Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.   Цели: Обучающие: - повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме « Наречие»; - совершенствовать умение работать с текстом, находить в тексте наречия; - содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.   Развивающие: - развивать творческие способности учащихся; - расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.   Воспитательные: - на материале текстов создать условия для воспитания любв...    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Повторение и обобщение по теме «Наречие»



Провела:

учитель русского

языка и литературы

Укрюкова А.Н.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Цели:

Обучающие:

- повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме

« Наречие»;

- совершенствовать умение работать с текстом, находить в тексте наречия;

- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные:

- на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

- воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование: 1) мультимедийная презентация

2) таблицы«Способы образования слов», «Члены предложения», «Ь после шипящых»;

3)карточки дифференцированных заданий, рабочая карта урока (лист самооценки);

4)словари («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный орфографический словарь русского языка»).

Эпиграф к уроку: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М. Горький.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

В лучах весны - зови иль не зови! -

Они кричат все радостней, все ближе...

Эти строки из стихотворения Николая Рубцова. С помощью каких слов поэт передаёт широту и необъятность русских просторов? (далеко, широко, высоко)

К какой части речи они относятся? (наречие)

Ещё какие наречия встречаются в отрывке данного стихотворения?(без остановки, радостней, ближе)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг: как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо вот-вот начнет таять снег, как весело, радостно вскоре защебечут птицы.

Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире?

Сформулируйте тему нашего урока

Мы повторим и обобщим весь пройденный материал по теме «Наречие».

2. Сообщение темы и целей урока.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывание М. Горького

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» - так говорил М.Горький о наречиях.

А какие цели мы поставим перед собой? (Повторить и обобщить изученного по теме «Наречие», закрепить правописание наречий, умение находить в тексте.)

Ребята, сегодня мы с вами совершим учебное путешествие в мир наречий. Мы отправимся в город под названием Наречие. Чтобы попасть в этот город, мы должны вспомнить ранее изученный материал по теме «Наречие».
Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить теоретические сведения и орфограммы, связанные с наречием. Мы не сможем продолжить наше учебное путешествие, если не сумеем выполнить какое-либо задание. Поэтому все ребята должны работать активно.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока: «Наречие. Повторение и обобщение изученного».

- У каждого из вас есть «Рабочая карта урока» (карточка самоанализа), где вы сами оцениваете свои знания, будете ставить баллы: 0 - не знаю, 1 - сомневаюсь, 3 - знаю хорошо. В конце урока мы их подсчитаем и посмотрим, как каждый оценил свои знания по данной теме.

3. Итак, мы начинаем наше учебное путешествие…

Чтобы добраться до первой станции под названием «Научная», мы должны вспомнить теоретические сведения о наречии. Возьмите, пожалуйста, карточки под номером 1 и подготовьте устные ответы на вопросы. (На подготовку даётся 2 минуты .Учащиеся работают в парах, затем отвечают на поставленные вопросы.)
Карточка № 1
3 ряд (1 уровень)
Рассказать о наречии как части речи.

(Наре́чие - часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака или предмета. Слова этого класса отвечают на вопросы «как?» , «где?» , «куда? » «когда?» )


Карточка № 1
2 ряд (2 уровень)
Какие смысловые группы наречий вам известны?

Повторение и обобщение по теме «Наречие»
Карточка № 1
1 ряд (1 уровень)
Какие степени сравнения наречий вы знаете? Расскажите об образовании степеней сравнения наречий.



4. Наш поезд благополучно прибыл на станцию «Научная».

