

«О» - рука вправо;

«ЦЕ» - хлопок;

«НОЗ» - присесть;

«ВОДОЕМА» - все садятся на места.

Учитель:

Ребята, здравствуйте. Мы продолжаем с вами разговор о водоемах. А тема нашего сегодняшнего урока скоро «вольется» из ваших уст.

Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Ничего? Совсем ничего? А кто зоркий?

(Углубления, впадинки, царапинки)

Такая вот, ребята, была наша планета много миллионов лет назад: безжизненная, с возвышенностями, шероховатостями, углублениями. Это рельеф - (лист бумаги - карточку - с новым словом прикрепляется к доске). А теперь превращаем поверхность нашей планеты в ландшафт - (переворачиваем плакат, прикрепленный к доске, на котором указаны три вида биоценозов; биоценоз леса, биоценоз луга, биоценоз водоема).

(Три ученика выбирают, разложенные на столе картинки и составляют каждый свой биоценоз.)

В это время под фонограмму голосов птиц один из учеников рассказывает и показывает ярусы леса.

Шиповник - руки к плечам, т.к. это кустарник;

Подосиновик - руки вниз, т.к это гриб;

Ель - руки вверх, т.к. это дерево;

Подорожник - руки на пояс, т.к. это трава;

Береза - руки вверх, т.к. это дерево;

Клен - руки вверх, т.к. это дерево;

Рыжик - руки вниз, т.к. это гриб;

Ромашка - руки на пояс, т.к. это цветок.

После рассказа о ярусах этот ученик проверяет правильность расположения картинок по биоценозам. Учитель вместе с учащимися класса проверяет и обобщает сведения о биоценозах.

Работы учащихся оцениваются (можно выдать всем отвечавшим карточки-жетоны в виде капелек воды).

Учитель:

Молодцы! А теперь посмотрите на доску.

( В это время открывается другая доска, на которой расположена схема)



Каждый ученик получает «капельки» воды.

Учитель:

Ребята, напишите, пожалуйста, из каких водоемов к нам на урок могла попасть эта капелька.

Дети пишут: ручей, озеро, река и т.д.

Молодцы! Пора совершить нашей капельке путешествие. Припекает солнышко. Что происходит с водой? Верно, капелька превращается в пар, это газообразное состояние воды. (Капельки крепятся на схему). Пар поднимается в небо. Там капельки собираются во что? (Облака). Они сгоняются ветром и превращаются в тучи. ( Солнце закрывается тучами).

Грянул гром, сверкнула молния.

Гром мы слышим, молнию мы видим.

Гром плюс молния получилась гроза.

Шел долговяз и в землю увяз. Что это? (Дождь)

Старичок- дождевичок сфотографировал дождь. Посмотрите на карточки, бывает ли такой дождь?

Капли, будто нити, соединяют небо и землю - проливной.

Более мелкий, от него на лужах пузырьки. Это грибной дождь.

Мелкий, как бы незаметный - моросящий.

А бывают еще дожди: слепой, медленный, летний, осенний.

Учитель:

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете:

Это очень хорошо

И большим, и детям.

Попала наша капелька с дождем на землю. Заглянем в недра земли.

Как вы думаете, почему холм так разукрашен? Кто догадался?




(Ребята, которые первыми догадались, выходят к доске и прикрепляют карточки с надписями: ПЕСОК, ГЛИНА, ПОЧВА, КАМНИ.)

Учитель:

Посмотрим, где наша капелька может пройти, через какие слои?

Опыт: в три воронки заранее насыпаем глину, песок, рыхлую почву. Поставив их в стеклянные стаканчики, пытаемся пролить через них воду. Вода будет проходить через песок и рыхлую почву.

Учитель:

Ребята давайте на нашу схему прикрепим еще капельки, но только там, через какие слои нашего холма она пройдет.

Глина тоже необходима - она, располагаясь слоями, направляет воду в водоемы. Место выхода ручейка называется родником (прикрепляется еще одна карточка). Вода опять вернулась в наш водоем.

Как вы, ребята, думаете, вода, вытекающая из родника, чистая? А почему?

