Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС) УМК Меркин Г. С

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;

-«Программы курса Литература 5-9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,-Москва, «Русское слово», 2012;

- материалами учебно-методического комплекса по литературе для 5 класса Г.С.Меркина, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по литературе и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывает последовательность изучения разделов литературы с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «литература»; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.

Место предмета в учебном плане МБОУ Наумовской ООШ

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе на этапе основного общего образования в объеме 105 часов.

В учебном плане школы отводится часов 105, в неделю -3.

Сочинение - 4

Анализ эпизода - 1

Литературная игра - 2

Проверка техники чтения - 2

Проект (в т.ч. мини-проект) - 2

Конкурс чтецов - 2

Заочная экскурсия - 9

Экскурсия - 3

Литературная викторина - 2

Инсценирование отрывков произведений - 1

Резервное время, предусмотренное в Примерной программе, использовано для реализации авторского подхода при изучении сказок, творчества А.П.Чехова, использования разнообразных форм организации учебного процесса (литературные игры, проекты, конкурсы чтецов, экскурсии и заочные экскурсии, литературные викторины), внедрения проектно-исследовательской педагогической технологии.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Уровень обучения базовый

Цели и задачи изучения литературы

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

Цели первого уровня

- иметь представление об основных функциях литературы, о связи литературы и культуры народа, о роли родной литературы в жизни человека и общества;

- осознавать место русской литературы в системе гуманитарных наук и её роли в образовании в целом.

Цели второго уровня

- знать отличительные признаки родов и жанров литературы;

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

- воспринимать и понимать древнерусский текст; выделять нравственную проблематику древнерусских текстов;

- характеризовать героев русской литературы 19 и 20 вв. и героев зарубежной литературы;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Цели третьего уровня

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

Цели четвёртого уровня

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Изменения, внесенные в программу, обоснования

В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса мало. Особое внимание уделено изучению творчества писателей, связанных с Донским краем (А.П.Чехов), это время предусмотрена работа над проектами.

Кроме того, рабочая программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся 5 класса.

Совместная работа с классным руководителем выявила, что уровень развития познавательных процессов у учащихся 5 класса слабый: учащиеся имеют сниженные показатели логического мышления.

У учащихся класса определен средний уровень развития слуховой памяти, что соответствует возрастной норме.

Тесты на показатели развития внимания выявили, что учащиеся имеют низкие показатели развития внимания.

Проверка техники чтения в конце 2014-2015 учебного года показала, что у учащихся навык чтения сформирован недостаточно. Эти учащиеся требуют индивидуального подхода в организации учебного процесса на уроках литературы.

Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения школы позволяет осуществлять учебный процесс по литературе на хорошем уровне.

Формы и методы обучения

Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения.

Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.

В целях реализации программы используются следующие методы обучения:

  • методы объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом);

  • методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский);

  • коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

• выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение и сопоставление;

• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезиса, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное опреде-ление сферы своих интересов и возможностей;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

• обогащение словарного запаса.

II. Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

III. Содержание программы учебного предмета.

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература какискусство слова. Писатель - книга - читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания,статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочныематериалы, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира.

Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов.Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «РождениеЗевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворенииВселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (иливечер одного стихотворения) - чтение наизусть стихотворенийиз античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет вволшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовыхсказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходстваи различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка,постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж.Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарнойстатьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями,книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок,фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий,Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и ихотражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведенияхдревнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусскойлитературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажейв баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность;элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ навопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнениебасни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки,ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество - основные темы басен. Русская басня вXX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»,«Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное вбасне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория,сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтениенаизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» - конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта.Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна.Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки.Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ееотличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина;чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские местав Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурсна лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинскойсказки.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть восени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битваи русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовьк родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитиепредставлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменныйответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинскомполе», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных

Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» иливикторина («Тарханы - Москва»; «На поле Бородина» и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и событияповести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет;художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировкаучащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изданияповести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского«Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново втворческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе«Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму.Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа.И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений отеме художественного произведения; стихотворение в прозе;эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзывна эпизод, словесное рисование (портрет героя), составлениевопросов и заданий для литературной викторины (конкурс),чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия«Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянскиедети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работасо словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове.(«Грешнево - Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческаяистория. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа вчеловеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение вней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзывна эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунковучащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («ЯснаяПоляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова.Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизниЧехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя кперсонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическогопроизведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияниена формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и

приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональноесостояние персонажей; образы главных героев. Выразительныесредства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образпейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план,письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелоедетство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в созданииобраза героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составлениевопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»:образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге иимении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поетзима - аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия«Константиново - Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметови явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема,система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка;юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи - век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, романвоспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»:внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написаниесценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детскойфантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональныймир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважениевзрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «ПриключенияЭмиля из Лённеберги» (отрывок).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.

№ п/п

Название раздела

УУД

Кол-во часов по автор-ской про-грам-ме

Кол-во часов по рабо-чей про-грам-ме

Примеча-ния

1.

Введение.

Личностные: уважительное отношение

к родной литературе как явлению национальной культуры.

Регулятивные: планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий).

Коммуникативные: умение давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Познавательные: извлечение необходимой информации из различных источников.

1*

1


2.

Из мифологии.

Личностные:уважение к другим народам мира и принятие их культурных ценностей.

Регулятивные:самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности.

Коммуникативные:самостоятельное создание устных высказываний научного стиля, групповая работа по сбору необходимой информации.

Познавательные:осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме.

3

3

3.

Из устного народного творчества.

Личностные:использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала.

Регулятивные: создание устных текстов-рассуждений художественного стиля.

Коммуникативные:определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов.

Познавательные: частичный языковой анализ произведения.

8

9

4.

Из древнерусской литературы.

Личностные:осознание роли литературы Древней Русив жизни общества и государства.

Регулятивные: овладение техникой планирования учебной деятельности.

Коммуникативные:создание текстов в устной и письменной форме по заданному началу.

Познавательные: установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси.

3

2

5.

Басни народов мира.

Личностные:преобразование практической задачи в познавательную.

Регулятивные: овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала.

Коммуникативные:согласование своих действий с действиями партнёров при чтении басен.

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из различных источников.

1

1

6.

Русская басня.

Личностные:выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать.

Регулятивные: овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала.

Коммуникативные:согласование своих действий с действиями партнёров при инсценировке басен и их ролевом чтении.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач.

5

6

7.

Из литературы XIX века.

Личностные:освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Регулятивные: овладение различными типами пересказа.

Коммуникативные:создание устных и письменных высказываний на заданную тему, корректировка своей речи и речи одноклассников.

Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме.

37

38

8.

Из литературы XX века.

Личностные:стремление совершенствовать свою речь.

Регулятивные: умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- совершенствование навыков изучающего чтения;

- определение темы текста и составление плана текста.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей.

33

29

9.

Из зарубежной литературы.

Личностные:уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия.

Коммуникативные:создание монологических и диалогических высказываний в разных стилях.

Познавательные:

- осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме;

- постановка и формулировка проблемы.

14

16

Всего

105

105

* авторская программа не содержит деления часов при изучении разделов. Расчасовка взята из тематического планирования к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина.


© 2010-2022