Следующая станция «Всезнаевская». Чтобы добраться до неё, нам необходимо выполнить задания по карточкам номер 2. (На выполнение задания отводится 8 минут).
Карточка № 2
3 ряд (1 уровень)
1. Из приведённых ниже слов выпишите наречия.
Мимоходом, широкий, еле-еле, поспешно, как-нибудь, красивый, бегать, стол, бок о бок, зеленеющий, холодный, снег.
2. Вставьте в слова подходящую по смыслу приставку, образовав наречия.
…право, …лева, …начала, …бок, …пусту, …просто, …дали.
3. Спишите наречия, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения в наречиях. Сформулируйте орфограмму « Буквы о и е после шипящих».
Свеж…, певуч…, горяч…, пахуч…, ещ…, зловещ… .
Карточка № 2
2 ряд (2 уровень)
1. Спишите, вставляя а или о в конце наречий. Сформулируйте орфограмму «Буквы о и а на конце наречий».
Слев…, направ…, издавн…, досыт…, наглух…, набел…, надолг…, снов… .
2. Выпишите из предложений наречия, ставя, где следует, «ь». Сформулируйте орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Через минуту трое всадников неслись вскач… к огороду. Анна недавно вышла замуж… Войска идут и день и ночь, им становится невмоч… Всё поле было сплош… изрыто снарядами. Человек упал навзнич…
3. Спишите, раскрывая скобки; поставьте ударения, чтобы не ошибиться в написании приставки. Сформулируйте орфограмму «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий».
Огней не видно (ни, не) где. Достать спичек было (не, ни) где. Торопиться мне (ни, не) куда. Я решил (не, ни) куда не ехать. Сегодня ко мне зашли ( не, ни) сколько человек. Они (не, ни) сколько не смутились.

Карточка № 2
1 ряд (3 уровень)
1. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их. Составьте 2-3 предложения с наречиями. Сформулируйте орфограмму «Дефис между частями слова в наречиях».
На русском языке. Не так, как раньше, новым способом. Очень давно. Очень крепко. Неизвестно куда. Небрежно, плохо. Понемногу, постепенно. Неожиданно. Очень много.
2. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу наречия. Текст озаглавьте.
… зима ушла. Всю ночь … стучала капель. Утро наступило … и … выплыло солнце, расчирикались воробьи. Они … прыгали, … что-то клевали на клочках оттаявшей земли

Физинутка

Встаньте ровно, быстро поднимите руки вверх,

Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее,

Низко присядьте,

Дружно встаньте,

Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо,

Спину держите ровно.

Наш поезд благополучно прибыл на станцию « Памятная»

- Ребята, на доске записаны слова, постарайтесь их быстро прочитать, запомнить и правильно записать в тетрадь: 40 сек.

ослепительно

долгожданно

медленно

издалека

внимательно

блаженно

торжественно

Наш поезд благополучно прибыл на станцию «Орфографическая»

По-весеннему, на скаку, кое-где, насилу, вблизи, бок о бок; откуда-то, на миг, видимо-невидимо; смолоду, точь-в-точь; по привычке, впопыхах, по совести; по двое; во-вторых; когда-нибудь; в насмешку, неподалеку, с разбегу, оземь, на боковую, в охапку, попусту, почему-то, понарошке, наизнанку

Наш поезд благополучно прибыл на станцию «Фразеологическая»

- Ребята, перед вами не просто словосочетания, а устойчивые сочетания слов. Как называются устойчивые сочетания слов? Вы должны заменить эти фразеологизмы наречиями.

1. Положа руку на сердце (откровенно, правдиво).

2. Рукой подать (близко).

3. На широкую ногу (богато).

4. Черным по белому (ясно).

5. На всех парусах (быстро).

6. На вес золота (очень дорого).

7. Иголке негде упасть (очень тесно).

8. Как в сказке (хорошо, замечательно).

9. Как бедный родственник (неуверенно, скованно).

10. На скорую руку (поспешно, торопливо).

11. Ни холодно, ни жарко (безразлично).

12. Ни свет, ни заря (очень рано).

- Молодцы ребята.

Наш поезд благополучно прибыл на станцию «Синтаксическая»

Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка.

Направо от огорода, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от невзначай налетевшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле

Рефлексия:

- Прогулка по станциям была очень долгой. Наше путешествие было не только увлекательным, но и познавательным,

- Ребята вам понравилась наша прогулка?

- Что понравилось в станциях.

- Какое задание было самое сложное?

- Какое задание - самое простое?

- Самое интересное задание?

- Настал момент подведения итогов. Кто сколько жетонов набрал? Молодцы! Вы хорошо поработали.

Успехов вам и хорошего настроения!









4. Ребусы.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Ответ: около.

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Ответ: рядом.

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Ответ: внутри.

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Ответ: сзади.


9


© 2010-2022