(Учащиеся отвечают, что она чистая, так как она прошла через природные фильтры - почву и песок).

Но вот опять припекло солнышко. Что произойдет с водой? Все повторяется? На что похоже это движение? Правильно это круговорот воды. Это и есть тема сегодняшнего урока - «Круговорот воды в природе». Молодцы.

Учитель:

Ребята, откройте тетради по русскому языку и запишите дату нашего путешествия. Мы сейчас повторим падежи и проведем малый круговорот.

(Повторение падежей происходит прочтением четверостиший учителем. При этом ученики выходят к доске. Такое повторение можно соотнести с физминуткой.

Учитель:

1.

Я совсем не виноват,

Что именительному брат.

А еще, что удивительно,

Я родня еще родительному.

Правильно, это винительный падеж.

(Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске и получает кокошник (или шляпу) с надписью «Туча».)

2.

Бываю я доволен чем-то,

Бываю я доволен кем-то,

А с кем-то я творю добро -

Ведь в людях главное оно.

Правильно, это творительный падеж. Шляпа с надписью «Почва».

3.

Я, ребята, не при чем,

Что не знаю ни о чем.

Ни о ком совсем не знаю.

Узнать себя вам предлагаю.

Предложный падеж. Шляпа с надписью «Песок».

4.

Я имен не называю,

Я секрет не открываю.

Я спрошу лишь «кто?» да «что?» -

Это он, она, оно!

Именительный падеж. Шляпа с надписью «Море, река».

5.

И не рад я никому,

Ничему я не учу.

Только вам скажу я честно -

Всем понравиться хочу!

Дательный падеж - шляпа «Облако»

6.

Никого не вижу,

Ничего не слышу,

Никого не знаю,

Ничего, никому не скажу.

Родительный падеж - шляпа «Пар».

Учитель:

А теперь «Встаньте дети, встаньте в ряд». Именительный падеж - командир, а вы - отряд.

(Ребята быстро перестраиваются в порядке падежей и замечают, что они построились в порядке: водоем - пар - облако - туча - почва - песок)

Учитель:

Встаньте вкруг, спиной друг к другу. Солнце жарче припекает. Круговорот начинается. (Ученику - именительный падеж -дается карточка со словом «росинка», он читает его с учетом падежа и передает следующему - родительному падежу («росинки») и так до предложного падежа. После первого круга, можно предложить другую карточку - «снежинка», «капелька» и т.д.).

А состоит ли снежинка из воды? Правильно, это твердое состояние воды.

Учитель:

Ребята, запишите в тетрадях по падежам то слово, которое вам понравилось.

Скажите, произошло словообразование или словоизменение? Найдите основу этого слова.

А теперь составим словосочетание с этим словом, а заодно и поиграем.

Игра на внимание.

У доски одна ученица, она- снежинка. Ученица отвернулась от класса, чтобы не видеть остальных учеников. Учитель кладет по очереди руку на плечо какому-нибудь ученику, а тот должен проговорить ответ на вопрос «Снежинка какая?». Таким образом, получается словосочетание. Задача ученицы- определить по голосу ученика.

Получившиеся словосочетания ученики записывают в тетрадях.

Учитель:

Спасибо за работу по словосочетаниям. (Обращается к «снежинке»: Кто тебя лучше всех похвалил, какое словосочетание тебе больше понравилось? Отблагодари его». Снежинка может потереть щеки тому ученику кусочком люда, заранее запасенным учителем. Это внесет элемент игры урок, дети всколыхнутся и активизируются.)

Учитель:

Вот и подходит к концу наше путешествие. Запишите, пожалуйста, в тетрадях:

Снежная сказка.

Жила-была Снежинка. Однажды…

А что было однажды сочините и запишите дома. Как вы думаете, наш урок вам в этом поможет? Чем?

Учитель:

Долгожданный дан звонок -

Вот и кончился урок.

Получи сегодня «5» -

Завтра встретимся опять!

При выставлении оценок необходимо учесть и количество собранных каждым учеников «капелек» за правильные ответы.

© 2010-2022